• Главная
  • Протестантизм в Украине 2014 года. События, тенденции, вызовы, перспективы...

Протестантизм в Украине 2014 года. События, тенденции, вызовы, перспективы

06.01.2015, 14:44
Протестантизм в Украине 2014 года. События, тенденции, вызовы, перспективы - фото 1

Те изменения сознания, через которые проходили многие украинцы, начиная с «революции достоинства», потом потери Крыма, войны на востоке и многого другого, — так же проходили и баптисты, и пятидесятники, и адвентисты и другие, относящиеся к протестантской ветви христианства. Переосмыслению и переоценке были подвергнуты не только и раньше просившиеся на это понятия, например, «аполитичность» и «космополитизм», но и такое до того незыблемое и однозначно трактуемое в постсоветской протестантской среде понятие как «пацифизм».

Введение

Подводя итоги 2014 года в плоскости жизни и деятельности протестантских союзов, объединений и крупных церквей Украины, сложно найти значимые, но чисто внутренние события типа: слияние братств, кардинальная смена руководства (ведущая за собою смену парадигмы) или доктринальные изменения. Все значимые события и изменения в протестантизме напрямую связаны с событиями и изменениями всего украинского общества. Большинство отдельно взятых обычных христиан, служителей, пасторов, епископов, как и в целом церквей и союзов, были втянуты в политические и социальные процессы, захлестнувшие Украину. Те изменения сознания, через которые проходили многие украинцы, начиная с «революции достоинства», потом потери Крыма, войны на востоке и многого другого, — так же проходили и баптисты, и пятидесятники, и адвентисты и другие, относящиеся к протестантской ветви христианства. Переосмыслению и переоценке были подвергнуты не только и раньше просившиеся на это понятия, например, «аполитичность» и «космополитизм», но и такое до того незыблемое и однозначно трактуемое в постсоветской протестантской среде понятие как «пацифизм».

Новое время принесло новые темы для дискуссий, проповедей, семинаров, конференций, книг, статей и молитв (то, о чем молятся, является показателем того, чем живут; на сайте баптистов основная молитвенная линия на начало декабря выглядела так: о подготовке к зиме в пунктах размещения временных переселенцев, о служении церкви на оккупированных территориях, о восстановлении жизнедеятельности на территориях конфликта, об окончании боевых действий в зоне конфликта и т.п.).

Головокружительный скачок в развитии Украины как независимой страны и рождение в ней гражданского общества застало некоторых протестантов врасплох (какой это процент от общего состава — сказать трудно). Но время и место в очередной раз оказали влияние на украинские протестантские Церкви, корректируя какими им быть, чтобы соответствовать этому времени и этому месту, называемому Украиной, чтобы не быть в арьергарде общества, а наоборот, отвечать на его запросы. Этот процесс начался в конце 2013 года, продолжался весь 2014-й и, несомненно, продолжится в следующем году.

Майдан (протестанты и политика)

Но все начиналось с Евромайдана, переросшего просто в Майдан, в революцию достоинства. События, начавшиеся в Киеве, а позже перебросившиеся на все области Украины, поставили перед протестантами вопрос взаимоотношений христианства, политики и власти. Этот вопрос возникал и обсуждался и раньше, но не так остро. Рассуждения на эту тему уже не носили отвлеченный характер, а касались самой жизни. Жизни не в СССР, а в Украине. Нужно было что-то делать, это понимали все, но что именно делать и как далеко можно заходить в этом делании – вопрос оставался открытым. Традиционный ответ «буду молиться» уже не удовлетворял, то есть «только молиться» не удовлетворял.

Молитвенная палатка на Майдане

Раньше политика сводилась к выборам депутатов, мэров и президентов и была частным делом любого христианина, но Майдан заставил вступить в борьбу целые союзы и объединения протестантских церквей. Выступления и молитвы на воскресных Вече лидеров (включая первых лиц) крупнейших протестантских объединений показали, что среди них нет случайных людей. Майдан послужил серьезной проверкой духовного состояния, лидерских и просто человеческих качеств руководителей объединений. Каждый проходил свой путь, у каждого было свое время переосмысления происходящего.

Большинство христиан находилось где-то в состоянии двух молодых людей пришедших в конце декабря 2013 года на прямой эфир «Громадського телебачення». Они пришли прямо с Майдана, на котором были участниками, но вразумительно ни на один вопрос ведущего Данила Яневского так и не смогли ответить. Где-то интуитивно они понимали, что участие в сопротивлении должно быть активным, но библейски его обосновать затруднялись. Большинство ответов сводилось к тому, что нам нужно молиться, молиться и еще раз молиться. Ответы вроде бы правильные, христианские, но приходило четкое понимание, что в данных обстоятельствах этот ответ не полный (кстати, для многих христиан «буду молиться» как «корван» когда-то для евреев, позволяет ничего не делать и при этом выглядеть духовным христианином). Действенная любовь всегда стереотипно представлялась в виде добрых дел и ассоциировалась с матерью Терезой Калькуттской, а любовь с деревянным щитом и палкой в руках выбивалась за рамки стереотипов, отсылала к временам крестоносцев, так любимым Гилбертом Честертоном, но весьма осуждаемым современными протестантами. Осуждаемым с отдаленности других времен и нравов (хотя маленький поворот истории, например, такой как война, заставляет людей проявлять те же самые нравы).

Еще совсем недавно в беседе с американскими братьями, наши христиане задавали им вполне «правильный» вопрос: «Как это ваш президент, называющий себя христианином, мог отдавать приказ начинать войну (в Афганистане, Ираке, Югославии…)? Не иначе как его христианство носит номинальный характер». Сегодня большинство христиан в Украине так же «номинально» верующие…

Правильные ответы помогло выработать и сформулировать понимание, что происходящее - это не борьба между политическими группировками за сиюминутные интересы, а борьба между отживающей, но цепляющейся за жизнь совковой, безбожной, по сути, ментальностью и новой… Что это, в конце концов, борьба между злом и добром. Персонифицированным злом здесь сначала выступал Виктор Янукович, а потом эстафету перенял президент России Путин. Аполитичность при таком раскладе для некоторых уже становилась грехом. Вспомнились основы, вспомнилось, с чего, собственно, начинался «протестантизм». С протеста. Борьбы. В том числе политической (между Ватиканом и немецкими князьями), которую невозможно было избежать в силу спаянности религиозного и политического, спаянности в обществе в целом и в индивидууме в частности. Эта спаянность оказалась реалией не только для средних веков. Духовная война тьмы и света всегда проецируется на все сферы жизни человека, и периодами она достигает обострения именно в политической сфере. Как тогда, так и теперь в ход идет и молитва, и перо, и меч (для каждой сферы есть свое оружие). Вспомнился великий протестант Ульрих Цвингли, умерший не в постели, а в битве при Каппеле, где он был в роли капеллана в войсках своего кантона.

Когда победил Майдан и из страны убежали Янукович и сотоварищи, именно протестант Александр Турчинов, утвержденный головой Верховной Рады, стал и.о. президента Украины. В другое время это было бы почетно и славно, но именно в тот момент безвластия внутри страны и ее беспомощности перед внешним врагом Турчинов и вся новая команда у руля сумели – при всей неоднозначности оценок их усилий — вывести страну из политического коллапса с наименьшими потерями…

Крым (протестанты и патриотизм)

Если Майдан, хоть и начался по вине внешних по отношению Украины факторов (давление Москвы для отказа от евроинтеграции), но был внутренним делом и касался внутренних проблем: социальных стандартов, справедливых судов, коррупции, реформ, перезагрузки власти и прочего, то аннексия Крыма была по природе чем-то другим. Здесь уже проверялся, пробуждался или вовсе рождался патриотизм.

Протестанты Украины состоят частью из верующих, рожденных в СССР (и не уехавших в 90-х за океан, так как «патриотизм» не считали просто словом), частью из рожденных там же и пришедших в церковь в начале 90-х (они с развалом «могучего и великого» остались без Родины, и не для всех из них Украина стала нею), частью из рожденных в независимой Украине. Если для последних патриотизм как бы естественен, то для тех, кто ностальгировал за чем-нибудь советским, ощутить себя украинцем было сложно. И именно «крымнаш» оказался силой, породившей массовый патриотизм в Украине. И тем сильней была разбудившая пощечина, что делал ее «брат» и гарант нерушимости границ Украины. Отсюда получались смешанные чувства возмущения, боли и обиды – вначале. И желание дать отпор – потом.

Да, прежде всего, ты – христианин. А потом ты - мужчина, муж, отец, гражданин. Но от того, какой ты христианин, будет также зависеть, каким ты будешь из всего перечисленного, в том числе, гражданином. Не случайно ты родился в это время НА ЭТОЙ земле и чувствуешь свою принадлежность к человечеству в целом и к этому народу в частности. Апостол Павел совершил три миссионерских путешествия по Римской империи, чтобы привести как можно больше людей разных национальностей к Христу, но только о своих собратьях-евреях он сказал, что готов ради них быть отверженным от Христа. Невозможно возлюбить весь мир, не возлюбив свой народ, невозможно возлюбить все человечество, не возлюбив отдельно взятого человека. Где-то такие и подобные им мысли позволили сформировать и сформулировать идею патриотизма, не противоречащего букве и духу Библии. Тем более, в данных обстоятельствах, когда твоя страна не нападает, а обороняется, когда не твоя страна отхватывает кусок чужой территории, а у нее отбирают, пользуясь безвременьем, смутой и «ранением».

АТО (протестанты и пацифизм)

Пастор Сергей СкоробогачЕсли Крым потеряли буквально без крови, то дальнейшие события в двух восточных областях Украины повлекли за собой тысячи убитых со всех сторон. В том числе христиан, в том числе протестантов, включая служителей. Например, 14 июня в Мариуполе от попавшего в автомобиль снаряда сепаратистов погиб пастор церкви «Обновление» Сергей Скоробогач, которого я знал лично (он был также председателем Совета Церквей города Мариуполя). Это была уже война. И война подняла ряд других серьезных вопросов, сведенных к одному: отношение к оружию (со всеми вытекающими). До того, отвергнув аполитичность, перейдя в лагерь патриотов и получив бонус в виде оборонительной, справедливой войны, было вполне логично прийти к мысли об активном участии в защите страны. Теперь для экипировки требовались не деревянный щит и палка, а бронежилет и автомат. Вот так плавно и безболезненно одно перетекло в другое…

Решение, как поступить христианину в отношении оружия, предоставлялось самому христианину. Его совесть, его решение, его ответственность. Такое решение было вынесено всеми протестантскими братствами Украины. У баптистов эту мысль озвучил и обосновал Сергей Санников на конференции «Церковь в условиях войны», проходившей 20-21 ноября в Киеве. Отношения именно к оружию. Нажимать на курок или нет? Но роя окопы, строя блиндажи, снабжая армию продуктами и одеждой и даже просто переведя 5 гривен с телефона, ты делаешь «все для фронта, все для победы». Сам не нажимаешь на курок, но одобряешь делающего это (делающего вместо тебя). Сражающегося за тебя и твою семью. Сам не стреляешь, но всячески помогаешь и молишься за тех, кто это делает. Таким образом, вполне логично пацифизмом обозначить не просто отказ от применения оружия, но и полное отрешение и отстранение от жизни страны, когда эта страна находится в состоянии войны. Оказывается, пацифизм и социальная активность – это несовместимые понятия. Пацифизм в чистом виде более соответствует толстовству и буддизму, чем христианству, предполагающему активное действие во всех сферах жизни общества с позиции света и соли, оказывающих положительное воздействие на людей. Кстати, в ВОВ протестанты Советского Союза, в частности баптисты, принимали активное участие. После победы руководство баптистского Союза на страницах своей периодики поздравило братьев и сестер с победой. В этом поздравлении есть следующие строки: «В самом начале этой ужасной войны мы обратились к вам с нашим первым посланием, в котором призывали всех вас к самому добросовестному исполнению своего гражданского долга, как в рядах армии, на фронтах и полях сражений, так и в тылу, на местах своей работы. Теперь мы можем сказать: Слава ГОСПОДУ! Наши братья и сестры выполнили свой долг так, как подобает его выполнять христианам. Нашими братьями и сестрами вложен немалый вклад в славное дело победы нашей Родины. Многие из наших братьев не вернутся в свои семьи: они отдали свою жизнь за благо и счастье родной земли» («Братский вестник» №2, 1945 г.).

К большому сожалению (беден наш язык) в Украине идет война, и она поставила христиан в определенные рамки. Ты или становишься в эти рамки, или делаешь вид, что ничего не происходит. Выбор не большой.

Но, во всем этом важен один нюанс. Все это имеет смысл и оправдание, когда твоя страна не агрессор и оккупант, а обороняющаяся от агрессора и оккупанта. Церковь в условиях какой войны? Оборонительной или захватнической? И здесь мы подходим к самому болезненному вопросу.

Межгосударственные отношения (протестанты и протестанты)

Как бы церковные функционеры ни пытались претендовать на некую заоблачность и духовность самой церкви как структуры, церковь (имею в виду именно структуру, институт, а не мистическое тело Христа) всегда была неотъемлемой частью общества, и влияние всегда было взаимным. Во времена «холодной войны» церкви Запада и Советского Союза отличались друг от друга, как отличались сами политические системы. Устройство и управление церквами (в целом, в большинстве случаев) как через кальку соответствовало устройству и управлению самих государств. Пасторы в СССР были похожи на диктаторов, а братские советы - на политбюро компартии. Если на сознательном уровне не ставить заслон, то влияние светской власти на духовную будет ощутимым и видимым, но видимым не всем…

История знает много случаев, когда церковь (как структура, организация) оказывалась слишком слаба, чтобы проявлять сопротивление внешнему давлению. Слабыми оказывались люди, взявшие ответственность за церковь. Легендарный пастор Ричард Вурмбранд в книге «Христос на еврейской улице» рассказывает, что в те мрачные времена, когда Румыния оказалась под оккупацией Германии, Лютеранскую церковь страны возглавил человек, провозгласивший, что у человечества есть три образца совершенства: Иисус, Бетховен и Гитлер. Вместо приветствия «Хвала Иисусу», он ввел в церкви другое приветствие: «Хайль Гитлер!». При нем же в церквах стали третировать евреев…

Это было когда-то, это было с кем-то. С нами такого никогда не случится... (здесь нужно было бы поставить вопросительный знак).

Самым болезненным, мучительным и непонятным для баптистов и пятидесятников Украины оказался вопрос отношения к происходящему и отношения к ним самим со стороны баптистских и пятидесятнических союзов России. Можно было понять Путина (насколько возможно) и российских политиков. Можно было в какой-то мере понять людей искусства и простых граждан России, верящих пропаганде, а потому поддержавших политику своего президента. Но как можно понять сделавших это российских братьев во Христе? И вряд ли дело здесь в страхе и инстинкте самосохранения, ведь можно было отделаться молчанием или общими фразами о «мире во всем мире». Как в эту игру вначале катаклизмов пыталось играть в баптистском братстве в самой Украине «умеренное» крыло, в отличие от «ястребов» (д-р Михаил Черенков и др.), настаивающих на конкретной и четкой позиции.

Во время чтения официальных заявлений или прослушивания интервью с руководителями российских братств приходит мысль о дежавю…

5-й номер «Братского вестника» журнала Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов за 1946 год начинается поздравлением Председателю Совета Министров СССР Иосифу Сталину. «Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов сердечно поздравляет Вас, любимого Вождя нашей славной социалистической Родины, и все правительство СССР с 29-й годовщиной Великой Октябрьской Революции. Евангельские христиане-баптисты горячо молятся о благоденствии и процветании нашей страны и, воодушевленные любовью к Родине, отдают все свои силы на осуществление грандиозных задач послевоенного пятилетнего плана. Да дарует Бог полную победу на всех фронтах нашего мирного строительства!» Дальше следуют подписи председателя Жидкова и генерального секретаря Карева.

А теперь отрывок из обращения к президенту Российской Федерации делегатов 34-го съезда РСЕХБ (май 2014г.): «Выражаем Вам особую благодарность за то, что защита и укрепление духовно-нравственных ценностей, к которым относится традиционная семья, определены Вами в качестве одной из приоритетных задач» (это к разведенному Владимиру Владимировичу). «Мы высоко ценим Ваш вклад в укрепление гражданского мира и согласия в российском обществе. Молимся о Вас, чтобы Господь дал Вам сил и мужества оставаться верным в борьбе с проявлением ксенофобии и сохранению межконфессионального мира в России».

Комментировать обращение к Сталину не стоит, так писал и поздравлял кровавого диктатора официоз всех христианских церквей, но, кроме этого официоза, в Советском Союзе существовала мощная, подпольная, гонимая, но не сломленная церковь. А сегодня?

А вот отрывок из поздравления В.Путину в день его рождения от председателя Российского Союза евангельских христиан-баптистов Алексея Смирнова (07.10.2014): «Сердечно поздравляю Вас с днем рождения! Молюсь, чтобы Господь дал Вам мудрости и сил исполнять возложенные на Вас обязанности Президента Российской Федерации – страны, играющей одну из ключевых ролей на мировой арене. Вы принимаете важнейшие стратегические решения, от которых во многом зависит будущее всего человечества. Евангельские христиане-баптисты молятся о Вас непрестанно, возносят молитвы и прошения за земную Родину, в которой Бог определил жить, трудиться и нести Благую весть». Так и подмывает прокомментировать «великоимперскую» риторику данного поздравления.

Сравним этот стиль с написанным в другую эпоху (великую по определению В.В. Путина). «Председателю Совета Народных Комиссаров СССР ИОСИФУ ВИССАРИОНОВИЧУ СТАЛИНУ. В великий и торжественный день окончательной славной победы над фашистской Германией и ее приспешниками – 9 мая 1945 года, Всесоюзный Совет евангельских христиан и баптистов, объединяющий миллионы верующих, постоянно молившихся о долгожданной победе, шлет свои искренние и сердечные поздравления великому вождю Иосифу Виссарионовичу Сталину и всему нашему Советскому Правительству и молит Бога об утверждении и устроении мирной жизни как в нашей дорогой стране СССР, а так же и во всем мире и выражает полную готовность принимать самое горячее участие в залечивании тяжелых ран родного русского народа, причиненных ужасной войной». Далее подписи председателя Я.Жидкова, товарищей председателя М.Голяева и М.Орлова, членов Совета и его секретаря А.Карева («Братский вестник» №2 1945г.).

Обращаться к президенту своей страны с поздравлениями – это нормально, но при условии, что твой президент, например, Нельсон Мандела. Но после Грузии (2008) и Украины (2014) такое писать?!

Советский Союз был изолированной от всего мира зоной, со своей идеологией и пропагандой, когда весь мир говорил одно, в СССР говорили другое. Весь мир говорил: «В Союзе притесняют верующих». В СССР отвечали: «Ничего подобного». И это же подтверждал официоз церквей. Сегодня весь мир говорит: «Россия — агрессор», «Крым аннексирован». Россия отвечает: «Ничего подобного, на Украине гражданская война, а Крым, дабы не стать бендеровским, перешел к нам сам». И это же говорит официоз христианских церквей….

В этом же самом «Братском вестнике» за 1945 год в отчете о благодарственном собрании в московской общине в честь той самой великой победы брат М.Орлов говорит одну интересную мысль: «Когда мы поразмыслим о том, кто на нас напал, мы не можем не содрогаться. Если бы на нас напали африканские дикари, люди, не знающие учения Христа, нам было бы во сто крат легче». Это тоже комментировать не нужно из-за полной ясности аналогии с происходящим между государством Россия и государством Украина.

Помимо всего прочего удивляют слова, используемые российскими братьями. Тот же набор из российских СМИ: государственный переворот, юго-восток (мне, живущему в Херсонской области, вдвойне странно это слышать), «крымнаш» и другое. Все дело в телевизоре? Если да, то правы были когда-то братья, запрещавшие смотреть телевизор под страхом отлучения от церкви. Кстати, о телевизоре и информации. Сергей Ряховский – председатель Российского Союза христиан веры евангельской – в интервью американскому телеканалу «Импакт ТВ» (май 2014г.), отвечая на вопрос ведущего Влада Скоця о том, верит ли епископ, что в Украине орудуют бандеровцы, начал давать весьма пространный ответ. Мол, российское телевидение дает субъективную картину происходящего, как и украинские, и европейские, и американские СМИ, а потом, после повторного вопроса ведущего дать конкретный ответ, сказал, что, подобно Фоме, он должен сам все увидеть, а сейчас ничего конкретно сказать не может, так как давно не был в Украине. Вполне разумные слова, как для интеллигентного, думающего человека, не желающего попасть в плен государственной пропаганды, но не для епископа. Епископ, в отличие от других людей, имеет одну привилегию (помимо прочих) – обратиться к своим братьям и сестрам, живущим в Украине, — начиная от епископов, номера телефонов которых наверняка есть, — чтобы от них узнать приближенную к объективности картину. Позвони и узнай – на то и дано нам братство (помимо всего остального). Это если доверяешь, по крайней мере, доверяешь больше чем государственным СМИ. Это если чувствуешь общую интеграцию в Одно Тело.

Встреча в ИерусалимеА ведь была попытка епископов и лидеров церквей России и Украины собраться вместе, чтобы выяснить позиции друг друга, поговорить лицом к лицу, вместе помолиться Отцу. Братья собрались 9-11 апреля на нейтральной территории в Иерусалиме, поговорили, и всё… Общего заявления так и не последовало. Первый епископ Всеукраинского Союза церквей христиан веры евангельской Михаил Паночко по приезду из столицы Израиля весьма эмоционально отреагировал на настроения российских братьев словами «братским духом и не пахнет». Ему очень не понравилось, что российские братья избегают слов «агрессия», «аннексия» и подобные им. Может, Михаил Степанович и перегнул палку, может, и нужно было выразится более дипломатично, но его вполне можно понять. Ужасно, когда агрессию и оккупацию осуществляет самый близкий брат по крови, культуре и прочему, но ужасней, когда брат во Христе оказывается на стороне этого «брата».

Справедливости ради нужно отметить, что не все российские протестанты считают Владимира Владимировича благодетелем нации, но и из них не многие осмеливаются открыто давать свою оценку. Один из таких немногих – пастор, экс-председатель РСЕХБ Юрий Сипко не единожды высказывался в поддержку Украины, используя при этом не просто общие фразы, а называя вещи своими именами: «Не дай Бог, если мои братья в России подумают, что я поддерживаю захват Крыма и войну в Украине»; «Антиукраинская пропаганда, развязанная российскими СМИ, есть грех против народа, против истины, против Бога» («Библейка.блог» 5 июня 2014г.). Жаль, что такие уважаемые в Украине пасторы в самой России становятся оппозиционерами не только к государственной власти, но и церковной. И в оппозицию их приводит политический вопрос...

Заключение (протестанты и будущее)

Как бы кому этого ни хотелось, но процесс изменений в Украине необратим. Война, помимо смертей, разрухи, горя и слез, раскрыла в людях лучшие качества: героизм и самоотверженность. Война породила огромный всплеск патриотизма, волонтерское движение, служение капелланов. Но все это не может служить самоцелью, а только средством. Целью служит мир и благоденствие — наше и наших детей. Всех украинцев, русских, татар, евреев… Для достижения этих краткосрочных целей, целей, связанных с земной жизнью, протестанты всей Украины едины. Есть вера, и не покидает надежда, что этот мир будет достигнут в скором времени. Но каждый в меру своих сил, способностей и возможностей должен внести свой вклад в общее дело. И да поможет в этом нам всем Господь!

Виктор МАНЖУЛ