Протоиерей Сергий Дмитриев: социальное служение должно быть экуменическим
Вопрос об актуальности социального служения уже не стоит на повестке дня религиозных организаций – все давно убеждены в несомненной пользе подобной миссии. Однако еще остается немало вопросов относительно организации такого служения, а также о том, что именно должен делать священник. Своим многолетним опытом поделился настоятель храма св. Варвары УПЦ (МП) в Херсоне о. Сергий Дмитриев.
— Расскажите о сути социального служения, что оно должно давать людям, в чем его смысл?
— Стоит вспомнить евангельскую притчу о добром самарянине, где Господь говорит «ближний тот, кто делает милость». Церковь проявляет заботу о ближнем независимо от человека, от того, каков он по достатку, психологическому состоянию, к какой деноминации принадлежит. Она всегда занималась социальным служением. Просто, в отличие от государственных социальных институтов, она делала это в поле благотворительности. Церковь просто не может существовать без этого. Взять хотя бы пример взаимопомощи для других, что было принято среди апостолов. Да и сам Иисус Христос помогал не только тем, кто обращался к Нему, но и Сам исцелял всех страждущих. Вера без дел мертва, а подобное служение – одна из потребностей христианина, он не сможет без этого жить.
Лично для себя я не вижу смысла нести Слово Божье без добрых дел. Это древний опыт церкви и его необходимо развивать, после долгих лет закрепощения и упадка во время Советского Союза.
— Бывает, что в адрес тех, кто занимается социальной сферой, звучат обвинения в том, что это делается «для галочки», чтобы гарантировать себе светлое будущее «праведника». Что бы Вы сказали в ответ?
— Скажу из своего опыта, что чаще всего подобная работа очень неблагодарна, забирает много как материальных, так и моральных ресурсов. Нередко наступает выгорание, я тоже не раз впадал в подобные состояния. Это иногда убыточно и для собственных финансов.
Когда говорим о милосердии, о помощи ближнему, мы должны показывать пример, как это стоит воплощать в жизнь. Мы должны быть лично готовы накормить бездомных, взять к себе на ночлег, не пожалеть ни своего времени, ни ресурсов и не ждать за это благодарности. У меня не раз были подобные случаи, бездомные нередко ночевали в квартире, в храме.
Обвинения звучат со стороны тех, кто ничего не делает, нападая на тех, кто пытается что-то воплощать в жизнь. Мы все делаем это для людей, протягиваем руку помощи, ведь дела говорят больше, чем слова. Потому к подобным выпадам отношусь спокойно, у меня и мысли не возникало искать оправдания или мотивов, нужно просто действовать.
— Расскажите о ключевых проектах, которые удалось реализовать за эти годы.
— Мы начинали с таких акций, как «Святий Миколай мандрує Україною». Она отличалась тем, что была экуменичной, это был праздник для всех детей, независимо от религиозной принадлежности. Обычно это было представление для тысячи детей, собирались предприниматели, журналисты, представители разных конфессий, дарили детям подарки, также сиротам и инвалидам, уделяя им особое внимание. Подобные акции еще проходят на Пасху. Следом появилась третья традиция – «Книга для детей», когда мы собирали литературу, приглашали известных писателей и гражданских активистов, раздавали издания в сельские библиотеки, проводили конкурсы чтения и т.д. На данный момент двумя глобальными проектами остаются Молодежное христианское движение «Анастасис» и Центр украинской книги в Херсоне.
Отдел занимается помощью всем нуждающимся, особенно работая с больницей, при которой находится. Там отдельно существует специальный кабинет для бездомных, где они могут помыться, отдохнуть, поесть, получить консультацию специалиста или юриста. Одно из наших достижений – ежегодная акция сбора ресурсов для детских домов и лечебниц, благодаря чему закупается новая аппаратура, заменяется старое оборудование, меняются окна…
Также за это время была создана сеть священников, которые представляют отдел в районах, в райцентрах – они занимаются оказанием помощи в отдаленных приходах. Мы начали Школу социального служения, где прививается правильный подход к началу благотворительности, методы борьбы с эпидемиями ВИЧ и туберкулеза, правильное оказание помощи. Каждый год мы делали отчет о процессе обучения, куда приглашались специалисты из социальных государственных институтов, гражданские активисты, сотрудники пенитенциарных служб. Было важно показать, что мы как профессионалы должны работать не точечными акциями, а постоянно развивать сотрудничество.
Вот уже третий год мы выигрываем гранты от Фонда Серафима Саровского «Православная инициатива», благодаря чему провели скаутский лагерь, поставили спектакль с участием детей-инвалидов вместе с профессиональными актерами, а вырученные деньги пошли на помощь больным деткам из онкологического областного центра. В этом году удалось выиграть еще три гранта, которые уйдут на создание Центра помощи Югу Украины, на съемки семи фильмов о служении ближнему, а также на открытие клуба Монтесори – будем пробовать новые методики по оказанию психологической помощи.
— Каким Вы видите развитие социального служения для религиозных институций в Украине? В каком направлении оно должно двигаться, искать новые форматы воплощения?
— Первый и самый главный момент – это движение обязано быть межконфессиональным в современной Украине, должно быть создано поле для равного взаимодействия, создающее одинаковые условия для помощи нуждающимся, для консультаций и обмена опытом разных служителей. Не должно существовать никаких барьеров, только при таких условиях будет большой успех, когда люди увидят, что все вместе работают над тем, чтобы помочь им. Потому что если Церкви будут работать по отдельности и не ставить вопрос взаимодействия, то это будут противоборствующие лагеря, которые будут перетягивать канат.
Нужно, чтобы епископы говорили с людьми и служителями, поддерживали инициативу местных священников и помогали им во всем. Когда мы начинали работу в Херсонской епархии, то у нас не было активных священников, каждый тихо занимался своей сферой и паствой. Тогда я раздал 260 анкет, где главным вопросом стояло то, хотят ли они заниматься социальным служением и готовы ли этому обучаться. Оказалось, что 30% служителей давно хотели попробовать себя в этой сфере, но они не знали, как начать работать, а из руководства их никто и не спрашивал.
Важна мотивация и желание работать, служить, тогда и можно ожидать крупного успеха. Мотивация и поддержка должна исходить от архиереев по развитию служения на уровне местных приходов, тогда будет создана сеть социальной благотворительности и это начнет работать. Об этом нужно больше говорить, писать, обсуждать, привлекать, объяснять, почему это важно. Многие считают, что достаточно только слова и молитвы от священника, но ведь и через социальное служение можно говорить о Христе. Для меня это форма проповеди, это влияет на людей и прививает христианские ценности, параллельно помогая многим людям, неся свет в их души.
Всегда нужно показывать личный пример – пусть кто-то просто посадит цветы возле дома, а кто-то может помыть бездомных. Не стоит сразу же бросаться в омут с головой, хвататься за все глобальные и тяжелые проекты, нужно начинать с малого. Слишком резкое начало грозит выгоранием, ощущением того, что руки будут опускаться, сомнениями в том, что людям это вообще полезно. Бывали тяжелые ситуации, когда в храм приходили люди, прося помощь. И восемь из десяти пропадали навсегда, взяв деньги, тогда казалось, что все просто используют возможность. Но когда один из них возвращался через год, отдавал одолженные деньги, рассказывал, как удалось изменить жизнь, найти работу, жилье, создать семью – тогда приходило осознание, что все делалось не зря. Этот человек пришел в церковь как в последнюю пристань, изменился, стал по-другому смотреть на мир и теперь готов помогать другим. Работает и тот аргумент, что если мы спасем одну потерянную драхму, то это будет радостью для Бога.