"Роль Церкви — давать жизнь и жизнь вечную. Это голос Церкви. Роль медиа — усиливать этот звук. Это должно работать вместе"
В гостях: брат Юстин РУСИН, священник Ордена Братьев Меньших Капуцинов, выпускник Папской Богословской Академии в Кракове, основатель многих медиа-проектов, которые практически воплощают учение Католической Церкви о средствах общественной коммуникации
Ведущая тема веб-конференции: Регресс христианства в современном обществе: какой должен быть ответ Церкви на кризис веры и дехристианизацию, и роль масс-медиа в этом
Вопросы и ответы размещены в обратном порядке — последние вверху
13. Вопросы от редакции
1. Какие шаги, по вашему мнению, Церковь и свои масс-медиа должны были бы в первую очередь предпринять в ответ на кризис христианства? И что уже сделано?
— Церковь должна обратиться к богатству ІІ Ватиканского Собора, руководствуясь интуициями Папы Римского Иоанна Павла ІІ, начать большую новую евангелизацию, а медиа должны это подчеркивать, поощрять, способствовать, освещать и рекламировать. Роль Церкви — давать жизнь и жизнь вечную. Это голос Церкви. Роль медиа — усиливать этот звук. Это должно работать вместе. Нет хороших католических медиа и сам напрашивается вывод... чего тогда недостает?
2. Католические масс-медиа в Украине не имеют массового читателя – об этом можно судить по тиражам изданий, по рейтингами сайтов. Чего им недостает, или что они должны были бы сделать, чтоб быть более заметными, более влиятельными?
— Медиа несут Слово, Слово как бы является скелетом, который воплощается в жизни Церковного сообщества. Если редакция подтверждает, что скелет хорош, то значит, что проблема органическая, а не со скелетом.
3. В последнем письме по случаю Мирового Дня Средств Массовой Коммуникации Святейший Отец Бенедикт XVI обратил внимание на общественную ответственность масс-медиа. Как Вы думаете, что могут украинские масс-медиа сказать в ответ?
— Сказать то, что всегда: правду, что Бог существует, что жизнь христиан заключается в Христовом Воскресении. Если Церковь и церковные медиа оставляют свою миссию — это значит измена обществу — в этом и заключается вся ответственность.
4. О Вас ходит слава как о хорошем реколлектанте для христианских журналистов. Что наиболее важное вы хотели бы им сказать в контексте темы нашей веб-конференции?
— Отваги! Иисус говорил: Не бойся, малое стадо. И сказал: Я победил мир. А также говорил о Церкви: И врата ада не одолеют ее! Вы находитесь в Церкви, вы в безопасности. Хотя впечатление можете иметь совсем другое. Не будьте инфантильными, не плачьте "нас не любят", "нас не жалеют"! Знайте: Его распяли, Он не имел успеха. Не будьте инфантильными! Зрело принимайте крест вашего служения, насколько это возможно. Просите Духа Божьего, и дастся вам! Христос воскрес!
5. Какие перспективы христианского медиа-образования в Украине? Есть ли в нем потребность?
— Образование — это всегда инвестирование в будущее. А еще нет христианского образования как такого. Один христианин написал, что христиане не строят для себя отдельных городов, государств и стран, они живут среди всех. Это касается и медиа образования: следует повышать уровень медиа образования как такой. Если будет хорошее медиа образование в Украине — будут хорошие журналисты, а хороший журналист сможет работать в любых СМИ.
6. Что бы Вы посоветовали представителям церковных служб пиара, как лучше работать со светскими средствами массовой коммуникации, чтоб предотвратить секуляризацию общества?
— Нельзя им посоветовать ничего другого, как только делать хороший пиар, то есть навязывать межличностные связи, создавать искренние, теплые контакты, создавать хорошую атмосферу для христианских тем и идей. А проблема украинского общества не секуляризация, а потребность повторной евангелизации из-за недавней пройденной атеизации и материализации.
Сердечно благодарю за разговор! Желаем Вам новых творческих идей, посвященных работников, щедрых меценатов и Божьего благословения на все ваши проекты! Церкви в Украине недостает таких вдохновенных душепастырей. Поэтому мы искренне заинтересованы в продолжении сотрудничества.
12. Елена Кулигина, Херсон
— Какие из протестантских СМИ в Украине Вы бы отметили как наиболее удачные?
Что вам нравится и что не нравится в представлении религиозной жизни в украинских светских СМИ?
— По моему мнению, одним из самых удачных протестантских проектов является проект "Invictory".
Относительно представления религиозной жизни в светских СМИ, то нравится мне время эфиров, посвященных жизни Церкви, в частности трансляции Папских богослужений, трансляций Богослужений Православной Церкви, программ, которые освещают религиозную жизнь церквей разных конфессий. А не нравятся программы, разнообразные ток-шоу, которые пытаются вытянуть темы из церковной жизни, которые являются конфликтными. Это несправедливо относительно Церкви, поскольку Церковь — это сообщество людей, которые устремляются к Богу и на этой дороге обращения хватает трудностей.
11. Андрей Андрушкив, богослов-журналист
— Как Вы оцениваете перспективы христианских Интернет-радио-проектов в Украине, в частности, подкастов?
— Оцениваю их очень положительно, потому что это действительно перспективные медиа. Даже больше — медиа завтрашнего дня. Правда, для наших западных соседей это уже настоящее. В Украине количество пользователей Интернета растет изо дня в день. И независимо от того, светские медиа, или религиозные, но если они сейчас займут это место на рынке, то за ними закрепится главная ниша, которую позже очень тяжело будет выбить.
Хорошо, что Вы задаете этот вопрос, потому что это значит, что Вы об этом думаете, а следовательно, будете действовать в этом направлении.
Нам очень важно сейчас оценить перспективы Интернета и его роль. Ведь сегодня почти каждый медийный ресурс — ТВ, радио или газета, имеют свою Интернет-версию. Но вполне вероятно, что впоследствии Интернет станет медиа №1. Но кто знает? Время покажет. Чтобы не было, как в известной советской мелодраме «Москва слезам не верит» (которая Вам знакомая еще больше, чем мне), где один из героев предсказывал эру монополии телевидения.
10. Остап
— Отче, но не кажется ли Вам, что и РКЦ в Украине, и УГКЦ легкомысленно относятся к своим масс-медиа? Ни одна из них не имеет почтенного официального органа прессы, не во всех диецезиях-епархиях есть свои печатные органы. Разве это можно сравнить с католическими масс-медиа в мире, хотя бы в той же Польше или даже в России? Прошу об откровенном ответе!
— Откровенно говоря, в прорывах пессимизма и у меня появляется такое впечатление.
9. Александр, Киев
— Всечестнейший отче, как Вы оцениваете, противостоят ли католические масс-медиа в Украине наступлению секуляризма? И что нам нужно делать, что бы мы не уподобились той части Европы, где пытаются забыть о христианском прошлом (!)?
— Когда идет большая волна наводнения, то один из методов укреплять берег — это забивать колья, чтобы эта волна разбилась и не забрала почву. Украина уже принимает первые волны секуляризации, индустриализации и всего того, что плывет из постиндустриальной европейской цивилизации. И в сегодняшнем обществе уже не идет борьба за материальные вещи, а продолжается она за формирование интеллектов, разума, воли людей, чтобы человек мог оказывать сопротивление и не был лишь частицей потребительской массы, которая бездумно "покупает" продукты, бренды, торговые марки, бредовые идеи.
И некоторые католические медиа уже забивают такие колышки, и речь идет о том, чтобы не прекращать эту работу над укреплением, и верить, что сознание определяет бытие, а не наоборот. Нужно как можно быстрее убегать от пережитков коммунизма, то есть материализма теоретического, идейного, потому что идет новая волна — волна материализма практического. А этот намного более жестокий, потому что является не теорией, а практикой. А как мы знаем, факты говорят громче и сильнее, чем идеи.
8. Остап, Львов
— Как реакция на ответы: за 17 лет со времени возобновления Львовской митрополии РКЦ можно было создать качественную пресс-службу во Львове, медиа в Интернете и печатные. На это не нужно 40 или больше лет. Есть очень хорошие медиа-проекты, к которым Вы имеете отношение, но имеют ли они статус официальных медиа РКЦ? И где они действуют?
Отсюда у меня вопрос, понимает ли руководство РКЦ в Украине значение масс-медиа и поддерживает ли их не только молчаливым благословением, но и также финансово и содержательно?
— Как я понимаю, вы выразили мнение, что эти медиа не созданы. А если и есть, то в очень неудовлетворительном состоянии. Факты из самой современной истории подтверждают, что все-таки нужно 40 лет, потому что 17 не хватило. РКЦ, новый избранный народ, продолжает медленно продвигаться по пустыне.
Отвечая на следующую часть Вашего вопроса, признаю, что медиа-проекты Clara Studio не имеют статуса официальных медиа РКЦ. Clara Studio придерживается принципа: быть там, где есть медиа. Как продакшин-студия, мы вынуждены быть там, где есть большинство эмитентов государственного значения, большие телевидение, радио, и потому мы сегодня на сайте РИСУ.
И на последнюю часть Вашего вопроса могу сказать, что поскольку не принадлежу к руководству РКЦ, то не могу дать ответ на этот вопрос. Как человек подчиненный, утверждаю: до сих пор получаю только благословение, которое считаю большой поддержкой, поскольку благословение гарантирует поддержку Небес.
7. Андрей
— Каков статус Католического медиа-центра, является ли он официальным медиа-сайтом РКЦ в Украине?
— Этот вопрос превышает мои компетенции. Об этом можно спросить директора Католического медиа-центра о. Павла Вишковского по телефону, который подан на сайте, или спросить пресс-секретаря Конференции Епископов РКЦ Украины.
6. Александр Мациевский, Организация Украинских Скаутов (СПОК), г. Львов, украинец-римо-католик, [email protected]
— Слава Иисусу Христу!
1. Отче Юстин, скажите пожалуйста, почему сейчас не выходит программа "Городок Надежды" на 1 Национальном Телеканале?
2. Почему нет ни одной телепрограммы РКЦ на украинском телевидении?
3. Как вы относитесь к Скаутскому движению в Украине (я не имею в виду Пласт или польское харцерство)? Считаете ли вы перспективным сотрудничество Скаутских Организаций (я не имею в виду Пласт или польское харцерство) с Римо-католической Церковью в Украине. ОУС такое сотрудничество во Львове пробует создать. Заранее благодарю за ответ!
1. Первый Национальный Канал отказался от трансляции, мотивируя тем, что "Городок Надежды" — это устаревший телевизионный формат. Потому создается новый телевизионный проект "Ихтис".
2. Поскольку Первый Национальный отказался от единственной программы, которая транслировалась до сих пор, и поскольку Телекомпания государственная и действует в государстве многоконфессиональном и многонациональном, есть трудность в расположении в эфире программ сугубо конфессиональных. Лучше воспринимаются программы более экуменического разреза, которые продуцируются конфессиями. Например, "Супер книга" — программа, которую продуцировали христиане-протестанты; "Городок Надежды", создаваемая католиками, новый проект "Ихтис", который сейчас продуцируют римо-католики.
3. Мое отношение к Скаутскому Движению очень хорошее, я сам принимал участие в лагерях "Черных воронов" — это выучка семинаристов и священников к служению скаутам — то есть быть капелланами скаутов. И именно скаутинг может заполнить нишу воспитания, которая появляется между педагогикой структуральной, — школа, формальные внешкольные группы, например, танцы, музыка и тому подобное — и группами неформальными — уличные "тусовки" подростков.
5. Тереза
— Какие планы и мечты на будущее? Не предусматриваются ли проекты, которые будут пропагандировать и защищать христианскую семью?
— Таким проектом является планирование проекта "Ихтис" — антивирусная программа для детей. Теперь проводятся переговоры на тему трансляции "Ихтиса" на Первом Национальном Телеканале, также проектируется веб-страница этой программы. Это проект, который должен укреплять и защищать идею христианской семьи, где есть 4 ребенка, то есть промоушен многодетной семьи. Дети, которые имеют отца и мать. Ситуация вполне природная для нас, но в западно-европейском обществе уже не такая очевидная, где некоторые силы хотят внедрить идею семьи не только гетеро-сексуальной, а связи, где двое мужчин или двое женщин имеют право воспитывать детей. Есть атака на семью, и потому нужно ее защищать, но не способом сугубо-апологетическим, а через укрепление правильного образа христианской семьи.
4. Олесь Пустоцвит, [email protected]
— Уважаемый о. Юстин, как Вы оцениваете католические масс-медиа в Украине? Какие у них плюсы и минусы?
— Олесь, Ваш вопрос перекликается с одним из вопросов Светланы Ярошенко о христианских медиа в Украине. Поэтому к сказанному могу лишь добавить, что эти, католические, медиа небольшие, слабенькие, как иммунитет человека, который выздоравливает после тяжелой болезни. Их плюсы это то, что они вообще существуют, возрождаются, увеличиваются, что наблюдается динамика развития. Украина обрела независимость лишь семнадцать лет назад, поэтому только сейчас вызревает поколение, которое может мыслить по-новому, не по-рабски. Из этого поколения будут формироваться медиа-специалисты для активного развития масс-медиа. Минусом является отсутствие хорошо настроенной медиа-структуры и достаточного количества профессиональных христианских журналистов. Также Церковь занималась, и сейчас, хоть и в меньшей мере, еще занимается восстановлением храмов, потому не может делать несколько дел за раз.
Католических медиа существует немного, но на большом медиальном базаре они имеют свой небольшой “ларек”.
3. Алла Бойко
— Прошу ответить, уважаемый брат, чем является Ваша деятельность в масс-медиа — пропагандой Слова Божия, профессиональным призванием, служением, чем-то другим?
— Моя деятельность в масс-медиа — это шлифование сережки. Светлой памяти Папа Римский Иоанн Павел ІІ когда-то говорил, что христианские медиа в Церкви, это как сережка, которая украшает прекрасную женщину, то есть Церковь, которая в Библии названа Невестой Христа. Следовательно, госпожа Алла, я шлифую сережку.
2. Светлана Ярошенко
— Слава Иисусу Христу, Брат! Интересную для разговора тему выбрали. Поэтому скажите, какой должен быть ответ Церкви на кризис веры и дехристианизацию, и как Церковь должна использовать для этого масс-медиа?
Второй вопрос: почему, по вашему мнению, в Украине немного качественных христианских медиа-продуктов? И как реально можно изменить эту ситуацию?
Третий вопрос: христианство это религия, стиль жизни, мировоззрение? Какая разница между тем и другим, и какие эта разница имеет последствия?
— Навеки слава, Светлана! Буду отвечать на Ваши вопросы по очереди.
1. Есть старое христианское правило, что нет христиан, когда нет свидетельства христианской жизни. И потому нужна евангелизация современных людей различными способами на их языке, языке, который они понимают, также и на языке медиа. То есть нужно по-новому провозглашать Евангелие, а не лишь традиционным способом — в храме во время проповеди. Мы здесь должны использовать определенные архитипы, должны говорить об основаниях философского христианского мышления, комментировать общественные события с точки зрения христианской этики и включать сюда элементы Благой Вести. Мы должны всегда быть готовы ответить на вопрос в христианском духе, если есть возможность и потребность комментария — прокомментировать в христианском духе. Если кто-то из духовных лиц выступает в медиа и получает прямой вопрос, то также прямо давать ответы, делиться своей Надеждой. Следовательно, ответ на дехристианизацию один — нужны настоящие христиане.
2. Прошу прощение, но этот, второй вопрос мне смешон. Объясняю почему. Представим себе, что кто-то очнулся после комы, а окружающие стали спрашивать у него, почему он не бегает, почему не прыгает, почему не бьет рекорды? После семидесяти лет коммунизма, полного разрушения церковных структур, как могло быть иначе?.
Поэтому ситуация, конечно, изменится, но нужно длительное время для выздоровления. Когда еврейский народ вышел из рабства, то сорок лет ходил по пустыне, пока не умер последний, в ком жили “бациллы” рабства. Потому думаю, что где-то лет через сорок после последнего коммунистического митинга, ситуация исправится.
3. В этом вопросе уже прозвучало то, является ли христианство гнозисом, то есть новой наукой, или морализмом, определенным аскетическим способом пребывания на земле. А ответ таков: христианство является Благой Новостью — есть надежда, есть жизнь, есть будущее.
1. Игорь
— Преподобный отче, дают ли монашеские обеты Вам возможность в полноте работать в перечисленных в анонсе РИСУ проектах?
— Добрый день, пан Игорь! Благодарю за вопрос. Следовательно, дают ли монашеские обеты мне возможность в полноте работать? Они мне очень помогают. Вот, например, обет чистоты. Мне не нужно заниматься семьей: женой, детьми. И потому все время, которое находится вне молитвы и жизни в сообществе братьев, остается для труда.