• Главная
  • "Наш приход решил, что свою собственность мы никому не отдадим"...

"Наш приход решил, что свою собственность мы никому не отдадим"

02.03.2007, 13:07
"Наш приход решил, что свою собственность мы никому не отдадим" - фото 1
Интервью co священником Василием Время, настоятелем православной общины Святого Архистратига Михаила в с. Каменское на Одещине

vremya.jpgИнтервью co священником Василием Время, настоятелем православной общины Святого Архистратига Михаила в с. Каменское на Одещине

Недавно на сайте организации «Единое Отечество» появилась информация о том, что сотни православных верующих из УПЦ (МП) выехали в Одесскую область, село Каменское Арцизского района с тем, чтобы агитировать местную общину вернуться в юрисдикцию митрополита Агафангела (Саввина). Как сообщает сайт, «после т.н. «оранжевой» революции местные власти, желая выслужиться перед Киевом, приняли участие в собрании сельской общины, на котором люди обманом были введены в филаретовский раскол. (...) Раскольники из т.н. «Киевского Патриархата», пользуясь невежеством населения, откровенным обманом уводят их из лона Матери-Церкви. В с. Каменском ложь была особенно циничной: людям сказали, что их храм «хотят продать в Москву».

Как уже сообщала РИСУ, в 2005 году община, которая в то время принадлежала УПЦ (МП), получила от епархиального управления письмо с требованием юридически передать свой храм в собственность епархии. Такое требование было разослано и другим приходам. Поэтому православные верующие с. Каменское решили на собрании села не отдавать собственный храм и перейти в другую юрисдикцию.

Желая предоставить общественности позицию другой стороны, как велит того журналистская этика, мы обратились к главному «виновнику» тех событий — отцу Василию Время, который возглавляет общину святого Архистратига Михаила с просьбой рассказать о происшедшем и о том, что предшествовало этому противостоянию. В беседе также принимал участие непосредственный свидетель «миссионерского рейда» — председатель Одесской областной организации КУН Владимир Геник.

— Из-за чего началось противостояние? Какова предыстория?

— В 2005 году община святого Архистратига Михаила осуществила переход из Московского Патриархата в Киевский. Решение было принято единогласно собранием прихожан храма в связи с тем, что мы получили указ митрополита Агафангела передать храм в собственность Одесской епархии. Народ был против этого. В указе под номером 320 от 16 июня 2004 года предписывалось, чтобы все здания, находящиеся в собственности прихожан передать в собственность Одесской епархии. Наш приход решил, что свою собственность мы никому не отдаем. Потом уже приняли решение перейти в Киевский Патриархат.

— И что, сразу начались преследования?

— После перехода, как обычно это происходит, сначала начались визиты духовенства — представителей Московского Патриархата, и кульминацией уже стал крестный ход, который описывается в последней статье на сайте «Единого Отечества».

— Расскажите по порядку.

— Вспоминаю как когда-то, в 2005 году, после очередного крестного хода, в воскресенье, благочинный, который его организовал, служил Литургию. И вдруг во время Литургии началась сильная гроза. В храм благочинного залетает шаровая молния и разрывается прямо над Престолом, и он падает без сознания возле Престола. А затем, так и не оправившись от этого шока, спустя пару месяцев умирает. Вот об этих моментах они не рассказывают, а о том, чего не было на самом деле — рассказывают.

Я говорю: «люди, ну сколько Господь чудес показывает, одно, второе, третье, вас это не вразумляет. А те сказки, которые рассказывает Кауров, вы принимаете, доверяете им и начинаете еще их распространять...»

После смерти благочинного Московского Патриархата на его место назначают нового — молодого, энергичного. Он начинает выслуживаться перед начальством. По понедельникам начинает приезжать в село, будоражит людей. Всё село было на нашей стороне, за исключением нескольких человек, выступавших против перехода в Киевский Патриархат. Они появились уже позже, после крестного хода, когда им начали объяснять, в чем они «заблуждаются». Новый благочинный стал приезжать по понедельникам, устраивать молитвенные стояния, служения в селе, в одном дворе. И начали, как это обычно происходит, ходить из дома в дом, людей собирать, объяснять им, рассказывать, насколько это неправильно, что мы — украинская церковь, что язык не благодатный, что создан искусственно и вообще такового не существует, поскольку он лишь исковерканный русский... Страшные вещи говорили.

И вот, этот благочинный Московского Патриархата о. Геннадий Мартынов всё больше и больше активизирует свои действия, привозит людей, устраивает концерты в селе, привлекает людей всячески, а потом... Потом были выборы. Мы не поддержали старого председателя сельсовета, а голосовали за нового, который был сторонником Киевского Патриархата. Старый председатель очень сильно озлобился. У него огромная родня в селе. Он собрал всю родню, сделал их сторонниками Московского Патриархата, хотя из них практически никто никогда в церковь не ходил, разве что на Пасху, чтобы освятить яйца... И вот эта группа начала ездить к Каурову, в другие инстанции писать жалобы, просить о помощи. Затем подали на нас в суд.

— Как проходил судебный процесс? Была ли соблюдена законность?

— Первый судья, который принял их исковое заявление, отказал в рассмотрении иска с правом обращения к другому судье. Второй принимает заявление... Судья — замечательнейший человек, и вообще, я был очень удивлен: она сторонница МП, но была принципиально объективной на этом процессе, сказав, что примет решение по закону, чтобы не было защиты чьих-то интересов, а именно будет соблюдена правда. Так оно и получилось.

Это промысел Божий. Мы даже не надеялись, что сумеем отстоять свои права, и храм сохранится за нами.

— Вам когда-нибудь угрожали?

— Как-то, в ноябре 2005 года, приезжал к нам владыка Агафангел, было много людей — около 10 тыс. человек, и на этом служении владыка Агафангел во всеуслышание говорит, что «вот этого Василия надо из села и из района выдворить. Ему нет места на этой земле. Он не должен жить здесь”.

А еще осенью прошлого года было собрание жителей села, присутствовала почти вся администрация. И глава райадминистрации вместе с нашим начальником милиции во всеуслышание заявили: «Пора вашего священника вывести, и – прибить где-то за пределами района, чтобы не мешал больше людям жить!» Вот такое было...

— Почему именно ваш храм и община стали предметами пристального интереса Одесской епархии МП? Существуют ведь другие приходы Киевского Патриархата на Одещине, я не слышал, чтобы ими занимались так же, как вами.

— Не желают создавать прецедент, а то и другим захочется перейти в Киевский Патриархат. Одна из общин в наших краях, например, тоже не захотела мириться с тем, что местные прихожане потеряют право распоряжаться храмом, построенным за их деньги. Но в силу различных причин они перешли в юрисдикцию Румынской Патриархии...

С другой стороны, после решения суда в нашу пользу мы с общиной намеревались заняться социальным служением. Возле храма есть два замечательных здания, в которых мы хотели открыть обитель милосердия. Обратились в администрацию с просьбой передать их нам в пользование, потому что они разваливаются. После нашего обращения, когда мы начали активно заниматься этим вопросом, и приехал Кауров. Испугался, что мы можем закрепиться на Одещине и развить еще какую-то другую деятельность.

— А как проходила ваша последняя встреча с Валерием Кауровым?

— Приехали они 16 февраля в час дня. Много их было... Приехал Алексей Гроха — епископ, несколько депутатов Одесского горсовета, был глава райадминистрации Давыдов Виталий Иванович вместе со своей женой — она ходила, агитировала (в рабочее время!) наших прихожан покаяться и вернуться в лоно МП.

Они приехали. Храм открытый, полный двор людей, посередине свободный проход, место для иконы оставлено. Они подошли и не знают, что делать. Их ждут. Никакого противостояния, люди молятся. Это был молебен об умиротворении враждующих. Выходит Олег Мокряк, руководитель миссионерского отдела Одесской епархии, который возглавлял крестный ход. С иконой обошли трижды вокруг храма и с листовкой, в которой был напечатан текст анафемы на меня. И с этой листовкой к людям: «Вы читали? Вы знаете, он уже не священник, он проклят!» В тексте владыка Агафангел проклинает не только меня, но и моих родственников и детей...

И потом народ начал возмущаться: «мы ждали вас помолиться вместе, вы привезли чудотворную икону, чтобы мы поклонились, а вы ...» Народ начал возмущаться и попросил их выйти из храма. Они вышли, стали у ворот храма и говорят народу: вот, кто откажется от священника Василия, и покается, тот может прикладываться к иконе; кто не откажется — и не подходите. Люди начали плакать: что же вы делаете, какие же вы священники... На этом и закончилось происшествие, они уехали. Были и те два милиционера, о которых на сайте «Единого Отечества» сказано, что те видели чудо. Тогда они почему-то ничего не говорили. Мы после крестного хода сидели с ними и еще долгое время общались на духовные темы.

Их сторонников среди местных жителей было всего лишь сорок человек. Примерно четыре автобуса привез Кауров, затем из каждого села — а это 22 прихода Московского Патриархата — было по автобусу.

Состоялся митинг. А после митинга был показан фильм «Анатомия раскола». Прокурор района запретил им показывать фильм. Но, невзирая ни на что, фильм был показан. И, как тут не верить в чудеса? — как только собрались они включить фильм, у них отказывает видеомагнитофон. Они бегали по селу и искали видеомагнитофон.

Их машина (Каурова) — вы, наверное, видели: мегафоны, усилители... Идут крестным ходом к воротам храма, и у ворот храма отказывают их усилители...

Владимир Геник: Я был свидетелем этого...

О. Василий Время: Отказывают, прямо напротив ворот храма! Кауров начинает тогда кричать в рупор. А мы бьем в колокол, и его не слышно... Заканчивал он свою речь такими словами: «Это по тебе, Василий Время, колокол звонит, это по тебе погребальный звон», — вот такие были его последние слова. И когда они уходили уже, наши ребята запели гимн Украины. Это было очень впечатляюще... И, что людей вначале очень испугало, из-за чего многие переживали — стоит флаг Украины на территории храма, а с той стороны — флаги черносотенцев: желтый флаг и черный двуглавый орел. Потом приехал Кауров со своими флагами, как обычно: «Единое Отечество», «Новороссия», «Малороссия». С лозунгами ходили по селу, кричали нашим прихожанам. Наши люди пришли туда, потому что те обещали: «привезем бренд! Приедет старец Иона! Поговорите, пообщаетесь с ним». Люди пришли туда: нету старца! Ну, обманули нас, в очередной раз, не привыкать...

И вот эти кликуши вылавливали наших прихожан и кричали: «Фашисты! Вы фашисты! Вы служите Филарету!»

Владимир Геник: Нас всех вместе с жителями села было меньше, чем приезжих, но возник страшный переполох: «едут националисты делать деструкцию в Каменском!». И сразу были вызваны большие силы милицейские, плюс наши люди из Народного руха позвонили в Обладминистрацию и СБУ. Думаю, отец Василий согласится со мной, что милиция там сработала очень хорошо. Вид решительно настроенных защитников на территории плюс милицейские дубинки по периметру очень успокоили эту братию. И первое, что они начали говорить — «мы пришли с миром».

Действительно, как говорит отец Василий, там Божий промысел присутствовал. И как человек светский и посторонний, могу удостоверить — действительно сломался их аппарат, который кино показывает. Они едут к храму, а их громкоговорители — целый грузовик с очень мощной техникой, которая может даже рок-концерт заглушить — тоже сломались.

После того, как они увидели, что есть противодействие, что милиция не на их стороне (хотя милиция тоже испугалась — это же брать на себя ответственность), это на них подействовало весьма успокоительно.

У нас с Кауровым всегда панькаются, но это же такая самая организация для государства, как общество кролиководов или пчеловодов...

Общество, партии, другие конфессии должны помочь, так как кауровщина — это фашизм в рясе.

Надо задать вопрос Московскому Патриархату: он вместе с Кауровым или нет? Так как Московский Патриархат для государства такая же конфессия, как например кришнаиты или буддисты, он не является первым среди равных, не является старшим, и государство должно это знать. Старшинство уже давно закончилось, а осталась лишь инерция...

Нас с жителями деревни вместе взятых даже ста человек не было, а их было более четырехсот, в том числе, по своим каналам я знаю, что из Приднестровья там бандиты всякой навезли. И со своей стороны мы защищали — при всем уважении к отцу Василию — даже не Киевский Патриархат, мы шли Украину защищать, подняли единственный сине-желтый флаг, в отличие от кауровцев, которые шли с символикой России, черносотенства. И селяне увидели, кто под какими флагами выступает...

О. Василий Время: По РТР мы даже видели сюжет, в котором Кауров обращался ко всей России за помощью. То есть, фактически, он призывает иное государство вмешаться во внутренние дела Украины...

Владимир Геник: Погромы на еврейском кладбище и действия кауровцев-черносотенцев —дела одной цепочки, когда люди диктуют, какая нация лучше, какая вера лучше, какой язык лучше, а какой неблагозвучен для Божьего уха — то есть наш с вами, украинский.

— Отец Василий, каковы будут ваши дальнейшие действия?

О. Василий Время: Мы будем просить Координационный совет религиозно-светского согласия при Одесском городском голове рассмотреть нашу ситуацию, дать ей оценку. Также мы направляем заявление в СБУ, поскольку действия организации «Единое Отечество», по нашему мнению, нарушают покой в обществе и являются проявлениями ксенофобии и религиозной нетерпимости. А это — чисто криминальная проблема, ни о каком богословии или отличии в вероисповедании здесь речь не идет.

Справка: Село Каменское имеет историческое название Ташлык. Оно находится в 160 км к юго-западу от Одессы. Церковь Святого Архистратига Михаила была построена в 1870 году. Рядом с церковью расположено старинное кладбище, на котором сохранились старинные казацкие каменные кресты, установленные задолго до возведения храма. В селе живет приблизительно поровну украинцев и молдаван.