• Главная
  • "Образец религиозного журналиста – это человек, который умеет не только проинформировать, но и убеждать, захватывать на эмоциональном уровне"...

"Образец религиозного журналиста – это человек, который умеет не только проинформировать, но и убеждать, захватывать на эмоциональном уровне"

15.05.2008, 20:49
"Образец религиозного журналиста – это человек, который умеет не только проинформировать, но и убеждать, захватывать на эмоциональном уровне" - фото 1
В гостях: Алла БОЙКО, доктор филологических наук, профессор Института журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, эксперт в области религиозной журналистики

Алла БойкоВ гостях: Алла БОЙКО, доктор филологических наук, профессор Института журналистики Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, эксперт в области религиозной журналистики

Основная тема веб-конференции: Медиа-образование и религиозная журналистика

Вопросы и ответы размещены в обратном порядке — последние вверху


18. Вопросы от редакции

1. Госпожа Алла, каким Вы видите образец религиозного журналиста?

— Благодарю за такие содержательные и острые вопросы.

Необходимо различать журналиста, который работает в конфессиональных СМИ и того, кто освещает религиозные проблемы в светских масс-медиа. Образец религиозного журналиста – это человек, который умеет не только проинформировать, но и убеждать, захватывать на эмоциональном уровне. То есть, он имеет публицистический дар. В прошлом, по моему мнению, это были В.Экземплярский, М.Петров, В.Барвинок – профессора Киевской духовной академии, греко-католические духовные лица и талантливые публицисты — А. Шептицкий, Ф. Коструба, Г. Костельник (еще как католик) и др. Из современников считаю таким Евгения Сверстюка, редактора газеты «Наша вера». Есть и другие интересные молодые авторы, есть талантливые. Но пока еще о них рано говорить.

2. В своем пособии «Религиозная проблематика в масс-медиа Украины» Вы рекомендуете студентам использовать материалы РИСУ. Что, по Вашему мнению, полезно для студентов, которые слушают такой курс, на нашем портале, а что бы еще стоило добавить?

— Полезный уже сам портал. Вы первыми пытаетесь собрать все публикации из масс-медиа, которые касаются религии. Может, есть возможность публиковать не только печатные статьи, а каким-то образом подавать видеоматериалы? Необходимо хотя бы иногда публиковать материалы из конфессиональных изданий, наиболее острые и те, которые могут вызывать резонанс. Я не имею в виду пропаганду какой-то конфессии, а говорю о моральных и мировоззренческих проблемах, которые бы объединили общество. Думаю, стоило бы чаще обращаться к мнениям экспертов, иногда даже устраивать дискуссии. Можно приглашать иногда даже тех, кого считаете оппонентом. Пусть выскажется. А люди должны дать оценку его словам.

3. Допустим, Вам доверили организовать магистерскую программу по религиозной журналистике для студентов факультета журналистика, которые уже получили степень бакалавра. Какие предметы Вы считаете нужно им читать, на что нужно обращать внимание?

— Более подробный и углубленный курс религиоведения; курс «Религиозная проблематика в масс-медиа», «История религиозной публицистики», «Религиозные масс-медиа в Украине и мире», «Пресс-центры Церквей и религиозных организаций», проводить творческие мастерские и тому подобное. Все это есть в методических планах, которые я подавала в ИЖ.

Сердечно благодарим Вас за участие в нашей веб-конференции! Надеемся, что наше последующее сотрудничество будет иметь не только научно-теоретический характер, но будет содействовать развитию практической религиозной журналистики в Украине! Всех Вам благ!

Искренне благодарю за приглашение провести такую интересную веб-конференцию. Я очень ценю вашу самоотверженную работу и мне приятно, что такое количество людей заинтересовались проблемами, которые являются не только моим научным интересом, но и увлечением. Еще раз всем спасибо, кто принимал участие в веб-конференции.


17. Максим Балаклицкий, [email protected]

1. Экономическое положение многих религиозных медиа еще хуже, чем культурнических. Наилучший (по определению журнала «Критика») украинский литературный журнал «Березіль» платит гонорары, о которых стыдно говорить, но ХОТЬ ПЛАТИТ. Но религиозный (христианский) медиа-продукт, как заявляет модератор портала www.maranatha.org.ua — одного из самых мощных религиозных интернет-ресурсов Украины, не может быть прибыльным ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ. Как Вы, в этом контексте, оцениваете перспективы религиозных медиа в наше прагматичное время?

— Большинство религиозных медиа выходят при поддержке религиозных организаций, которые не являются самыми бедными. За любой труд должно быть вознаграждение. Это начинали в религиозной журналистике еще в ХІХ ст., это должно быть и в настоящий момент. Для специалиста СМИ журналистика – не хобби, а робота. Одним из грехов в христианстве есть задержка или невыплата денег. Если работников «найпотужнишого интернет-ресурса» устраивает любительская деятельность, то зачем сотрудничать с ними специалисту? Одним із гріхів у християнстві є затримка або невиплата грошей. Якщо працівників «самого мощного интернет-ресурса» устраивает любительская деятельность, то зачем сотрудничать с ними специалисту?

2. На сегодняшний день главным препятствием на пути к подаче объективной информации становятся интересы заказчика. Религиозный журналист вообще оказывается между молотом и наковальней: на его текст влияют как давление поверхностного и жаждущего к сенсациям светского читателя, так и неготовность религиозных организаций принимать реалии плюралистического общества, где их ценности (святыни) могут становиться предметом раскованных дискуссий. Как верующему журналисту лавировать между требованиями корпоративной солидарности его религиозной общины и потребностью говорить ПРАВДУ?

— Не уверена, можно ли назвать общину, которая запрещает журналисту говорить правду, религиозной. Может, это действительно какая-то корпорация, клуб по интересам. Но каким? Если религиозная организация не принимает реалии общества, то это не проблемы профессионального журналиста, и не проблемы общества. Может, лидерам стоит пересмотреть собственное отношение к жизни и найти свои пути к человеку. Если ценности любой религиозной организации обсуждаются, становятся предметом раскованных дискуссий, то, по моему мнению, необходимо научиться дискутировать и убеждать оппонентов, а не закрываться от общества и вынуждать это делать журналистов. Специалист масс-медиа не крепостной, и может найти другие СМИ, где его мысли, труд, идеалы поймут и поддержат. В Украине больше 300 религиозных медиа, а светских СМИ значительно больше.


16. Андрей Андрушкив

— Скажите пожалуйста, какие современные масс-медиа Вы считаете сегодня наиболее перспективными и актуальными? Как Вы относитесь к Интернет-радио, подкастам и Интернет-телевидению? Заранее благодарен!

— Неоднозначно отношусь. Однако за ними не только будущее, они и теперь легко завоюют аудиторию. Только они ограничены пользователями Интернет. А, как известно, в Украине их не так уж и много. Относительно Интернет-телевидения, радио, подкастов – здесь появляется проблема авторского права. Об этом не нужно забывать. Привычные нам радио и телевидение все еще остаются актуальными, и, надеюсь, долго еще ими будут. Среди печатных СМИ сегодня лидерами являются еженедельники. Однако я отдаю преимущество газетам.


15. Марьяна Карапинка, Украинский Католический Университет

1. Исследовали ли Вы практику религиозных журналистов за рубежом? И как она отличается от украинской?

— Благодарю. Да, я начала исследовать практику конфессиональных журналистов украинской диаспоры, а теперь уже и других стран. Концептуально она и не может отличаться от отечественной. Но, по моему мнению, большинство заграничных изданий, по крайней мере те, что я читала, много внимания уделяют общественной жизни. Пытаются руководить ею, комментировать события с позиций религии, анализируют разные общественные явления. Большинству из них свойственна стилистика общественно-массовых СМИ.

2. Как, по вашему мнению, журналисты могут сохранить баланс между интересом и профанацией, освещая религиозные вопросы?

— Это сложный вопрос и он нуждается в анализе в каждом конкретном случае. Но это возможно. Даже о серьезных теологических проблемах можно рассказать интересно, на примерах, эмоционально, даже с юмором. Кстати, такими являются некоторые протестантские телепередачи из США, особенно миссионерские. А проблемы морали, воспитания детей, межчеловеческих отношений не так уже и трудно рассмотреть так, чтобы всем было не только понятно, но и интересно. Профанация – это искривление. Разве непременно нужно что-то профанировать, когда объясняешь учение Христа ребенку или человеку, который впервые слышит о нем? Но и профанировать можно полностью серьезным тоном, со ссылками на церковные авторитеты. Почитайте некоторые конфессиональные издания, вы поймете меня.

3. Должна ли быть религиозная журналистика метаконфессиональной и метарелигиозной?

— Религиозная журналистика - метарелигиозной? Не знаю, не уверена. А вот в том, что в Украине должно быть экуменическое периодическое издание или теле-, радиопрограммы, я уверена.

 


14. Игорь, Львов

—Глубокоуважаемая госпожа Алла, вы являетесь одним из ведущих исследователей собственно православной прессы в конце XIX-на начала XX в. Продолжают ли современные издания разных Церквей Украины, которые именуют себя православными, пропагандировать мировоззренческие идеи, поднимают весомые общественные и религиозные проблемы и насколько панорамно? Благодарю..

— Спасибо за вопрос. Да, я написала первое в украинском журналистиковедении исследование по истории прессы Православной Церкви. Но уже несколько лет я занимаюсь конфессиональными масс-медиа независимой Украины и мира. Православная периодика современности поражает количеством, к сожалению, это трудно сказать о ее качестве. Однако есть журналы, которые углублены и искренне пишут о моральных и мировоззренческих проблемах, – «Отрок», например, еще некоторые. Но громко и агрессивно заявляет о себе другая пресса, которая мало общего имеет с философией и религией, и по ней судят обо всем Православии. Политические идеи провозглашаются как религиозные и тому подобное. Досадно, что таким образом используют веру.


13. Ольга Тищук

— Добрий день, госпожа Алла!

1. Сегодня религия заняла ведущие позиции в украинском обществе. Вместе с тем, выросла потребность в качественной и объективной религиозной журналистике. Обращались ли к Вам представители разных конфессий с предложением посоветовать им профессиональных журналистов в стенах Институт журналистики?

— Благодарю, Оля! Трудно сказать, что религия заняла ведущие позиции в нашем обществе. Значительно увеличилась информация о религиозной жизни в СМИ, то это так. К нам обращались представители одной из наибольших православных конфессий, там постоянно нужны специалисты. Несколько студентов из Института массовой коммуникации и в настоящий момент работают там.

2. Какие изменения состоялись в религиозной журналистике за годы независимости Украины? Можно ли сказать, что масс-медиа в этой отрасли сделало шаг вперед?

— Без сомнений, за годы независимости Украины количество религиозных изданий разных конфессий увеличились в сотни раз. А если вспомнить, что в советское время выходил всего один журнал… К тому же, у нас очень интересные периодические издания, теле- и радиопрограммы. А уже тот факт, что в светских СМИ публикуют достаточно большой массив информации о Церквях, можно оценивать как позитивный. Правда, какой иногда является та информация, это уже не наша вина, а наша беда.

3. Нужно ли религиозному журналисту руководствоваться религиозной этикой в своих материалах?

— Не только религиозному, но и светскому. Вообще, журналисту стоит придерживаться профессиональных стандартов. Прочитайте Хартию, которую мы предложили на Круглом столе, может, что-то допишете или поспорите с нами.


12. Журналистка

1. Как Вы считаете, допустимо ли церкви использовать разные современные пиар-технологии для улучшения своего имиджа в обществе? Где предел в использовании этих технологий? И не является ли это искусственными попытками обмануть людей или манипулировать их религиозными чувствами?

— Сами по себе пиар-технологии не могут быть плохими или хорошими. В каждой книжке по пиар вам напишут, что существуют технологии «беліе», «серые», «черные» и др. Однако, по моему мнению, церкви не могут позволить себе «серые» или «черные» технологии. Думаю, что церкви и религиозные организации должны формировать определенный имидж в СМИ. Но между тем, чтобы показывать собственные позитивные черты и обманывать людей выдумками о себе и своей религии, существует разница. Манипуляцией можно назвать воспитание человека, проповедь добра и тому подобное. Если это идет на пользу человеку – то пусть будет такой пиар, если в интересах манипулятора, то в церкви это недопустимо. Как, впрочем, и в политике, и в общественной жизни.

2. Встречали ли в светских СМИ религиозную «джинсу» и, соответственно, светскую «джинсу» в религиозных СМИ?

— И то, и другое было, и есть. Будет ли? Это зависит от совести журналиста и соблюдения им профессиональных стандартов.


11. Студентка

— Вы вспомнили о своем спецкурсе «Масс-медиа Церквей и религиозных организаций…». Скажите, медиа каких конфессий и какие конкретно издания в нем рассматриваются?

— Благодарю, госпожа студентка, что заинтересовались учебным курсом. Он предусматривает анализ медиа всех конфессий Украины. В настоящий момент мне уже интересно посмотреть и исследовать то, что делается во всем мире. Есть возможности, и есть желание. В пределах спецкурса пытаюсь проанализировать большинство изданий, которые выходят в Украине. Если Вас интересуют непосредственные названия, то это официальные органы разных конфессий, но их подаю лишь для ознакомления. Сосредоточиваюсь на тех, в которых поднимаются общественно-моральные проблемы: «Наша віра», «Успенська вежа», «Чадо», «Отрок», «Арка», «Мета», «Начало», «Спасите наши души», «Наша парафія», «Стяг», периодику разных религиозных организаций, когда попадают в руки издания РУНверовцев, свидетелей Иеговы, буддистов, исследуем и их. Однако большинство масс-медиа в Украине все же православные и греко-католические, потому и выходит, что работаем с ними. Очень помогает РИСУ.


10. Елена Кулыгина

— Приветствую Вас, уважаемая госпожа Алла!

1. На форуме РИСУ завязалась дискуссия, во время которой звучала мысль, что религиозная (светская) журналистика не имеет перспективы, ее существование вообще нецелесообразно. Автор этого тезиса настаивал, что журналист, который пишет о религии, всегда будет заангажированным своей конфессиональной принадлежностью или будет демонстрировать безразличное отношение к религии как такой. Соглашаетесь ли Вы с такой точкой зрения?

— Госпожа Елена, благодарю за очень интересные вопросы. Как может быть нецелесообразным какой-то сегмент журналистики, если он отражает общественные процессы, особенно такие важны, которые касаются мировоззрения? Думаю, что должны существовать конфессиональные масс-медиа, своего рода носители идеи, «пропагандисты», если угодно. Чем больше их будет, тем лучше. Тогда перед аудиторией сформируется сложная, пусть противоречивая, но очень интересная и разнообразная мозаичная картина религиозной жизни Украины, Европы, мира. И пусть человек выбирает то, что ему ближе. Обратятся к тому, кто лучше сможет убедить? Ну, что же, значит, все другие получат стимул работать лучше. Украина имеет исторический опыт существования замечательных периодических изданий, которые выходили под эгидой православной, римо-католической, греко-католической церквей. Его необходимо изучить и активно им пользоваться сегодня.

А относительно светских СМИ, то здесь заангажированность может кому-то и навредить. Однако специалист, если он придерживается профессиональных стандартов журналистики и пытается писать объективно, честно, разносторонне, не будет «агитировать» в общественно-массовом или политическом СМИ за ту конфессию, к которой он принадлежит.

2. По вашему мнению, не стоит ли на повестке дня в Украине создание кафедры религиозной журналистики? Такие специальности начинают возникать в конфессиональных учебных заведениях: УКУ (Львов), КХУ (Киев). А светские вузы еще об этом не думают?

— Очень совет, что в УКУ и КХУ начинают возникать такие кафедры. Я не имею информации о том, чтобы в светских вузах начинали кафедру религиозных масс-медиа. Хотя считаю, они просто необходимы. Образ религии и Церквей, религиозных организаций в СМИ иногда просто не отвечает действительности, а иногда ужасно искривлен. Это уже начало ответа на Ваш третий вопрос.

3. 3. Госпожа Алла, сегодня образ Церкви в СМИ является достаточно искривленным. А по вашему мнению, на ком сегодня больше ответственности относительно этого: на журналистах, которые по различным причинам не говорят о религии объективно, или на Церквях и их пресс-службах, чье сотрудничество из масс-медиа оставляет желать лучшего? Благодарю!

— Здесь должна быть коллективная ответственность. Журналисты в большинстве просто не представляют себе жизнь церкви и религиозную жизнь общества. «Берут» то, что лежит сверху или ищут сенсацию. Это профессиональный настрой, и здесь ничего не поделаешь. Но если журналист будет специализироваться лишь на религиозной проблематике, иметь определенные знания по предмету, осторожно и ответственно относиться к информации, источникам, к комментариям специалистов и собственным размышлениям, то и масс-медийный продукт будет значительно качественнее.

А относительно пресс-центров Церквей, то и там нужны специалисты для того, чтобы Церковь не была «закрытой зоной» для общества. О чем рассказывают пресс-службы – о визитах владык в монастыри и отчитываются о проведении праздников и богослужений. О настоящей глубокой, напряженной, драматичной жизни Церкви журналистам не говорят. Да и то, что подают пресс-центры разных конфессий, – лишь сухая информация, факты, которые можно опубликовать интересным и легким языком, проиллюстрировать ярким видеорядом, а можно языком отчетов, да еще с архаизмами. Потому-то общество теряет интерес к такой информации.


9. Александр из Тернополя

— Я прочитал в РИСУ, что в апреле состоялся круглый при Вашем участии. Что интересно Вы вынесли из него? И какая судьба хартии, о которой там шла речь? Да и вообще, какая польза из таких круглых столов?

— Благодарю за вопрос. Круглый стол, который состоялся в Институте журналистики КНУ им. Тараса Шевченко 7 апреля, был, надеюсь, первым звеном в ряде мероприятий, посвященных развитию религиозных СМИ и отражению религиозной информации в светских масс-медиа. Мы пытались выработать определенные профессиональные стандарты в освещении религиозной информации в СМИ. Предложили проект Хартии, который сейчас находится на стадии обсуждения. Его предлагаем обсудить для того, чтобы уточнить некоторые пункты, что-то добавить, что-то выбросить. То есть, договориться об определенных этических моментах в освещении религиозной информации.

Для меня лично было важно то, что все участники выразили мнение о необходимости профессионального обучения журналистов и работников пресс-центров Церквей и религиозных организаций. Люди почувствовали нехватку знаний, и готовы их преобретать. По крайней мере, так высказывались. Если Вас интересует, что для меня было важным, то я подготовила к публикации материалы для спецкурса «Религиозная проблематика в масс-медиа Украины». После заседания Круглого стола настоящее руководство увеличилось на 37 страниц. То есть, это мероприятие дало мне материалы для размышлений, анализа, следовательно, и для написания. Надеюсь, что все, кто там присутствовал, тоже серьезно задумался над проблемами, которые сложились в украинских СМИ. А мысль, как известно, движет событиями.


8. Дмитрий, Киев

— Госпожа Алла, скажите пожалуйста, правда ли, что журналист Владислав Павлов, который часто пишет о религии, учился в Институте журналистики КНУ им. Шевченко? Может Вы знаете, какие он имел оценки?

А также еще один вопрос: если Вы наблюдаете за работой ваших студентов-журналистов, влияют ли их профессиональные успехи (или провалы) на оценки? Потому что все-таки задание высшей школы воспитывать не теоретиков, а профессиональных практиков. Благодарю!

— Ответ на первый вопрос: Я не владею информацией о том, где получал образование В. Павлов, потому и не знаю о его успеваемости в учебе. Кроме того, этот курс я читаю лишь четвертый год. В.Павлов, думаю, закончил университет значительно раньше.

Второй вопрос: Конечно, профессиональные успехи студентов влияют на оценки. Мы на практических занятиях читаем и слушаем публикации, разбираем статьи и радио- и теле-сюжеты. Студенты пишут творческие задания на заданную или выбранную ими тему. Все это обсуждается на занятиях. Следим за текущими публикациями, находим позитивные и негативные аспекты. То есть, учимся писать, а если повезет, то и думать. На «провалах», как Вы их называете, не сосредоточиваемся, и не «караем» их оценками. Учимся на чужих и своих ошибках.

Интересной формой являются встречи с редакторами и журналистами конфессиональных изданий. Только в течение одного семестра студенты встретились с представителями УПЦ КП, протестанского издания, иудейского и мусульманского.


7. Марина, студентка

— Как давно вы исследуете религиозную журналистику в Украине и какие изменения в ней происходят в течение последних лет? Улучшается ли качество религиозных публикаций в масс-медиа или только растет их количество?

Сегодня студенты факультетов журналистики и религиоведения начинают исследовать конфессиональные издания. Но теоретическая база по этой тематике практически отсутствует. Что бы Вы посоветовали почитать о развитии религиозной журналистики в Украине, а также где можно найти Ваши публикации на эту тематику? Благодарю!

— Религиозную журналистику в Украине я исследую из 1994 г., однако мои научные разведки были исторического характера. Их результатом стала монография «Пресса православной церкви в Украине 1900-1917 гг. Культура. Общество. Мораль» и ряд статей. Если Вас интересуют мои публикации, то они есть в «Научных Записках» Института журналистики КНУ, «Актульных проблемах журналистикознавства», «Сборнику трудов Научно-исследовательского центра периодики» ЛНБ им. В.Стефаника. Есть интересные исследователи религиозных масс-медиа – Юля Коминко, Максим Балаклицкий, Мария Левчук, Тарас Ризун, Игорь Скленар. Ценный материал собран в ежегоднике «Религиозная свобода» за 2001.


6. Светлана Ярошенко

— Приветствую Вас, госпожа Алла! Вы преподаватель, и много лет работаете с молодежью, студенчеством. Сегодня мы обращаем их (студентов) внимание на религиозную тематику. Интересна ли она им? Или это, так сказать, просто тема, которую не хотим обойти? На самом ли деле молодые люди, Ваши студенты, хотят знать о религиозном мире? И тем более, хотят ли писать о нем?

— К сожалению, я не могу сказать, что все массово идут на спецкурсы по религиозной тематике. Большинство привлекает политика и спорт, кого-то криминал, а кого-то сельское хозяйство. Но есть и такие студенты, которые интересуются именно религиозными проблемами.

Хотят ли молодые люди писать о религиозном мире? Мне очень приятно, что несколько студентов III курса после того, как прошли спецкурс у меня, пошли работать в конфессиональные издания. Есть студентка, которая работает на общеукраинской радиостанции и освещает преимущественно религиозные проблемы. Пишут курсовые и магистерские, значит, готовят себя для того, чтобы серьезно и профессионально работать с религиозной тематикой. Вы правы, таких студентов пока еще немного, но и курс этот читается лишь четвертый год. Будем надеяться на лучше!


5. Олег, [email protected]

— Во время приезда Папы Римского чувствовалась нехватка профессиональной журналистики (которая бы была профессионально подготовлена) как на телевидении, так и в печатных средствах. Особенно это чувствовалось в комментариях на телевидении. Расскажите о планах подготовки журналистов с религиозным наклоном.

— Благодарю за вопрос. Планы есть: я подготовила курс и спецкурс по религиозной проблематике в масс-медиа. Несколько лет читаю его в Институте журналистики Киевского национального университета им. Тараса Шевченко. Есть много материала для подготовки специалистов для конфессиональных СМИ. Готовая к защите диссертация М.Левчук по проблемам православной прессы, научный руководитель – А.Бойко. Но этого маловато, нехватка подготовки специалистов чувствуется. Думаю, было бы неплохо готовить журналистов как в религиозных учебных заведениях, так и в светских университетах. Возможна не только общегуманитарное образование, а магистерская подготовка людей с высшим духовным, журналистским, филологическим, философским (религиоведческим) образованием для работы в масс-медиа.


4. прот. Николай, г. Черновцы

— Глубокоуважаемая госпожа Алла! В анонсе веб-коференции Вы представлены, как «эксперт в религиозной журналистике». Будьте добры, дайте ответ на следующий вопрос: Как Вы оцениваете общий уровень украинского религиозного медиа продукта?

— Думаю, что украинские религиозные медиа, как впрочем, других стран тоже, стоит рассматривать в двух аспектах – конфессиональные СМИ и освещение религиозных проблем в светских масс-медиа. И там, и там есть позитивные и негативные моменты. Ярки и интересны радио- и телепередачи, конфессиональные журналы – «Арка», «Мета», «Наша віра», «Отрок» и другие, к сожалению, не могу сказать, много других. Их совсем немного. Я сознательно не указываю конфессию, поскольку рассматриваем весь информационный продукт. Есть интересные авторы в общественно-массовых СМИ – К.Гудзык, К.Щоткина, еще немного других. Но развитие конфессиональной прессы у нас было прекращено на востоке Украины в 1918 г., а на западе – в 1939 г. В советские времена выходил лишь один, подвергнутый строгой цензуре, журнал. Традиции религиозной публицистики, которая существовала в Украине с 1860 г. сегодня лишь возрождаются. В настоящий момент большинство конфессиональных СМИ, да и подавляющее большинство публикаций по религиозной тематике находятся в Украине на любительском уровне. Но вопрос о серьезной конфессиональной журналистике затронут, интерес к ней есть и у специалистов, и в общества. Есть потребность в качественном информационном продукте, значит, нужно его «готовить» и «подавать».


3.Игорь

— Алла Анатольевна, скажите пожалуйста, какие принципы журналистских школ Запада можно позаимствовать сегодня для формирования кадров по специализации «религиозная журналистика!? Благодарю.

— Думаю, что украинской журналистике, как светской, так и конфессиональной, стоит позаимствовать и усвоить принцип ответственности за информацию. Да, свобода слова необходима для нормального функционирования масс-медиа. Но свобода – это не право свободно говорить то, что заблагорассудится, не думая о последствиях. Журналист должен отвечать за свои слова, действия, съемки и тому подобное и перед аудиторией, и перед обществом, и перед собой. И перед Богом.


2. Олесь Пустоцвит

1. Как Вы можете охарактеризовать конфессиональные масс-медиа, какими должны они быть, по вашему мнению?

2. Приглашали ли Вас или Ваших коллег читать лекции в духовных заведениях?

1. Я не думаю, что стоит оценивать все конфессиональные СМИ одним словом или одним предложением. Да, большая часть периодических изданий некоторых конфессий сосредоточена на внутрицерковных проблемах. Это, считаю, наиболее негативный фактор. Авторы статей забыли об обществе и пишут о себе и для очень узкого круга «своих».

На полосах других изданий идет агрессивная пропаганда политики – даже не мировоззренческих и не религиозных принципов – а именно политических идей другого государства. Думаю, что это невозможно в журнале, который позиционируется как конфессиональное издание.

Желательно, чтобы стиль конфессиональной периодики отвечал времени – был легким, доступным для широкой аудитории, искренним, как сегодня говорят, «без пафоса». Публикации должны быть интересными, умными, если читателям повезет, то и мудрыми.

Все это возможно лишь при наличии профессиональной подготовки конфессиональных журналистов. Читатели устали от любительской журналистики.

2. Мне не известно, чтобы семинарии или духовные академии какой-либо конфессии приглашали к сотрудничеству моих коллег. Однако мы, по крайней мере я, готовые к сотрудничеству.


1. Степан Мельник

— Госпожа Алла, обращались ли к Вам за консультациями представители пресс-центров разных конфессий? Какие курсы Вы читаете в Институте журналистики?

— Ко мне за помощью обращались несколько раз из пресс-центра УПЦ МП. Как это не парадоксально, но советы были нужны выпускнице Института журналистики КНУ, аспирантке ИЖ КНУ – серьезному специалисту и талантливой журналистке. Все другие сотрудники конфессиональных изданий, надеюсь, собираются повышать свой образовательный уровень.

В Институте журналистики КНУ я несколько лет читаю курс «Проблематика СМИ (религия)» и спецкурс «Масс-медиа церквей и религиозных организаций в информационном поле Украины». Есть несколько студентов, которые уже в настоящий момент работают, – и совсем неплохо – в конфессиональных масс-медиа.