Православные Церкви в Украине обязательно объединятся"
Патриарх Филарет -- человек необычной судьбы. Сделавший еще в молодые годы карьеру в Русской православной церкви и достигший в ней самых высоких ступеней власти, он этой же Церковью был отвержен и предан анафеме -- якобы "за раскольничество". Но не изменил своих убеждений, оптимистично утверждая: "Ну и что? История знает подобные примеры. Даже Иоанна Златоуста лишали сана, но затем же и возвращали ему его достоинство. И с московским патриархом Никоном тоже случалось подобное...". В этом смысле Патриарх Филарет некоторым образом как бы повторил судьбу Ионна Златоуста. Свергнутый Архиерейским собором Русской православной церкви, Предстоятель УПЦ продолжил работу над созданием независимой Украинской православной церкви, Патриархом которой ныне является.
--Ваше Святейшество, сегодня Вы идете дальше, работая над созданием единой Поместной Церкви, которая бы объединила все православные конфессии. Вы утверждаете, что это нужно Украине. Объясните: почему?
-- Давайте проанализируем некоторые геополитические реальности. Хотя бы на примерах стран, где доминирует православие -- Россия, Грузия, Болгария, Греция и все другие. Как свидетельствует история, в каждой из этих стран, лишь только они обретали свою государственную независимость, тут же создавалась и независимая национальная Церковь. Потому что независимость государства и независимость Церкви -- это факторы, которые взаимосвязаны очень тесно. Поэтому я абсолютно уверен, что несмотря на все существующие сегодня преграды, единая Поместная Православная Церковь в нашем государстве все равно будет создана. Обратите внимание: это не только желание миллионов верующих. Многие наши ведущие политики тоже неоднократно высказывались за это. Я считаю, что прообраз такой церкви уже есть -- это Украинская православная церковь Киевского патриархата, которая в управлении не связана ни с Константинополем, ни с Москвой, ни с какими бы то ни было еще столицами. В ней сегодня более 3,5 тысячи приходов в нашей стране, есть приходы и за рубежом, в тех странах, где проживают выходцы из Украины или их дети, внуки, правнуки... Да, пока еще существует проблема международного признания нашей Церкви другими Поместными Церквами. Потому что есть влиятельные силы, которые не хотели бы этого допустить. Но из той же истории можно проследить такую закономерность: многие автокефальные Церкви очень подолгу ждали международного признания, и рано или поздно оно таки приходило. Кстати, дольше других ожидала Русская православная церковь -- 141 год. Откуда мы ждем такого признания? Прежде всего, от Вселенского Патриарха. И дело не только в его мировом авторитете для православия. Существует еще один очень важный исторический момент. Как известно, в 1686 году Киевская митрополия, которая в то время находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата, была незаконно присоединена к Московскому патриархату. Естественно, что это присоединение никогда не признавалось Константинопольской православной церковью. Поэтому сегодня Патриарх Константинопольский претендует на то, что в случае, если такое решение созреет, только он может выдавать Томос, т.е. документ о признании автокефалии Украинской православной церкви. Интересно и то, что именно из таких соображений в 1924 году Патриарх Константинопольский признал автокефалию Польской православной церкви, ведь в свое время православные на территории Польши находилась в духовном подчинении Киевской митрополии.
-- Вот видите, "польский вопрос" Константинополем уже давно решен, а "украинский" еще нет...
--Да, но и независимым государством Польша стала гораздо раньше... Что же касается "украинского вопроса", то сейчас идут переговоры между Вселенским и Московским патриархами. Очень непростые переговоры. Ведь позиции глав этих двух крупнейших православных церквей относительно украинской проблемы существенно отличаются. Если Вселенский патриарх согласен с тем, чтобы в Украине, как независимом государстве, была своя автокефальная церковь, то Московский патриарх придерживается иного мнения. Он считает недопустимым отделение украинского православия от Русской православной церкви. В этом и состоит глубокое противоречие между Москвой и Константинополем с одной стороны, между Московским и Киевским патриархатами -- с другой. Я убежден, что это противоречие должно разрешаться прежде всего в самой Украине. Точно так же, как, например, независимость того или иного государства лишь признается внешним миром, но решается этот вопрос внутри самого государства, как только созревают необходимые для этого предпосылки. Украинская православная церковь провозглашает свою автокефалию, а уж другие Церкви рано или поздно признают ее.
--Ваше Святейшество, какое-то время Вы были, по сути, первым человеком в иерархии Русской православной церкви, являясь местоблюстителем патриаршего престола. И вполне могли быть избраны Патриархом Русской православной церкви. Как тогда Вы смотрели бы на проблему, которую мы сейчас обсуждаем?
--Это была совершенно другая историческая ситуация – эпоха Советского Союза. Сегодня мне трудно ответить, как я действовал бы в случае избрания меня Патриархом Московским. Наверное, поступал бы исходя из конкретных реалий, которые складывались в ту пору. Но думаю, что каждый патриарх должен, во-первых, заботиться об интересах своей Церкви, и в то же время он должен считаться с тенденциями в мировом православии. Исходя из этого, я полагаю, что даже находясь на престоле Патриарха Московского, я мог бы, при соответствующих исторических и политических условиях, согласиться на автокефалию украинской Церкви.
--А все-таки, что случилось, что тогда к власти пришел все же Алексий 11, а не Вы?
--Хотя шел уже 1990-й год, коммунистический режим еще оставался достаточно сильным, он не выпускал из-под контроля Церковь. Без согласия с властью на пост Патриарха не могла пройти ни одна кандидатура.
--Значит, Вам, выходцу из Украины, кремлевская власть не очень доверяла? И когда Вы это почувствовали? Ведь все предыдущие годы, похоже, ничто не мешало Вашей стремительной карьере. В 23 года Вы, недавний выпускник Московской духовной академии, уже имея опыт преподавательской работы, получаете назначение благочинным Троице-Сергиевой лавры, одного из важнейших храмов русского православия. Затем назначаетесь ректором духовной семинарии в Киеве, настоятелем Владимирского кафедрального собора, а через несколько лет -- экзархом Средней Европы, одновременно епископом Венским и Австрийским. Потом Вы стали экзархом Украины…
-- И все-таки однажды наступил период, когда я начал ощущать какую-то настороженность властей ко мне. Особенно после празднования 1000-летия крещения Руси. В то время Патриарх Пимен уже был немощен, и вся ответственность за организацию масштабных праздничных мероприятий была возложена на меня. Тысячелетний юбилей действительно стал событием огромной важности не только для Церкви, но и для всей страны. Приехали очень представительные делегации со всего мира, многие политические и государственные деятели. У этих празднеств был какой-то иной настрой, иное дыхание, непривычные для тоталитарного уклада жизни. И я почувствовал, что власть как будто насторожилась, чего-то испугалась. Я ощутил какую-то перемену отношения ко мне. И когда через некоторое время Русской православной церкви пришлось избирать нового Патриарха, я уже понимал, что для власти я теперь чужой…
--Как один из шагов на пути к созданию единой Поместной Церкви обсуждался вопрос об объединении УПЦ Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. С этим пока не получается?
-- Это сам по себе непростой вопрос. Ведь у каждой из этих двух Церквей своя очень сложная история. К этому также примешивается влияние извне. Есть силы, которые очень не хотели бы такого объединения. Тем не менее, переговоры продолжаются. Мы пока еще не объединились, но важно то, что нас и ничто не разделяет. Во-первых, нет никаких проблем канонического порядка, которые бы нас разделяли. Во-вторых, нет никаких споров о перераспределении административных полномочий после возможного объединения. Не возникает вопросов о каких то переделах епархий. Поэтому я убежден, что условия для осуществления задуманного созреют.
-- Как Вы считаете, в украинском политикуме, в частности, среди лидеров политических партий, общественных движений, достаточную ли поддержку получает эта идея?
-- Мы ощущаем большую поддержку. Вот хотя бы такой пример: в Верховной Раде уже 234 депутата вошли в объединение, которое поддерживает создание в Украине единой Поместной Православной Церкви. Эту идею активно поддерживают все национально-демократические политические партии и объединения, общественные организации. А свидетельством поддержки среди верующих безусловно является то, что возрастает количество прихожан и приходов нашей Церкви.
-- Как представлена Ваша Церковь за рубежом?
-- У нас есть приходы в Западной и в Центральной Европе, в США и Канаде, в Латинской Америке... В последние годы в них наблюдается увеличение количества прихожан. Возрастает и количество приходов. В этой связи, например, недавно в США был создан викариат, туда был назначен епископ. Им стал Степан Биляк, очень известный в украинской диаспоре США священнослужитель и общественный деятель. О своем желании принадлежать к Украинской православной церкви Киевского патриархата заявили недавно несколько православных приходов в Австралии. Хочу оговориться, что со своей стороны мы ни в коей мере не активизируем подобные процессы. Почему? Дело в том, что ранее эти приходы принадлежали другим Церквям. Их отход иногда болезнен. Для нас же главная задача -- мирно, без конфликтов с кем бы то ни было войти в мировое православное сообщество.
-- Увеличивается количество приходов Киевского патриархата в восточных регионах страны. Означает ли это, что осуществляется политика продвижения на восток?
--Мы не ставим такую задачу – расширяться на восток или на запад, на север или на юг. Подход другой: прихожане приходят в лоно нашей Церкви, а мы стараемся обеспечить их духовные потребности. И неважно, в каком регионе страны это происходит. Сегодня на территории Украины уже действуют 29 епархий. Правда, до недавнего времени шесть из них оставались без архиереев. Но вот недавно были назначены три епископа, скоро закроются и три оставшиеся вакансии... Но действительно в восточных регионах процесс образования новых приходов происходит более активно. В определенной степени это объясняется тем, что раньше тут их действовало значительно меньше, чем в западных регионах. Сегодня соотношение количества приходов во всех частях Украины постепенно выравнивается. Если, к примеру, лет пять назад в Донецкой области у нас их было всего 12, то теперь 90. В Запорожской области у нас сегодня 89 приходов, а еще не так давно их было только 20. На Днепропетровщине у нас уже 200 приходов, а было 30...
-- Значит, возрастает и необходимость в священнослужителях. Учебные заведения Киевского патриархата успевают управляться с их подготовкой?
-- Мы имеем две духовные академии -- Киевскую и Львовскую, богословский факультет в Черновицком университете, шесть духовных семинарий, несколько духовных училищ. Уровнем подготовки кадров мы довольны. Хотя есть некоторые проблемы с их распределением. Большинство выпускников стремятся получить распределение в западные и центральные регионы, где традиционно церковная жизнь всегда была более активной. А вот восточные и южные регионы в годы коммунистического режима значительно больше пострадали от жестокостей воинствующего атеизма. Последствия этого сказываются еще и сегодня. Нужно отстраивать разрушенные храмы, воссоздавать общины. Тем не менее приведенные выше сведения о росте количества приходов свидетельствуют, что мы решаем возникающие проблемы.
-- А как складываются отношения между священнослужителями Киевского патриархата и Украинской православной церкви Московского патриархата?
-- Несмотря на сегодняшние различия в позициях патриархатов, мы стараемся, чтобы отношения между священнослужителями оставались добрыми. Ведь это очень необходимо для будущего объединения наших Церквей, в котором я не сомневаюсь.
http://www.segodnya.ua/