"Подольский Афон" отпразднует свое 1000-летие
Через четыре года Лядовский Свято-Усекновенский скальный мужской монастырь, имеющий славу Подольского Афона, будет отмечать свое 1000-летие. Будучи старше Киевской Лавры, этот монастырь имеет того же основателя – св. Антония Печерского. О его основании, истории и настоящем рассказывает Елена КАЧУРОВСКАЯ.
«Подольським Афоном» Лядовский монастырь, который находится в Могилев-Подольском районе Винницкой области около самой границы с Молдовой, именуется не ради громкого имени. По преданию, Антоний Печерский, еще будучи юношей, оставил родной Любеч и отправился в Константинополь, а оттуда на Афон, где принял монашеский постриг. Во время своего второго возвращения в родные земли Антоний остановился на левом берегу Днестра и высек в пещере одной из гор келью.
По преданию, Афонски старцы, отправляя Антония на Русь, благовествовали ему: «Да пребудет на городе том благословение святой Афонской горы». Именно отсюда и пошло второе название Лядовского монастыря. Святой Антоний, остановившись на берегу Днестра проповедовал христианство среди местных жителей – тиверцев, и вокруг него быстро сплотились последователи. Впоследствии св. Антоний оставил Лядовую уже как монастырь, и отправился в Киев, где позже стал основателем еще одного пещерного монастыря – Киево-Печерской Лавры.
Чем св. Антония так привлекли горы на берегу Днестра? Этим вопросом не задаются те, кто побывал в селе Лядовая. Невероятно красивый пейзаж и в настоящий момент, через тысячу лет, открывается с горы, которую местные называют «Церковной». Днестр здесь возвращается с севера на юг, делая большую петлю. По-видимому, восхищение этим естественном чудом, а также тишина, которая так способствует созерцанию, и задержали Антония в этой местности. Также здесь и до сих пор бьет источник, который назвали в честь св. Антония. Местные жители и паломники ценят его за целебные свойства. А научные работники подтвердили убеждение верующих: вода в Антониевском источнике насыщена кремнием и имеет особенный катионно-анионный состав.
Первое, что открывается глазам посетителей Лядовского монастыря, после преодоления 90-метрового подъема на монастырскую скалу, это остатки двух пещерных храмов - Усекновения Главы Иоанна Предтечи и святой великомученицы Параскевы. Они находятся в двух, сложных по конфигурации, смежных гротах, но соединены между собой проходом. Немного дальше еще одна пещерная церковь – преподобного Антония Печерского и пещерная келия, в которой жил святой. Антониевская церковь больше по размеру, чем две предыдущие и замечательно сохранилась. Именно в ней в последние годы отправлялись богослужения.
Между тем, в августе этого года состоялось освящение нового храма, который расположен рядом, на третьем этаже нового каменного здания. На двух первых этажах находятся келии братии и подсобные помещения. Иконостас и алтарь в новой церкви вытесаны из камня, а из больших окон храма открывается захватывающий вид на Днестр. На вершине Церковной горы продолжается возведение каменной колокольни. Во время реставрации и строительства, на территории монастыря было найдено около 20 захоронений монашеской братии прошлых веков.
Все найденные кости были собраны и перенесены в братской костнице, а современные насельники отправляют заупокойные службы по своим предшественникам.
Первые письменные упоминания о монастыре датируются 1159 годом. Все исторические события более поздних времен не проходили стороной жизнь монастыря – княжеская вражда, монголо-татарское нашествие, литовское, русское и советское господство. Не был исключен монастырь также из политической жизни – первыми послами Богдана Хмельницкого к русскому царю Алексею Михайловичу были игумен Лядовского монастыря Павел с тремя своими монахами.
В 18 столетии монастырь в течение некоторого времени принадлежал греко-католической общине. В 1734 году в лядовских пещерах поселяются монахи - василиане с настоятелем Иоасафом. Но из-за нехватки средств василианский монастырь в Лядовой закрыли и приписали к Шаргородскому монастырю. В 1772 г. здесь была основана парафиальная греко-католическая церковь. Львовский епископ Леон Шептицкий отправил в Лядовую первого священника – Алексея Лисновского. Но уже в начале 19 столетия, при содействии русской власти, Лядовский монастырь опять вернули православным.
Славилась эта местность в прошлые столетия и своими ярмарками, которые проходили у подножья Церковной горы. Сюда свозились разнообразные товары со всего Подолья и Бессарабии. Таким образом, монастырь был не только духовной, но и важной экономической ячейкой региона. Обитель с этого имела щедрые пожертвования. Посещали монастырь и облеченные властью гости. Их геральдические знаки, а также автографы на русском, польском, молдавском, армянском и тюркском языках и до сих пор хранят стены монастырских пещер.
На протяжени своей тысячелетней истории Лядовский монастырь не раз переживал времена упадка, и наихудшие из них пришлись на советские времена. В 1938 году советская власть взрывает монастырь, а через 10 лет лицемерно объявляет его руины памятником архитектуры XI-XIX ст. Во время взрыва были уничтожены каменные врата монастыря и древние иконостасы в пещерном храме св. Параскевы и в храме св. Антония Печерского. Символично, что взрывчатка, которую заложили в пещеру, в которой проживал сам св. Антоний, так и не взорвалась.
По данным пресс-службы Винницкой епархии УПЦ МП, в 60-тые годы в Антониевской церкви возобновил богослужение отец Александр Броневицкий, а с 1991-ого по 1998-й - отец Владимир. В 1998 году настоятелем Лядовского монастыря был назначен иеромонах, а в сейчас игумен, Антоний (Нетребин). Именно под его руководством в последние годы происходит возрождение монастыря.
Для паломников, количество которых ежегодно увеличивается, в монастыре есть гостиница. Правда, находится она не в скальном комплексе, а в деревне. За пребывание в гостинице не установлено конкретной оплаты, сумму определяют добрая воля и финансовые возможности паломников. Однако неудобство для последних составляет нерегулярное транспортное сообщение. Рейсовые автобусы от Могилева-Подольского к Лядовой и назад едут только три раза в неделю. Впрочем, при желании и некоторой отваге, добраться можно и попутным транспортом.
Если греческий Афон, среди прочего, известен тем, что туда запрещен вход женщинам, то его подольский побратим такого ограничения не имеет. Женщины здесь есть, и не только среди паломниц. В мужском Лядовском монастыре проживает одна пожилая монахиня. Похоронив мужа и воспитав сына она приняла постриг с именем Параскева, в честь великомученицы Параскевы, желая этим особенно почтить одну из древних церквей Лядовского монастыря – скальный храм Параскеви. Матушка Параскева встречает паломников, работает в иконной лавке, выпекает просфоры, заботится о еде для монахов и рабочих, которые работают на строительстве монастыря, и имеет много других хлопот. А несколько лет назад добавилось еще одно приятное беспокойство – монастырю подарили пару царских голубей. Под опекой матушки Параскевы их количество с тех пор значительно выросло.
Возможно, к 1000-ной годовщине Лядовского монастыря, которая будет отмечаться в 2013 году, количество белых голубей с роскошными «веероподобными» хвостами достигнет такого количества, что они станут современной визиткой древней обители.