• Главная
  • "Христиане веры евангельской принимают активное участие в процессе становления в Украине гражданского общества"...

"Христиане веры евангельской принимают активное участие в процессе становления в Украине гражданского общества"

14.11.2007, 20:34
"Христиане веры евангельской принимают активное участие в процессе становления в Украине гражданского общества" - фото 1
В гостях РИСУ епископ Михаил ПАНОЧКО, глава Всеукраинского союза церквей Христиан Веры Евангельской.

Михаил ПаночкоВ гостях РИСУ епископ Михаил ПАНОЧКО, глава Всеукраинского союза церквей Христиан Веры Евангельской.

Вопросы и ответы размещены в обратном порядке — последние вверху


23. Вопросы от редакции


1. Союз, который Вы возглавляете, является одним из самых уважаемых и традиционных религиозных объединений в Украине. Много известно о его заслугах. А видите ли Вы, как руководитель, какие-то недостатки?

2. Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций празднует десятилетие существования. Как Вы оцениваете деятельность в прошлом (просим о критическом подходе) и перспективах в будущем?

3. В Украине по-разному оценивают деятельность лидера «Нового Поколения» А.Ледяева. как Вы относитесь к сути «Нового мирового порядка»?

Благодарим за эту веб-конференцию. Надеемся, что наше сотрудничество будет улучшаться!


— Благодарю на добром слове. Над недостатками работаем. Важно, чтобы истина евангельского учения была сохранена нами неповрежденной.

Деятельность ВСЦиРО сейчас активна и плодотворна. Существует здоровая атмосфера в работе Секретариата и самого Совета. Молюсь, чтобы Совет и далее оставался активным и влиятельным институтом общества.

Суть учения «Новый мировой порядок» не отвечает евангельскому учению. Мы расцениваем это как действия, направленные на удержание А.Ледяева «на плаву».

Благодарю всех за возможность пообщаться с вами. Пишите нам на [email protected]. Призываю Божие благословение на вас.


22. Елена

— Приветствую Вас, Епископ! Скажите пожалуйста, как Вы относитесь к инициативам Президента Виктора Ющенко относительно создания Единой Поместной Православной Церкви в Украине? Некоторые протестанты употребляют такое выражение: «Пока православные расколоты, они воюют между собой и нас не трогают. А если они станут едиными, то начнут борьбу с нами…» Согласны ли Вы с таким утверждением или можете его опровергнуть?

Второй вопрос. Многие верующие протестантских церквей стояли на Майдане во время Оранжевой революции и не столько из-за политических убеждений, но и ввиду многих духовных аспектов того периода. Скажите, нет ли разочарования среди верующих? Продолжаете ли Вы поддерживать курс Президента относительного духовного развития Украины?

И последнее. Должен ли христианин быть патриотом свей страны, или мы должны помнить только о небесной родине и уже сейчас быть ее патриотами? Благодарю Вас!


— Православная Церковь имеет право быть Единой Поместной Православной Церковью в Украине, но это дело не Президента или других политиков, а священнослужителей Церкви. Церковь, которая сочетается с политиками, рискует остаться вдовой.

Христиане веры евангельской служили Богу в разных условиях. Верим, что Господь проведет нас и теперь. Я лично не имею никакого разочарования, потому что Бог не ошибается. Он дал нам шанс и ожидает от нас действий. От Президента же хочется видеть более четкую и последовательную позицию в вопросах моральной и духовной жизни общества. Благодарю за вопросы.


 

21. Димид Михаил, автор книги «Херсонеське таїнство свободи», [email protected]

— Можете приравнять экклесиологию Церквей Христиан Веры Евангельской к понятию Церкви Лютера? Благодарю.

— Вопрос, вероятно, нуждается в другом формате для обсуждения. Благодарю.


 

20. Виктор Андреевич

— Не оскорбляет ли Вас сравнение евангельских протестантских церквей с сектами? Есть ли в Украине на сегодняшний день секты и как их узнать? И еще: как бороться с подобными стереотипами в обществе? Спасибо за ответ.

— Благодарю Ваc за вопрос, Виктор Андреевич. Секта – это закрытое общество. Мы же – Церковь, о которой сказал Господь Иисус Христос «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Оскорбительные высказывания и сравнения нас особо не волнуют. Кто бросает грязь на Солнце, рискует сам быть испачканным. Важно помнить, что мы свет, и, соответственно, светить. Тогда всевозможных кривотолков поубавиться.


 

19. Галина, Житомир

— Уважаемый Епископ, как Вы считаете, есть ли перспектива признания в Украине праздника Дня Библии на государственном уровне? Или это при нынешних условиях и нашей поликонфессиональности невозможно? Благодарю.

— Перспектива есть. Необходимы желание и активность христианских Церквей. Мы полностью поддерживаем эту идею. Введение Дня Библии послужило бы благословением для всей Украины!


18. Олег М., [email protected]

— Уважаемый Михаил Степанович, как Вы оцениваете продвижение в деле распространения идеи о Всеукраинском дне благодарения Господу во всем христианском пространстве Украины: готовы ли присоединиться к празднованиям другие христианские конфессии?

— Благодарю, господин Олег. Проведение Всеукраинского дня благодарения, который уже дважды состоялся в Украине, засвидетельствовало понимание и поддержку прочих конфессий. Мы пригласили и приглашаем предстоятелей и верующих других христианских конфессий к участию. Все понимают, что это благородное и нужное начинание. Дайте нам немного времени.


17. Сергей, [email protected]

— Против чего «протестуют» современные украинские «протестанты» и не украли ли они чужое название? Благодарю за ответ!

— Благодарю, господин Сергей. Мы – христиане веры евангельской, и это абсолютно Библейское понятие. Хотя в Украине есть много явлений, против которых мы вынуждены протестовать, особенно в морально-духовной плоскости.


16. Шульга Александр, глава межконфессиональной Ассоциации христианских церквей Новой Каховки и Таврийска, [email protected]

— Приветствую Вас, Михаил Степанович! Очень приятно Вас видеть на этой веб-конференции! Первый вопрос касается Вашего личного отношения относительно создания региональных межконфессиональных ассоциаций по образцу всеукраинского Совета Церквей.

Второй вопрос касается конкретной ситуации в нашем городе. На Ваш взгляд, могут ли быть связаны нынешние проблемы общины ХВЕ в Новой Каховке с их принципиальным отказом участвовать в межконфессиональном общении со всеми другими церквями нашего города? Какие Вы видите пути решения этой проблемы? Благодарю за ответ. Божиих благословений!


— Считаю, что каждое доброе социальное дело или духовная инициатива, которые содействуют взаимопониманию и сотрудничеству в религиозных отношениях, достойны внимания и поддержки. Знаю, что во многих областях такие Советы существуют.

Что касается ситуации в Новой Каховке, которая находится под пристальным вниманием Правления ЦХВЕУ, должен сказать, что причины лежат в духовной плоскости. Надеемся, что в ближайшее время Вы, брат Александр, станете свидетелем позитивных сдвигов в жизни общины. Благодарю за вопрос.


15. ученый, [email protected]

— Уважаемый епископ! Насколько известно из СМИ, то в настоящее время Вы являетесь Председателем Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций. Поэтому мой вопрос следующий: как на Ваш взгляд, эффективна ли сегодня деятельность этой межконфессиональной институции? Какие практические плоды ее деятельности и проблемные аспекты?

Во-вторых, следует ли в областях Украины инициировать создание или активизировать деятельность подобных консультативно-совещательных межцерковных советов?

И последнее, известно ли Вам о состоянии расследования дела относительно нападения летом этого года бойцов «Беркута» на церковь в г. Евпатории, которая входит в возглавляемый Вами Союз (о чем сообщалось на РИСУ)? Были ли привлечены к ответственности представители крымской милиции?

Благодарю Вас!


— Благодарю за вопрос. Частично ответ уже был дан. Консультативно-совещательные Советы были созданы и работают в Волынской, Днепропетровской, Донецкой, Ровенской, Херсонской областях. Считаю это очень позитивным шагом на пути к межконфессиональному взаимопониманию и миру.

По поводу евпаторийских событий, мы получили формальные отписки от правоохранительных органов всех уровней, суть которых сводится к следующему: «все было в рамках действующего законодательства». Честь мундира, как видим, прежде всего.


14. Андрей, религиовед

— В течение ХХ в. с Пятидесятнической Церкви в мире выделилось несколько тысяч новых поместных церквей. Вольное трактование Библии, а нередко также и амбиции пастырей содействовали таким расколам. Сегодня в Украине существует достаточно много пятидесятнических церквей и объединению как сложились у Вашего Союза отношения с другими церквями и объединениями ХВЕ?

— Мы стараемся быть в мире со всеми. Поэтому имеем дружеские, партнерские отношения с теми объединениями, которые стоят на общей с нами платформе веры. Каждое объединение имеет право на собственный путь.


13. Анатолий, Днепропетровск

— Уважаемый епископ Михаил! В союзе ХВЕ есть разные Церкви — от очень консервативных, где большое внимание обращается на внешние факторы (косметика, косынки у женщин, наличие телевизора в доме и пр.), а есть более современные, если можно так сказать, где на эти факторы не обращают так много внимания. Мой вопрос в следующем: есть ли какие-то единые правила, установления для всех церквей Союза ХВЕ относительно внешнего вида, или каждая община может сама определять для себя эти правила? И как найти золотую середину, баланс между более консервативными и харизматическими тенденциями в общинах? Благодарю за ответ.

— Благодарю за вопрос. Да, такие правила есть, и они обобщены для нас в Слове. Уважение к Слову и личности, это, по-моему, и может послужить основанием для такой «золотой средины»


12. Владислав Нагирнер, г.Харков, [email protected]

— Уважаемый брат Михаил!

Скажите, пожалуйста, какая конкретно работа проводится вашим союзом, чтобы верующие знали еврейские корни христианства? Почему так мало церквей за шалом (мир) в Иерусалиме, как призывает нас Библия (Пс. 121:6)?


— Благодарю за вопрос, брат Владислав. Сознательный христианин, который живет согласно учению Христа, даже без особенной просветительской работы прекрасно ориентируется в этом вопросе. Со всей уверенностью могу констатировать, что верующие нашей Церкви молятся за мир в своем государстве, во всем мире, и в Иерусалиме в частности.


11. Ирина, аспирант

— Скажите, пожалуйста, как Церковь ХВЕ видит сотрудничество на пути к становлению в Украине гражданского общества? Какой вклад делает Ваша Церковь в этом плане?

— Благодарю за вопрос, госпожа Ирина. Христиане веры евангельской Украины, будучи ответственными гражданами, принимают реальное и активное участие в процессе становления в Украине гражданского общества. Это выражается в активной деятельности структурных отделов ЦХВЕУ:
– отдела детского лужения,
– отдела молодежного служения,
Отдела социального служения.
Большое внимание в работе этих отделов обращается на воспитание детей и молодежи на принципах Библейской этики, пропаганде здорового образа жизни. Для этого служат десятки учебных и мотивационных конференций и семинаров для молодежи и служителей.


10. Иван Петрусь

1. Дорогой господин Михаил! Скажите пожалуйста, действуют ли в Украине христиане пятидесятники, которые не верят в Троицу, но в Единство Бога? Как следует относиться христианам к таким верующим?

— Во времена СССР в состав ВСЕХБ входило много пятидесятнических церквей, в том числе и те, кто исповедовал одну Личность Бога. Верующие в Триединого Бога и верующие в единоличного Бога мирно сосуществовали, не унижая друг друга. В современной Украине эти общины создали отдельные объединения.

Дело понимания сути Бога нелегкое. Богословы всех веков соглашаются, что сущность триединства мы поймем только в вечности. Мы видим, что Библия от первой до последней страницы показывает Бога в трех лицах, поэтому так верим и так проповедуем эту доктрину другим.

2. Так, одним из лидеров таких пятидесятников в прошлом был Вильям Бранхам (США), который сформулировал новое содержание проповеди современных харизматов: исцеление, изгнание бесов, пророчества, видения. Что Вам известно о деятельности таких верующих на территории Украины? Следует ли им противодействовать информационно-разъяснительной работой среди верующих? Искренне благодарю!


9. Мартин

— Почему церковь, которую Вы представляете, не берет пример с Иисуса Христа относительно нейтралитета в отношении политики? Или Его царство уже стало этого мира?

— Церковь, как божественная, духовная институция находится над политикой. Для верных Церкви христиан веры евангельской Христос является абсолютным образцом для подражания во всех сферах жизни (включая политическую). Публичные молитвы верующих и священнослужителей ЦХВЕУ «за царей и всех начальствующих» (1 Тим.2), как, например, во время акции «Молитва за Украину» на Майдане Независимости 21 октября этого года, протесты против засилья рекламы алкоголя, табака и разврата, не являются вмешательством в политические процессы. Такие действия полностью соответствуют духу и букве учения Христа. Благодарю за вопросы.


8. Игорь Гриник, [email protected]

1. Поделитесь, пожалуйста, Вашими мыслями о тенденциях роста числа верующих в общинах ХВЕ. Какие самые главные мотивы и основания, почему люди присоединяются к общинам ХВЕ?

2. Отдельные верующие среди ХВЕ разделяют мнение, что Церковь Христова сейчас находится в грустном положении Лаодикийской Церкви из Откровения, и поэтому трудно надеяться на аутентичное духовное пробуждение? Что Вы думаете по этому поводу? Каковы составляющие настоящего духовного евангельского пробуждения в контексте Украины?


— Благодарю, господин Гриник. Люди вообще обращаются к Богу в результате сверхъестественного действия Слова Божьего и Духа Святого. Человек, который искренне ищет Бога, просит руководства у Него и присматривается и анализирует учение церкви на соответствие их Священному Писанию, моральное состояние верующих и служителей церкви. Не секрет, что в моральном отношении украинские христиане-протестанты (исключения, конечно, есть) на порядок выше прихожан т.н. традиционных церквей. Это и привлекает людей. Действие Святого Духа и личный выбор приводят людей и в ряды Церкви христиан веры евангельской.

Относительно лаодикийского периода, то это вопрос противоречивый. Деление новозаветной истории на 7 периодов, согласно посланию Иисуса Христа к семи церквям, сомнительно. Ведь это были послания к семи реально существующим в то время церквям. Кто-то пытается аллегоризировать этот текст, это его дело, но здесь нельзя выводить доктрину.

Пробуждение в Украине мало чем может отличаться от известных пробуждений в других странах – это массовое обращение к Богу, Его заповедям. Оно приходит от Бога, но не исключаю и человеческий фактор. Он может прийти как сверху, как призыв от лидеров нации, так и от народа.


7. Игорь Ленё, [email protected]

1. Скажите, пожалуйста, каково Ваше отношение к новой волне харизматических общин, которые проповедуют исцеление, евангелие процветания, десятину, активные претензии на доступ к власти (Бени Хин, Орал Робертсон) и другое?

Благодарю за вопрос, господин Игорь. Отношение ко всем перечисленным Вами вещам достаточно неоднозначное. Мы, конечно, поддерживаем проповедь Евангелия спасения и служения десятины, но категорично отбрасываем т.н. «евангельское процветание» и экспансию, захват власти.

2. Последние двадцать лет в Католической Церкви официально существует движение харизматического обновления и неокатехуменат (включительно с даром молитвы языками). Пожалуйста, прокомментируйте этот феномен, учитывая тот факт, что католики-харизматы исповедуют католическую доктрину веры, составляющие которой евангельские христиане и до сих пор критикуют, как лишенные библейского основания?

Мы позитивно оцениваем католический неохаризматизм. Но не воспринимаем бездеятельности Духа Святого относительно неевангельских доктрин харизматизма. Половинная харизма не может претендовать на Библейскую.

3. Объясните, что имел ввиду апостол Павел, когда говорил, что дар молитвы на языках следует сопровождать даром истолкования языков во время совместного богослужения, чтобы был порядок в Церкви и укрепление в вере? Много ли верующих в общинах ХВЕ, которые имеют дар истолкования того, о чем другой человек молится на чужом языке или пророчествует?

Апостол Павел учил, что дар иных языков (не признак языков), как разновидность дара пророчества, должен проявляться вместе с даром истолкования. В Церкви христиан веры евангельской эти дары действенны, но, к сожалению, не в достаточной мере.

4. Каковы мотивы и основания, по Вашему мнению, существования независимых общин ХВЕ вне каких-либо союзов и объединений?

В этом явлении преимущественно доминирует человеческий фактор. Сепаратизм в Церкви – небиблейское явление.

5. Какова официальная позиция возглавляемого Вами Союза ХВЕ по вопросу допустимости использования средств контрацепции в христианских семьях?

Мы однозначно выступаем против греха убийства (аборта). О контрацепции можно думать только в исключительных: угроза здоровью матери или когда в семье, которая уже имеет детей, возникают непреодолимые обстоятельства в воспитании.

6. Есть ли у вас программы просветительских мероприятий предотвращения ВИЧ и СПИДа среди молодежи?

Библейско-моральное воспитание молодежи – это стопроцентная защита о ВИЧ, СПИДа и венерических заболеваний. В этом имеем огромный положительный опыт.

7. Какие основные моменты, по Вашему мнению, должны быть включены в пропаганду здорового образа жизни среди молодежи?

Убежден, что Библейская этика – гарант здорового способа жизни, здоровой семьи и долголетия. Этого желаю и Вам.


6. Сергей Бортник

— Расскажите, пожалуйста, об отношении традиционных протестантских деноминаций к харизматическому движению. Когда-то я слышал, что пятидесятники и баптисты по-разному относятся к этому явлению. Есть ли рамки, за которыми выплеск эмоций, характерный для подобных мероприятий, осуждается как нездоровый, психически вредный и т.д.? с другой стороны, даже в католической Церкви допускаются определенные проявления религиозной эмоциональности, похожие по форме. Буду искренне благодарен за ответ.

— Благодарю за вопрос, господин Сергей. Слово «харизма» несет в себе абсолютно позитивное содержание и обозначает действие даров Святого Духа. Вряд ли много нашлось бы людей среди христиан, которые были бы против божественного исцеления от болезней, чудесного влияния Святого Духа для избавления от вредных привычек или морального оздоровления общества.

Проблема возникает в том, что в деятельности некоторых конфессий понятие харизмы подменяется. Вместо вышеупомянутой чудодейственной работы Святого Духа, харизмой называют физическо-эмоциональные проявления, которые исходят от самого человека.

Конечно, эмоции не могут быть в стороне при духовных проявлениях, они не должны приводить в состояние экстазов, быть бесконтрольными или непристойными.


5. Владислав Павлов, [email protected]

— Уважаемый Михаил Паночко! Расскажите, пожалуйста, что объединяет христиан-баптистов с пастором Сандеем в проекте «Ощути силу перемен». Что это за проект, который так рекламируется. Кто еще принимает в нем участие. Заранее благодарю за ответ.

— Уважаемый господин Владислав, мне трудно сказать, что объединяет христиан-баптистов с пастором Сандеем в этом проекте. Наверное, это лучше спросить у них. Мы же, христиане веры евангельской, в частности верующие наших киевских общин, принимаем участие в этом проекте, так как проект призван повысить роль христианских ценностей в нашем обществе, помочь укрепить семьи, показать им путь к освобождению от алкогольной и наркотической зависимостей.
Понимая важность морального и духовного обновления нашего общества, мы поддерживаем и благословляем проведение этого проекта.


4. Игорь

— В некоторых духовных учебных заведениях преподается предмет о сектах и культах, указывают, например, на то, какие существуют отличия между их учением и учением свидетелей Иеговы. Есть ли такой предмет в пятидесятнических учебных заведениях? Ведется ли разъяснительная работа среди верующих Вашей Церкви, кто такие сами свидетели Иеговы?

— Да, в наших учебных заведениях преподается предмет о культах и нехристианских религиях, в том числе, и про организацию свидетелей Иеговы. Божьего благословения Вам, Игорь.


3. Иван Верстюк (православный богослов, публицист, г. Киев), [email protected]

— Господин Михаил, добрый день. Скажите, насколько популярна в среде христиан веры евангельской экуменическая идея?

— Благодарю за вопрос, господин Иван. Христиане веры евангельской руководствуются в этом случае принципами ясно изложенными в Евангелии, а именно в Еф. 4:13, где ап. Павел говорит об объединении веры и Рим. 15:5, где апостол призывает к единству согласно науки Иисуса Христа. Наше стремление и молитва о том, чтобы все христиане вернулись к евангельскому образцу, и на этом основании состоялось объединение.


2. Марина Шкурина

— Приветствую Вас, епископ!

Скажите, пожалуйста, как вы оцениваете уровень богословского образования пасторов пятидесятнических и харизматических Церквей Украины? В частности, есть ли в вашем союзе обязательное требование к пасторам получить богословское (теологическое) образование, прежде чем заниматься пасторской работой? Хватает ли вам кадров для пасторского служения во всех церквях Украины, а особенно в сельской местности? И есть ли видение и потенциал для миссионерской работы в других странах?

Еще один вопрос. Много пишут о том, что около 80% российских служителей и миссионеров являются выходцами из Украины. А почему же тогда так много миссионеров (преимущественно молодежи из семей эмигрантов) ежегодно приезжают в Украину из разных стран, в частности США. Может, пусть бы больше украинцы трудились у себя на родине, им же ближе менталитет и культура нашего народа, чем тем, кто выехал за рубеж еще в детстве и уже привык совсем к другой жизни, чем здесь у нас с вами.

И последнее. Имеет ли ваша Церковь финансовую поддержку из-за границы, или Пятидесятническая община развивается как полностью независимая украинская Церковь?

Благодарю за ответы.


— Приветствую Вас, госпожа Марина. Уровень богословского образования пасторов пятидесятнических церквей мы оцениваем как удовлетворительный. Дело в том, что со времен советской системы христиане веры евангельской не имели права основывать учебные заведения и почти все служители возрастали благодаря самообразованию, не имея никакой учебной литературы, кроме Библии за годы свободы в Церкви христиан веры евангельской было основано 28 учебных заведений для духовно-академической подготовки служителей Церкви. Многие духовные работники разных уровней уже получили необходимое образование. Много молодых людей приходит в наши институты и семинарии для подготовки к служению.

Особенность выборной системы пасторов, которая существует в Церкви, допускает к служению людей, которые не имеют соответственного образования. Статистика свидетельствует, что не во всех областных объединениях церквей есть полное обеспечение лучшими пасторами. Но это не сдерживает общей тенденции на усиление миссионерской деятельности наших миссий.

Украинское христианство имеет миссионерскую ментальность со времен первых проповедников Евангелия на наших просторах. Это правда, что около 80% миссионеров, пасторов и епископов евангельских церквей России являются выходцами из Украины. Часть из них является детьми или внуками христиан, которые во времена режима погибли в лагерях Воркуты или Сухобезводном. Подвиг веры их отцов побуждает молодое поколение служить истине Евангелия, проповедуя там, где полегли за веру их предшественники.

Мы с радостью приветствуем молодых христиан, которые, будучи патриотами своей Родины, возвращаются для служения своему народу. Часто они остаются в Украине для постоянного служения.

Церковь Христиан веры евангельской Украины является независимой в финансовом плане Церковью. Будучи активными участниками мирового пятидесятнического движения, мы сами ежегодно реагируем на просьбы о помощи от стихий народам в разных частях мира.

Спасибо Вам за вопросы. Пусть благословит Вас Бог.


1. Олесь Пустоцвит (публицист, г. Киев), [email protected]

— Слава Иисусу Христу! Имею несколько вопросов к Вам.

1. Как Вы оцениваете эффективность деятельности Всеукраинского совета Церквей и религиозных организаций?


— Искренне приветствую Вас, господин Олесь. Деятельность ВСЦиРО отмечена несколькими важными чертами. Во-первых, общность глав Церквей и религиозных организаций дает возможность улучшать межцерковные отношения, конфликты, которые возникают на местах, могут быть разрешены с меньшими утратами. Встречи глав Церквей и религиозных организаций дают возможность узнать друг друга лучше, что важно, ввиду занимаемых позиций членов ВСЦиРО. Во-вторых, есть возможность, поднимая актуальные проблемы, которые волнуют общество, особенно в морально-духовной плоскости, предлагать пути их разрешения. Активность и эффективность ВСЦиРО в целом зависит от активности каждого члена Совета.

2. Проходят ли собрания Совета Евангельских Протестантских Церквей? Чем он занимается?

— Да, заседания СЕПЦУ проходят регулярно. В частности, улучшение и усиление отношений между евангельскими Церквями Украины, активная внешняя деятельность, особенно в части защиты прав евангельских Церквей, усиление социальной деятельности протестантских Церквей и надлежащее освещение жизни и служения в СМИ.

3. Как можно прочитать в разных СМИ, сегодня далеко не идеальные и межпротестантские отношения в Украине. В частности, мне приходится слышать о давлении новых, политизированных, преимущественно харизматических церквей и их лидеров на старые евангельские Церкви. Правда ли это?

— Вы же, наверное, сами убедились, что идеала нет ни в одной Церкви или религиозной организации. Хотя должны констатировать тот факт, что люди в большинстве хотят жить в мире и согласии. Препятствуют этому неоднократно сами лидеры, которые стремятся представить из себя что-то большее, чем есть на самом деле. Мне ничего не известно о каком-то давлении.

4. Как Вы относитесь к попыткам некоторых молодых протестантских церквей и СМИ отбелить нынешнего столичного мера, сделать ему образ праведного политика?

— Считаю, что если такие попытки и имели место, то это неправильное применение времени и возможностей, данных нам Богом. Задание Церкви состоит в том, в первую очередь, чтобы молиться о власти, прося у Бога мудрости и силы для них. Благодарю.