• Главная
  • Новости
  • "Группа Догнала" путем применения силы пыталась захватить храм Преображения Господня в Чорткове...

"Группа Догнала" путем применения силы пыталась захватить храм Преображения Господня в Чорткове

15.11.2010, 12:57
"Группа Догнала" путем применения силы пыталась захватить храм Преображения Господня в Чорткове - фото 1
События на Тернопольщине в городе Чорткове в приходе храма Преображения Господня, которые начались в воскресенье 7 ноября в 8 часов утра, вызвали большое беспокойство среди прихожан храма и во всех храмах УГКЦ Черткова.

Chortkiv.jpgСобытия на Тернопольщине в городе Чорткове в приходе храма Преображения Господня, которые начались в воскресенье 7 ноября в 8 часов утра, вызвали большое беспокойство среди прихожан храма и во всех храмах УГКЦ Черткова.

Как сообщили в Бучацкой епархии УГКЦ, члены так называемой «группы Догнала» («подгорецкие монахи») пытались захватить храм Преображения Господня в Черткове. В акции захвата участвовали два человека, которые исключены из Католической Церкви: Василий Гитюк и Ричард Шпиржик, а также около 20 сестер-монахинь, которые подчиняются самозванным «епископам» «группы Догнала» и еще несколько человек, приехавших с ними.

В связи с распространением неверной информации об УГКЦ и попытками «Подгорецких отцов» захватить приход Преображения Господня в Чорткове и укорениться в нем, Управление Бучацкой епархии УГКЦ написало официальное обращение к прихожанам, в котором отметило, что «подгорецкие отцы» находятся под большой экскомуникой (исключение из Католической Церкви), запрещающей им любое священнодействие.

Пресс-центр Бучацкой епархии УГКЦ сообщил, на помощь членам «группы Догнала» захватить храм приехал «Неоплан» из Львова с «боевиками» (около 50 человек).

Как говорится в сообщении, верные всех приходов УГКЦ города Черткова, собравшись возле храма, вытеснили лжепророков с прилегающей к храму территории. Люди выразили свое решительное желание, чтобы они покинули город Чертков. При выдворении на автостанцию, «боевики» от «группы Догнала» поняли, что они не могут ничего сделать против местных жителей, а потому спровоцировали столкновение. Двое верных получили травмы средней тяжести: сотрясение мозга, многочисленные гематомы и в настоящее время находятся в местной больнице. На автостанции «незваные гости» вели себя неадекватно, не желали заходить в автобус, фанатично зазомбированы своими проводниками, призывали имя Иисуса. Благодаря правоохранительным органам членов «группы Догнала» посадили в автобус и вывезли из города в сопровождении милиции.

Официальный сайт Бучацкой епархии УГКЦ сообщил, что церковь столкнулась с рейдерством пропагандистского характера, которое стремится дезинформировать верующих и подорвать доверие пастырей, чтобы разделять и управлять.

О. Мирон Бендик, ректор Дрогобычской семинарии УГКЦ, пояснил, что «цель антицерковной кампании – ослабить УГКЦ через раскол, направить энергию Церкви на внутренние распри, остановить ее динамичное продвижение на восток и запереть в Галичине. Если такая «Подгорецкий реформа» не завоюет себе широкой поддержки, то хотя бы «отщипнуть» от УГКЦ некую группу верующих, зарегистрировать как отдельную Церковь и раскалывать УГКЦ требованием «почасовых богослужений».

О. Мирон Бендик напомнил, что «эту технологию также использовали в Галичине в 90-е годы ХХ века, разведя борьбу различных« конфессий »за храмы и церковное имущество». Но «не исключено, что после завершения« реформы »отцы дадут команду своим сторонникам воссоединиться с Русской Православной Церковью и определенным образом воссоздать влияние этой Церкви в Галичине. Ведь после провала и потери Галичины было бы наивно думать, что РПЦ смирится с этим поражением. Поэтому для РПЦ и определенных политических кругов в России выгодна «реформа» подгорецких отцов, последствия которой давали бы РПЦ хоть какие-то шансы восстановления ее присутствия в регионе с высокой религиозностью населения», – пояснил ректор Дрогобычского семинарии УГКЦ. А также напомнил, что «не следует забывать, что отцы регулярно делают« жесты дружелюбия »в сторону Москвы и, наверное, это неслучайно».

О. Борис Гудзяк, ректор Украинского Католического Университета, пояснил: «Жаль самых «отцов», а еще больше – их сторонников, потому что придет момент (так бывает со всеми схизматическими, сектантскими тенденциями, которые сами себя возвышают и определяют как единственный критерий истины), когда наступит большое разочарование ». «Возможно, их последователи, разочарованные фанатичным опытом, вообще могут потом отпасть от веры или, – как отметил о. Борис Гудзяк, – испытать глубокую психическую травму».

В своем обращении к мирянам УГКЦ духовенство Черткова просит их заботиться о единстве Церкви в своем доме, на месте работы, в общественной деятельности. И напоминает, что каждый проповедник, влезающий насильственно в храм человеческой души и желающий завладеть драгоценным сердцем, – это вор и разбойник. Духовенство в своем обращении отметило, что осуждает поступки тех людей, которые маскируются и присваивают имя Украинской Греко-Католической Церкви, не имея к ней никакого отношения, и подтвердил, что их сердце бьется не для нашей Церкви, не для Украины, не для ее народа.

 

Справка РИСУ:

Экс-монахи Антонин-Илья Догнал, Ричард-Методий Шпиржик, Самуил Р. Обергаузер ранее принадлежали к ликвидированной в 2004 году чешской делегатуре отцов-василиан. Четвертый отец – Василий-Маркиян Гитюк – украинец. На сегодня осуществляют свою деятельность в селе Подгорцы на Львовщине.

Конфликтная ситуация с этими священнослужителями началась в 2003 году, когда они выступили против назначения Ватиканом на должность экзарха Рутенской Греко-Католической Церкви в Чехии словака о. Ладислава Гучку. Они попытались зарегистрировать общину УГКЦ, но делали это без согласия церковной власти. Чтобы частично уменьшить напряжение, все руководство Чешской делегатуры отцов-василиан было отослано в Украину, а одного члена в Англию.

13 июня 2004 года Х Генеральная Капитула (Коллегия руководящих лиц ордена) Василианского Ордена св. Иосафата приняла решение о ликвидации Чешской делегатуры. От Ордена был отстранен 21 член делегатуры. Монахи, которые к тому времени находились в Подгорецком монастыре и которые также принадлежали к расформированной чешской делегатуре ЧСВВ, обратились с представлением к Папе и находились в Василианском Ордене до окончательного решения вопроса.

Находясь в Украине, вышеупомянутые отцы работали реколектантами в Свято-Благовещенском василианском монастыре, однако впоследствии их деятельность была в основном ориентирована на критику руководства УГКЦ и других церковных учреждений.

Вследствие этого и учитывая деятельность упомянутых священников в Чехии, Патриарх Любомир и провод ЧСВВ в Украине 2004 года обратились с письмом к тогдашнему руководителю Львовской облгосадминистрации Александру Сендеге с просьбой «запретить въезд в Украину или пребывание в Украине» отцам-василианам из расформированной Чешской делегатуры ЧСВВ, поскольку «эти монахи некорректным поведением и непослушанием своим монашеским наставникам и местной иерархии уже вызвали большой мятеж в ущерб верным в Чешском экзархате ГКЦ, в Василианском Ордене и других чинах и конгрегации, а теперь наносят вред верным УГКЦ».

В начале 2005 года монахи были исключены из Василианского Ордена соответствующими декретами, потвержденным Конгрегацией по делам Восточных Церквей. Поскольку они (отцы Антонин-Илья Догнал, Ричард-Методий Шпиржик и Василий-Маркиян Гитюк) «постоянно исключают элемент подчиненности церковному руководству в видимом организме, которым является Церковь, то согласно канону 8 Кодекса Канонов Восточных Церквей, они тем самым лишили себя полного воссоединения с Католической Церковью здесь на земле».

Однако и после этого экс-монахи не прекратили своей деятельности. Главным обвинением высшего руководства Греко-Католической Церкви со стороны «подгорецких отцов» стало обвинение в причастности его (руководства) к «духу мира сего». Себя же экс-монахи видели спасителями Церкви от этого «духа».

10-11 ноября 2005 года на 28 сессии Синода УГКЦ было принято решение о начале процедуры предупреждения священников из Подгорецкого монастыря, о. Ильи Догнала, о. Мефодия Шпиржика и о. Маркияна Гитюка, из-за их недопустимых действий.

16 января 2006 на внеочередной сессии Синода УГКЦ было принято следующее решение: «Для канонического исследования ситуации отцов Ильи Догнала, Мефодия Шпиржика и Маркияна Гитюка с Подгорецкого монастыря создать комиссию в составе Преосвященного Владыки Софрона (Мудрого), Высокопреосвященного Владыки Игоря (Возьняка) и Преосвященного Владыки Василия (Семенюка)». (Постановление внеочередной сессии Синода Епископов Киево-Галицкой митрополии УГКЦ 16 января 2006 года).

Апогеем стало обнародование Подгорецким экс-монахами 3 марта 2008 года заявления, в котором говорилось о том, что вышеупомянутые отцы были тайно рукоположены в епископы УГКЦ. При этом имя епископа, который их рукоположил, по сегодняшний день не объявляется.

23 марта 2008 года Глава УГКЦ Любомир Гузар выступил с официальным обращением, в котором обличал псевдоепископов. В обнародованном релизе, в частности, говорилось, что:

«1. Синод Епископов УГКЦ никогда не предлагал вышеназванных лиц в кандидаты на епископский сан;

2. Они никогда не получали благословение Папы Римского, как этого требует церковный закон.

Поэтому, несмотря на их заявления, нельзя их считать епископами Украинской Греко-Католической Церкви".

(Пресс-релиз УГКЦ от 23.03.08 г.)

В первых числах июня 2008 года Коллегиальный трибунал Сокальско-Жовковской епархии по уголовным процессам иеромонахов ЧСВВ Ильи А. Догнала, Мефодия Г. Шпиржика, Маркияна В. Гитюка и священника Роберта Обергаузера вынес приговоры на первой ступени суда, а именно, что указанные священники должны быть наказаны большой экскоммуникой

Судебное рассмотрение, проведенное трибуналом Сокальско-Жовковской епархии УГКЦ, не нашло доказательств епископского рукоположения вышеупомянутых священников и обратло внимание на непослушание и необоснованную критику иерархии УГКЦ, а именно:

- Незаконное присвоение руководства и незаконное выполнение служения (нарушение кан. 1462 ККСЦ);

- Разжигание бунта и ненависти против местного иерарха Владыки Михаила (Колтуна) и Верховного Архиепископа Киево-Галицкого Любомира (Гузара) и подстрекательство подчиненных к непослушанию относительно них (нарушение кан. 1447 § 1 ККСЦ);

- Нанесение обиды и тяжелого ущерба доброй славе вышеупомянутых лиц и других иерархов УГКЦ посредством клеветы (нарушение кан. 1452 ККСЦ).

В итоге было вынесено наказание большой экскоммуники. Решение было обнародовано 17 сентября 2008 года.

 

7 октября 2008 года Высший Трибунал Католической Церкви, Апостольская Сигнатура, дала ответ на просьбу «подгорецких отцов» проверить правомерность вынесенного им трибуналом УГКЦ наказания большой экскоммуники. В своем ответе, о котором Апостольская Сигнатура сообщила также епископу Сокальско-Жовкивскому УГКЦ Михаилу (Колтуну) (Прот. 41750/08 VT), Высший трибунал Католической церкви, обращаясь к «подгорецким отцам», четко указывает: «... рассмотрев ваши обращения к Святейшему Отцу и Верховному Архиепископскому Трибуналу, добавленные к вашему письму, Апостольская Сигнатура не находит никаких причин для того, чтобы также вмешиваться в это дело».

4 мая 2009 Наивысший Трибунал Апостольской Сигнатуры своими декретами вынес одинаковый приговор по каждому из следующих пяти иеромонахов:

1. 30.10.2008-Protoc. N. 36629/04 CA - Священник ШЕЛЕПКО Василий (монашеское имя Роман), рожденный 10.08.1969, гражданин Украины.

2. 7.11.2008-Protoc. N. 37579/05 CA - Священник Шпиржика Юрий - ŠPI?IK Ji?i (монашеское имя Кирилл), рожденный 13.11.1966, гражданин Чешской Республики.

3.3.04.2009-Protoc. N. 36628/04 CA - Священник Шпиржик Ричард - ŠPI?IK Richard (монашеское имя Методий) рожден 6.03.1968, гражданин Чешской Республики.

4. 17.04.2009-Protoc. N. 36626/04 - Священник Гитюк Василий (монашеское имя Маркиян), рожденный 28.01.1970, гражданин Украины.

5. 17.04.2009-Protoc. N. 36627/04 - Священник Догнал Антонин - DOHNAL Antonin (монашеское имя Илья), рожденный 7.06.1946, гражданин Чешской Республики.

Своими декретами Апостольская Сигнатура подтвердила исключение из Василианского Ордена выше упомянутых монахов, которое было осуществлено на основании решений Протоархимандрита и Совета Чина.

На основании решений, полученных от Высочайшего Трибунала Апостольской Сигнатуры, все эти священники больше не принадлежат к Василианскому Ордену Святого Иосафата. Они не имеют права носить василианскую монашескую одежду и ставить возле своего имени или фамилии василианского отметки «ЧСВВ» - «OSBM», или «ЧСВВ-III» - «OSBM-III».