“Призвание духовных учебных заведений состоит в воспитании пастырей и специалистов, которые будут верно служить Православной Церкви, а не просто смогут официально именоваться «богословами»”
Духовное образование в Украине пребывает на стадии серьезных реформ. Сегодня интенсивно проводится адаптация системы духовных учебных заведений к государственным образовательным нормам, соответственно требованиям Болонского процесса. О том, насколько удачно этот процесс происходит в Киевских духовных школах, рассказывает ректор Киевской духовной академии и семинарии УПЦ архиепископ Бориспольский АНТОНИЙ (Паканич).
— Ваше Высокопреосвященство, насколько вообще система духовного образования нуждается в реформах?
— Уже давно идет разговор о том, что наша система духовного образования не соответствует реалиям современной цивилизации, что вопрос о ее реформировании назрел. Время, когда в духовных заведениях воспитывалась не только церковная, но и вообще общественная элита, прошло, атеистический пресс коммунистической идеологии тоже сказался. В духовном образовании накопилось достаточно проблем, которые требуют быстрого решения. Учитывая эти обстоятельства, Украинская Православная Церковь взяла курс на реформирование системы духовного образования в целом.
— Обсуждалась ли реформа образования во время конференции, которая не так давно проходила в стенах Киевских духовных школ и собрала представителей престижнейших духовных учебных заведений Украины и России?
— Реформа образования на конференции была одним из ключевых вопросов. Стоит отметить, что это уже третий научный форум международного уровня, который проходит Киевской духовной академии. Мы рады тому, что нам удалось собрать передовых специалистов в сфере образования – как духовного, так и светского. В дискуссиях, которые иногда были достаточно острыми, обсуждалось множество вопросов, непосредственно влияющих на развитие духовного образования в Украине.
Следует подчеркнуть, что процесс реформирования в украинских духовных учебных заведениях имеет определенную специфику. Каждое заведение имеет свои определенные достижения на пути к реформированию, поэтому обмен опытом был чрезвычайно полезным. Благодаря конференции мы имели возможность оценить все позитивные результаты, которых достигли в адаптации духовного образования к общеевропейским нормам и стандартам, и совершенствовать свою модель, которая вводится в образовательный процесс в Киевских духовных школах.
— Какова же ваша модель и чем она будет отличаться от общей концепции реформы УПЦ?
— Первое, должно осознать основную цель реформы: для чего она начата, и каких результатов мы от нее ждем? Ведь иногда можно услышать не совсем корректные трактовки этой цели, будто бы реформа внедряется исключительно для приведения духовного образования в соответствие государственным и общеевропейским стандартам, чтобы студенты и выпускники наших семинарий и академий имели тот же статус, что и студенты светских вузов и чтобы наши дипломы имели признание. Думаю, что проблема статуса церковных учебных заведений и признания их дипломов важна, и решить ее необходимо, но это не должно быть основной мотивацией для проведения реформы. Повышение качественного уровня наших учебных заведений – вот что должно нас интересовать, прежде всего. Мы должны осознать, что призвание духовных учебных заведений состоит в воспитании пастырей и специалистов, которые будут верно служить Православной Церкви, а не просто смогут официально именоваться «богословами».
Я лично усматриваю смысл реформирования не в банальном «подстраивании» наших учебных заведений к определенному перечню требований с целью получения государственной аккредитации, а в введении позитивного опыта европейских учебных заведений. Это не так просто, как кажется с первого взгляда. Духовное образование на территории нашей страны всегда имело свою специфику, которая отличала его среди других систем воспитания пастырей в других Помесных Церквях. Ее характерной чертой был четкий акцент на нравственной подготовке. Считаю, что нужды в изменении этого приоритета нет и быть не может, но это никак не препятствует внедрению инноваций в образование.
Как именно они должны вводиться и что для этого нужно? Для начала, следует наладить сотрудничество с теми духовными заведениями, которые уже долгое время работают в системе духовного образования. Изучение их опыта, достижений, особенностей, воплощение ими реформ имеет первоочередное значение для усовершенствования нашего образования. Очень важно иметь личный контакт с представителями различных духовных учебных заведений Помесных Православных Церквей. Это дает возможность постоянно обмениваться опытом, вместе разрабатывать направления работы и укреплять межцерковные связи в целом.
В тоже время нужно осознавать, что наша система не второсортная относительно европейской, она всего лишь нуждается в реформировании в некоторых направлениях. К европейскому признанию мы приближаемся благодаря реальным достижениям, а не за счет формального согласования тех или иных факторов.
— Какие наработки в направлении реформ имеют Киевские духовные школы?
— Они есть и с каждым днем все более значимы. Мне как ректору КДА часто приходится встречаться с руководством зарубежных вузов. Мы наладили тесные связи с учебными заведениями почти всех стран православного мира. Не так давно делегация Киевских духовных школ вернулась из Румынии.
— Как бы Вы оценили в целом Румынскую систему духовного образования?
— Вообще, опыт Румынии очень специфический и подходящий именно для Украины. Исторически так сложилось, что судьба наших стран имеет много общего. И украинский, и румынский народы на протяжении всей своей истории должны были решительно защищать Православную веру. Румыния, как и Украина, продолжительное время находилась под давлением коммунистической идеологии. Румынское духовное образование достойно противостояло историческим вызовам, и состоянием на сегодня богословские факультеты имеют хорошую репутацию во всем христианском мире.
Румынский опыт может быть полезным для Украины в том смысле, что Румыния – это страна, которая всего за 20 лет прошла путь от социализма до страны-члена Европейского Союза. Сегодня Румыния шаг за шагом восстанавливает свое историческое место в Европейском сообществе. Духовное образование полностью признается со стороны государства. На примере Румынии видно, как образование западного образца может быть адаптировано к православной традиции. На сегодня Румыния – это настоящая твердыня Православия в ЕС – обществе, преимущественно католическом и протестантском.
Следует отметить: несмотря на то, что все богословские учебные заведения Румынии работают в системе государственного образования, обучение служителей Церкви не лишилось духовных приоритетов. На богословских факультетах румынских университетов преподают преимущественно священнослужители с многолетним опытом служения Церкви. Это дает возможность воспитывать новое поколение, для которого важнейшим остаются христианские ценности.
Также заметно, что православная наука в Румынии находится на достаточно высоком уровне. Представители этой страны постоянно участвуют в международных научных мероприятиях. Их вклад в развитие современного богословия значителен, что позволяет квалифицировать уровень румынского духовного образования как высокий.
— Владыка, как вы считаете, какие основные результаты вашего визита в Румынию?
— Несмотря на непродолжительность, визит получился достаточно плодотворным. Нам удалось встретиться с передовыми деятелями румынского образования, обменяться опытом и договориться о будущем сотрудничестве.
Мы встретились с Блаженнейшим Патриархом Даниилом, который выразил удовлетворение налаживанием сотрудничества между КДА и Православным богословским факультетом Бухарестского государственного университета. Делегация Киевских духовных школ посетила также несколько храмов и монастырей, которые играют важную роль в развитии румынского духовного образования и науки. Но, наверное, важнейшим результатом нашего визита было подписание договора о сотрудничестве между Киевскими духовными школами и Богословским факультетом Бухарестского университета.
— Какое значение имеет подписание этого договора для возглавляемых Вами духовных школ и Украинской православной Церкви в целом?
— Очень важное. Относительно Киевских духовных школ – факт подписания договора между образовательными заведениями разных стран является свидетельством признания соответствия наших школ образовательным стандартам. Именно в сотрудничестве между вузами рождается признание нашего образования. Декларация соответствия определенным нормам – это, конечно, понятие позитивное, но реальных результатов в повышении качественного уровня образования оно не дает. А вот когда признание подтверждается фактом реального сотрудничества между нашими учебными заведениями и вузами других стран – это, действительно, свидетельство признания. Подписание договора между КДА и богословским факультетом Бухарестского университета – центрального вуза Румынии – дает широкий спектр возможностей для наших учебных заведений. Договор предусматривает обмен студентами и преподавателями в рамках учебного процесса, обмен опытом во время разработки и внедрения современных образовательных методик, создание и внедрение общих научно-исследовательских проектов, проведение симпозиумов, семинаров, конференций, публикации научных сочинений и изданий, которые представляют общий интерес для деятельности наших образовательных заведений.
Киев-Львов, 7 ноября 2011