• Главная
  • "Украинская Лютеранская Церковь – Церковь, которая берет за основу только Священное Писание – Библию, является консервативной Церковью в вопросах вероисповедания"...

"Украинская Лютеранская Церковь – Церковь, которая берет за основу только Священное Писание – Библию, является консервативной Церковью в вопросах вероисповедания"

31.10.2007, 15:41
"Украинская Лютеранская Церковь – Церковь, которая берет за основу только Священное Писание – Библию, является консервативной Церковью в вопросах вероисповедания" - фото 1

Впервые в гостях РИСУ одновременно три участника – пастыри Украинской Лютеранской Церкви: Тарас КОКОВСКИЙ, пастор Тернопольской общины УЛЦ Св. Апостолов Иоанна и Иакова, Глава Галицкой епархии УЛЦ, Олег СТЕЦЮК,пастор Херсонской общины УЛЦ, Глава Таврийской епархии УЛЦ, Глава Литургийного комитета УЛЦ, Сергей КУДРИК, пастор миссионерской станицы УЛЦ в г. Чернигове

Впервые в гостях РИСУ одновременно три участника – пастыри Украинской Лютеранской Церкви: Тарас КОКОВСКИЙ, пастор Тернопольской общины УЛЦ Св. Апостолов Иоанна и Иакова, Глава Галицкой епархии УЛЦ, Олег СТЕЦЮК,пастор Херсонской общины УЛЦ, Глава Таврийской епархии УЛЦ, Глава Литургийного комитета УЛЦ, Сергей КУДРИК, пастор миссионерской станицы УЛЦ в г. Чернигове

Основная тема: Украинское лютеранство сегодня (по случаю 490-летия реформационного выступления Мартина Лютера)

Вопросы и ответы размещены в обратном порядке — последние вверху


20. Вопросы от редакции:

1. Украинская Лютеранская Церковь возникла в междувоенный период. После 1945 г. она перестала легально существовать. Как жили украинские лютеране в советские времена, была ли подпольная религиозная жизнь?

пастор Тарас КоковскийПастырь Тарас Коковский: Да, наша предшественница УЕЦАВ возникла в 20-30 годах прошлого века на Галичине. Центром тогдашнего украинского лютеранства был Станиславов. Там до сих пор сохранилась наше церковное строение, которое мы сейчас, к сожалению, через суд не пытаемся вернуть, хотя есть для этого все основания и закон. Наша церковь, как и некоторые другие, попала в тиски сокрушительной коммунистической системы. В период 1939-1945 гг. фактически были репрессированы и убиты большинство пастырей. Действующий лидер Церкви пастырь Феодор Ярчук, скорее всего, был замордован в Демьяновом Лазе около Ивано-Франковска. Несколько пастырей, которые выжили, поехали на Запад и потерялись в вихре тех трагедий. Прихожане, которые остались, оказались без поводырей и вынуждены были присоединиться к другим конфессиям. Именно они передали нам сохраненную литературу, Служебник, Песенник в 90-х годах прошлого века. Некоторую информацию о нашей истории можно найти на моей страничке: www.geocities.com/ukrlutheran/ULChistory.html, а краткое изложение истории Церкви есть здесь: www.ukrlc.org/bibliothek/istoria_ulc.htm

2. Продолжала ли существовать УЛЦ в диаспоре?

Пастырь Тарас Коковский: Некоторые прихожане УЕЦАВ присоединились к другим лютеранским церквям за границей, но отдельной церковной структуры УЕЦАВ уже не было. В США до сих пор проживает дочь пастора М.Тимчука – Марта Тимчук. В 90-х годах их усилиями с помощью миссионерского общества «Мысли о вере» началось восстановление церкви в Украине. Первые общины появись в Киеве, Тернополе, Кременце, Севастополе, Харькове, Запорожье.

3. В ближайшее время должен быть большой Синод и Собор УЛЦ. Какие вопросы на них будут рассматриваться? Планируются ли какие-то серьезные перемены в жизни УЛЦ?

Пастырь Тарас Коковский: Ну, не большой, а очередной :). Да, 8-9 ноября состоится Синод и Собор УЛЦ. Мы рассмотрим вопросы миссионерской работы, жизни в общинах, дальнейшего построения Церкви благодаря проповеди Евангелия спасения, будем слушать и обсуждать эссе: «Малый катехизис доктора Мартина Лютера – могущественный инструмент для молодых и старых». Все наши планы и изменения вмещены в стремление еще настойчивее проповедовать Евангелие Иисуса Христа. Будем искать для этого новые способы и пути, в том числе такие как эта конференция.

Сердечно благодарим за хорошую и содержательную веб-конференцию. Надеюсь, что Ваше сотрудничество с РИСУ будет иметь продолжение!

Тарас Коковский: От имени участников с нашей стороны искренне благодарим вас за приглашение на веб-конференцию. Это был хороший и интересный для нас опыт. Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество. Приглашаем всех желающих посетить наши общины, чтобы собственными глазами увидеть, кто мы и какие мы. Заинтересованных в дальнейшем общении с нами – милости просим! Пусть Господь благословляет усилия РИСУ отн6осительно распространения Благой Вести Иисуса Христа о спасении. Слава Иисусу Христу! С уважением, пастыри Тарас Коковский, Олег Стецюк, Сергей Кудрик.


Олег Стецюк: Со своей стороны хочу поблагодарить РИСУ за благословенную возможность пообщаться и больше рассказать о жизнедеятельности УЛЦ. Желаю Вам Божьих благословений и успеха в дальнейшей работе!


19. Тимур

— Олегу Стецюку. Вам не кажется, что после ответа Наталье про харизматические церкви Ваше личное участие а Херсонской межконфессиональной Ассоциации можно прекратить, поскольку ключевыми участниками этой Ассоциации (по крайней мере в количестве членов) являются харизматы, в первую очередь церковь «Великое поручение»? Если вы считаете их учение ошибочным, какой смысл что-то делать вместе?


— Приветствую, Тимур. Ваш вопрос проникнут эмоциями, которые являются результатом Вашего патриотического отношения к харизматической церкви «Великое поручение». Это нормально, и я уважаю Вашу христианскую вероисповедную позицию. Но поймите и мою вероисповедную позицию. Все, что я говорю, я говорю в контексте лютеранского вероисповедания и в контексте моего собственного вероисповедного видения этого вопроса. Имею ли я право поддавать критике богослужебные практики какой-то конфессии? Имею, ведь мы живем в свободной стране, в которой по определению нет религиозного тоталитарного режима. Можете ли Вы лично критиковать богослужебную практику Лютеранской Церкви? Имеете, и если на РИСУ будет он-лайн конференция харизматических церквей, то вы сможете это сделать.

Тимур, мы должны понять одну банальную вещь – каждая христианская конфессия имеет право на свое уникальное вероисповедное видение, и каждой конфессии мы должны предоставить право высказывать и защищать свою вероисповедную позицию, и возможно, в моей защите и в моей критике Вы найдете много полезного, что позволит харизматическим церквям стать более толерантными, взвешенными, мирными к традиционным христианским конфессиям.

Еще раз хочу повторить – речь идет про богословские категории мышления. Если мы будем верными и принципиальными в своем вероисповедании, то скажем, что между нашими богословскими принципами есть серьезные разногласия.

Что касается моего возможного участия в Херсонской межконфессиональной ассоциации – если это ассоциация харизматических церквей, то, конечно, мое дальнейшее участие в ней определено.


18. Василий Николаевич

— Уважаемые пастыри! Вопрос для всех Вас. Расскажите про планы развития УЛЦ и в ваших епархиях в частности. Есть ли у Вас какие-то проекты или общественные инициативы, чтобы рассказывать людям о Вашей Церкви и поощрять еще невоцерковленных людей к ней? Что обычные люди знают про УЛЦ? Пишут ли о ней в прессе? Показывают ли по телевидению? Ведь очень мало есть информации, к сожалению. Или просто я об этом не знаю. Спасибо.

Тарас Коковский: Благодарю, господин Василий, за прекрасный вопрос. Мы уже частично ответили на него (смотрите ниже). Наверное, под «инициативами» вы имели ввиду усилия по распространению информации про УЛЦ? Я согласен, что следует приложить больше усилий. Кстати, прекрасную работу проводит пастырь Олег Стецюк в Херсоне: ведет радиопередачу, принимает активное участие в телепрограммах. Что касается освещения в прессе – наверное также и самой прессе следует больше нами интересоваться :). В последнее время увеличился круг людей, которые узнают о нас благодаря Интернету.

Сергей Кудрик: Уважаемый Василий Николаевич. Что касается Киевской епархии, то хотел бы отметить, что планов много. К нам обращаются люди из разных районов епархии, которые слышали про УЛЦ с просьбой начать у них миссионерскую работу. Так, год назад я начал работу в городе Чернигове и сейчас наша миссия в стадии регистрации еще одной общины УЛЦ. В городе Черкассы также есть собрание людей, которые приглашают пастырей Киевской епархии проводить у них богослужения и библейские занятия. К сожалению, сейчас нам не хватает пастырей, чтобы охватить всех желающих слышать Слово Божие и Его чистое Евангелие, но Киевская епархия, как и вся УЛЦ прилагает максимум усилий для распространения Слова Божьего – исполняя Великое Поручение нашего Господа. Одним из проектов УЛЦ является евангелизация – распространение религиозной литературы УЛЦ в разных городах и селах Украины, с возможностью пообщаться, как с Епископом УЛЦ, так и с пасторами и прихожанами. Во Христе пастырь Сергей.

пастор Олег СтецюкОлег Стецюк: К сожалению, я не могу Вам дать стратегическую картину развития УЛЦ, но могу поделиться своими стремлениями. В воскресенье вышла вторая радиопередача в программе «Время надежды с Михаилом Москаленко» на Радио СОФИЯ 99.4 FM в г. Херсоне. И сейчас мы обсуждаем создание радиопрограммы с моим постоянным участием. Были выступления в ТВ программах на Херсонском местном телевидении. Печатались статьи, которые были написании для разных газет и журналов. Как пример могу вспомнить свою статью в журнале "ПРОФИЛЬ". Сейчас я разрабатываю лекции на тему «принципы христианской морали», чтобы выступить в школах. Предыдущая договоренность с некоторыми школами у меня есть.

Итак, идеи и стремление есть...Но в данной ситуации надо учитывать одну непростую реальность – наша Украинская Лютеранская Церкви лишь начинает становиться на ноги, лишь начинает себя ощущать уверенно в Украине. Нам очень не просто после уничтожения коммунистической властью церкви снова все восстанавливать. Большинство христианских конфессий как-то смогли устоять в советские времена. А наша Церковь была уничтожена полностью, лишь спаслась маленькая группа верующих, которые нашли приют за границей. Дайте нам время...


17. Мария

— П. Олегу Стецюку. Благодарю за Ваш ответ на мой предыдущий вопрос относительно развития УЛЦ на Юге Украины. Но меня интересует больше не богословский характер распространения лютеранства, это понятно, а меня интересует техническая сторона данного вопроса – кадры, верующие. В чем сегодня привлекательность УЛЦ? Ведь сегодня Украина поликонфессионная и по количеству разнообразных движений занимает лидерские позиции, в частности в Европе.

– Приветствую Вас, Мария. Благодарю за Вашу заинтересованность этой темой. Лично я исхожу из такого тезиса: «если Лютеранская Церковь владеет истиной Святого Евангелия, сохраняя ее в вероисповедной книге «Злагода», то это означает, что Лютеранская Церковь должна быть носителем этой истины! Если не мы, то кто?». Это моя личная позиция. Для того, чтобы нести Святое Евангелие и популяризировать вероисповедные лютеранские позиции, надо использовать определенные средства, которые разрешат нам это делать. На сегодняшний день УЛЦ обращается к людям через: веб-страничку; через газету «СТЯГ»; через богословский журнал «Добра Звістка»; через радиопередачу "Лютеранская волна" на радио ПРОМІНЬ; через духовную литературу, которая издается каждый год; некоторые пастыри УЛЦ имеют свои Интернет-страницы. Лично я стараюсь с помощью своей Интернет-страницы духовно информировать людей. Дважды я выступил в радиопрограмме «Время надежды с Михаилом Москаленко» на Радио СОФИЯ 99,4 FM в г. Херсоне с темой «Христианское воспитание». И сейчас обсуждается с руководством Радио СОФИЯ 99,4 FM возможность создания радиопрограммы при участии пастора лютеранской общины «Святой Троицы» О.Стецюка. Итак, желание и стремление нести Слово Божие есть. Просто необходимо взвешенно подойти к стратегии несения этого Слова. Если вы живете в г. Херсоне, я приглашаю Вас поделиться своими мыслями и советами относительно популяризации лютеранства.


16. Наталка

— С какими именно протестантскими конфессиями УЛЦ сотрудничает или готова сотрудничать? Как вы относитесь к харизматическим церквям? считаете ли их протестантскими Церквами или относите к неорелигиям? И вообще, по Вашему мнению, это библейское учение или нет? Благодарю за ответ.

Пастор Олег: Приветствую Вас, Наталия. Лично я сотрудничаю со всеми христианскими конфессиями Херсонской области. Знаю, что УЛЦ является членом Совета Церквей Украины. В данной ситуации я реалист и считаю, что наше сотрудничество может быть плодотворным и благословенным, если мы объединим свои усилия для того, чтобы отстаивать и защищать христианские моральные ценности!
Мне очень тяжело отвечать на ваш вопрос относительно харизматических церквей... Это новое явление в христианском мире, которое нуждается в более детальном изучении. Как лютеранский пастор я считаю, что большинство вероисповедных доктрин харизматического движения являются ошибочными, ошибочными и революционными. Но наиболее меня беспокоит богослужебная практика харизматов: исцеление, изгнание демонов, молитвенный экстаз, создание культа проповедников... А к этому еще можно прибавить идеологию «Нового Мирового Порядка».


15. Лесогор Николай В., lesogor@mariupol.net

— Пастор Олег. Уважаемый Пастор Олег! Я Христианин и человек общины УКРАИНСКОЙ. Но чем больше общаюсь с Христианами, тем более разочаровываюсь. ПЕРВОЕ по теме. ВООБЩЕ ввели предмет – А ЕСТЬ ИЛИ ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКИ ИЛИ ЕСТЕТИКА как Христианская, а не отдельной церкви или учения? ВТОРОЕ. ЕСТЬ у католиков своя этика, в православных своя этика, а у протестантов свои этики и что? Кто-нибудь видел вообще христианскую ЭТИКУ? Может ПОКАЗАТЬ? ссылка или документ официальный?

– Приветствую Вас, Николай. Не разочаровывайтесь в христианах, а попробуйте с мудростью, с любовью их воспринимать, так как вы один из этих христиан. Все мы несовершенные и нуждаемся в Божьем прощении и укреплении. Верный последователь Господа Иисуса Христа Апостол Павел дал красивый духовный совет, сказав: 1Тим.4:16: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя».

Такие понятия, как Христианская Этика и Эстетика существуют. Я уже говорил ниже, что вся наша проблема в том, что большинство людей мало осведомлены в терминологии. Этика – это совокупность моральных норм и правил, которыми регулируется жизнь людей в обществе. Христианская этика – это моральные правила воспитания и поведения, которые сформированы Божьими Десятью Заповедями. Божий моральный Закон – это христианская этика для всех без исключения христианских конфессий, и такого понятия, как католическая, православная, или протестантская этика по определению не существует. Да, может существовать такое понятие, как православная, или католическая эстетика, но не этика.


14. Петр

— Пастору Сергею. Верите ли Вы, что обряд Крещения имеет спасительную силу, возможность спасть человека, который был крещен в детстве в Лютеранской Церкви и во взрослом возрасте отошел от Церкви? Какая судьба неокрещеных детей, которые умерли в раннем детстве? Куда они попадаются по смерти?

пастор Сергей КудрикСергей Кудрик: Благодарю за вопрос. Уважаемый Петр. В первую очередь хотел бы сказать, что Хрищение – это Таинство, завещанное Господом. Об этом мы читаем в Слове Божьем, которое также говорит о том, что Хрищение необходимо для спасения: «...если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" – говорит нам Господь. Также хрищение имеет спасающую силу: «Подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1Пет.3:21).Относительно Вашего вопроса о человеке, который был охрищен и отпал от веры, то следует отметить, что Господь в Своем милосердии всегда призывает отступников возвратиться назад под благодатный союз хрищения и притягивает к Себе, но если человек отбрасывает Бог Слово и не верит Ему, то это уже грех против Святого Духа, о котором говорит Господь как о непростительном. Само по себе хрищение без веры и ежедневного раскаяния не гарантирует нам спасения. Мартин Лютер писал в своем Малом Катехизисе: «Христианская жизнь является по сути ежедневным хрищением, которое было уже начато когда-то, но постоянно продолжает исполняться... Если ты живешь в раскаянии, то ты находишься в хрищении, которое эта новая жизнь не только символически отображает, но также и порождает, начинает и продолжает».

Судьбу же неохрищенных детей мы возлагаем на милость Божью. Как писал М. Лютер: «В ад ведет не отсутствие хрищения, а небрежение им» (Рис. Катех.). С уважением пастырь Сергей.

Олег Стецюк: Приветствую Вас, Петр. Давайте мы подойдем к вашему вопросу, используя сроки «де-юре» и «де-факто». «Де-юре» мы провозглашаем, что Святое Водное Хрищение дает «...прощение грехов, освобождает от смерти и дьявола, дает вечное спасение всем, кто поверят, как это провозглашает Слова и обетования Божии» (М.Катехизис). Также мы знаем те слова, которыми Господь Христос обратился к Никодиму, сказав: «...если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5). Мы, как служители Божьего Евангелия предлагаем те средства спасения, которыми Отец Небесный определил спасать духовно мертвого человека. И эти средства благодати живые и действенные! Но «де-факто» есть такие случаи, и вы их цитируете, когда человек по определенным обстоятельствам не смог принять Святое Хрищение. Знаете, я верую в безграничную Божью мудрость и в безграничную Божью благодать и милость. И уверен в том, что Господь Бог учитывает все обстоятельства человеческой жизни. Ведь, как тогда быть с абортированными детьми, которых убили еще в утробе матери??? Однажды я услышал такой ответ, который и до сегодня меня утешает, когда я раздумываю над подобными вопросами: «Бог осуждает человека за нежелание, а не за невозможность».


13. Иван

— Пастору Олегу. В обряде Вечери Господней с причастием найдем форму общей исповеди, которая по своему содержанию отображает теологию Фомы Аквинского о грехе и условиях его прощения. Как по Вашему мнению этот обычай общей исповеди вписывается в реформационные стандарты УЛЦ? Какое содержание вы вкладываете в эту практику?

— Приветствую Вас, Иван. Мне сложно вот так сейчас сказать, насколько форма общей исповеди УЛЦ отображает теологию Фомы Аквинского, который жил в 13 веке. Я знаю точно, и это я говорю ответственно, как член литургийного комитета УЛЦ, что форма общей исповеди отображает три фундаментальные вероисповедные истины Лютеранской Церкви: 1) человек является греховным по своей природе; 2) человек греховен из-за того, что совершает грехи (фактические грехи); 3) грешник, ожидая Божьего прощения, уповает на Господнюю милость, которая дарится Голгофской жертвой Иисуса Христа.


12. Иаков

— Тарасу Коковскому. Скажите пожалуйста, если бы Вам выпала роль реформатора в современный период в лоне Церкви, которые бы тезисы Вы выдвинули, чтобы изменить Церковь?

— Быть реформатором Церкви – это Божие избрание. Я бы сказал следующее: всем христианам нужно укоренение в чистом непогрешимом Божьем Слове, которое дал нам Господь, возвращение к нему, соблюдение его не на словах, а на деле, христианская любовь и терпение. Когда я вижу, как верующие разных конфессий слушают в храме одно и то же Евангелие, а потом дерутся, досказывая кто «самый главный», «самый сильный», «самый правдивый и самый искренний украинец», – становится грустно.

Но то, что Церковь нуждается в обновлении в том смысле, как об этом говорил Лютер, это правда. Разве можно смириться с такими вещами в Церкви, как сочетание однополых пар, рукоположение гомосексуалистов, ревизия Божьего Слова и умышленное его перекручивание? Да и разве можно назвать церковь, в которой это происходит, христианской церковью вообще? Результат очевидный – полно христианских храмов в Европе опустошены, так называемые «права человека» возвышаются над Божьей Заповедью.


11. Елена Кулыгина

— Пастор Олег, искренне приветствую Вас на РИСУ! Скажите пожалуйста, уже больше года назад представители областного управления образования обсуждали с представителями Совета христианских церквей перспективы внедрения на Херсонщине региональной программы по христианской этике в школе. Вы (рабочая группа) тогда взяли на себя задачу разработать этот курс и предложить его отделу образования на утверждение, а также собрать подписи родителей, которые бы хотели, чтобы этот курс излагался. Но после того я не слышала о каких-либо сдвигах. Вопрос к Вам как к активному участнику того обсуждения: почему так получилось? Может, сами церкви не совсем заинтересованные были в том, чтобы завершить начатое дело? Неужели нет достаточного количества специалистов среди местных христиан, которые бы консолидировано занимались этим или просто не хватает единства христианам? Благодарю за ответ.

— Приветствую Вас, Елена. К сожалению, сегодня вся причина не в Министерстве образования и науки... Предмет по «Христианской этике» и его концепция для 5, 6 классов разработаны. Я не буду говорить обо всех регионах Украины, так как ситуация с преподаванием этого предмета в Западной Украине отличается от той ситуации, которая возникла на Юге Украины. Возьмем Херсонскую область. Губернатор нашей области Б.В.Силенков с огромной симпатией относится к идее преподавания этого предмета в школах, и, кстати, был одним из первых, кто предложил создать рабочую группу, которая бы изучила возможности внедрения предмета «Христианская этика» в школах Херсона. К величайшему сожалению, именно христианские конфессии Херсонщины в полной мере не используют этот шанс, чтобы возвратить христианскую мораль в школьный процесс. Чему? Трудно однозначно сказать. Но лично я готов приложить максимум усилий, чтобы предмет «Христианская этика» стал неотъемлемой частью школьных курсов.


10. Шульга Александр, пресвитер Церкви Рождества Христова, г. Новая Каховка

— Во-первых, поздравляю вас с этой знаменательной датой, к которой, по моему мнению, с благодарностью относятся многие протестантских деноминации. Вопрос следующий – как вы считаете, за четыре с лишним столетия после смерти Лютера лютеранство сделало какие-то радикальные шаги вперед, которые можно было бы сравнить с Реформацией 1517 года, или до этого времени остается на уровне откровений своего основателя? Благодарю за ответ.

постор Олег СтецюкОлег Стецюк: Приветствую Вас, Александр. Рад Вас слышать, так как знаю Ваc, как человека, который выполняет большой объем христианской работы. На мой взгляд, одна из проблем протестантизма – радикализм в своем желании перестроить церковную жизнь. Я не могу сказать, почему так произошло, но протестантизм как явление пронизан более революционными стремлениями, чем реформационными. Дело в том, что Мартин Лютер не хотел революции в Церкви, а наоборот реформации, которая позволяет не разрушать, а обновлять. Лютер никогда в своей жизни не призывал людей все разрушать, а потом на пустом месте сводить новое. Наоборот, Мартин Лютер говорил только о том, что необходимо очистить, обновить то духовное сокровище, которое Церковь получила от Господа Иисуса Христа через Апостолов. То есть, не искать какую-то новую вероисповедную доктрину, а возвышать правду Божью, которая по некоторым причинам была скрытой в Церкви. Если открыть лютеранскую вероисповедную книгу Злагода, то можно отметить очень интересный момент, который состоит в том, что наши отцы церкви, отстаивая чистоту Святого Евангелия, подчеркивали вероисповедное наследие апостольской церкви. Поэтому и сегодня мы стараемся защищать истину Божью, которая была возвышена Господом Иисусом Христом и которая была указана Святыми Апостолами, не стараясь прибавить что-то новое, или найти что-то новое.

Сергей Кудрик: Слава Иисусу Христу! Уважаемый пастор Александр. Благодарим за Ваше поздравление.
Относительно Вашего вопроса, то хотелось бы заметить следующее. Основателем нашей Церкви является, в первую очередь, не Мартин Лютер, а сам Господь – Иисус Христос, учение Которого объявлено нам в Священном Писании. Да, действительно, Мартин Лютер является выдающимся человеком и выдающимся реформатором, который начало движение реформ в Церкви. Но следует указать, что эти реформы доктор Лютер не проводил на основании каких-то своих особых откровений, совсем нет. Лютер, наоборот, призвал тех, кто слишком радикально ушел вперед, возвратиться к первоисточникам – к Священному Писанию, безгрешному и неизменному Слову Божию для грешного человечества. Другими словами то, что Господь объявлял всем верным до Лютера, Лютеру и нам с вами, осталось в том же формате и записано в Библии. Мы, слуги Божьи, лишь старательно изучаем Его Святое Слово и полностью доверяемся Ему. Относительно радикальных шагов, то УЛЦ их, безусловно, делает, но в вопросах выполнения Божьего приказа проповедовать Благую Весть по всему миру, а радикальные шаги относительно Слова Божьего не имеют ничего общего с Лютеранским учением.


9. Аноним

— Как Лютеранская Церковь относится к преподаванию христианской этики? Должен ли этот предмет читаться для всех детей одинаково, не завысим вот их отношения к религии? И вообще, может ли христианская этика быть внеконфессиальной? Не считаете ли Вы, что целесообразнее было бы учить детей основам религии в приходских или субботних, воскресных школах? Спасибо за ответ!

Олег Стецюк: Приветствую Вас, друг. УЛЦ относится весьма положительно к преподаванию христианской этики в школе. Больше того я, как представитель УЛЦ по доверенности Епископа В.Горпинчука принимал активное участие в рабочей комиссии при Министерстве образования и науки по созданию предмета «Основы христианской этики».

Вся проблема в том, что, к сожалению, не все в нашем обществе правильно воспринимают терминологию этого понятия – Христианская этика. На самом деле этика это совокупность моральных норм и правил, которыми регулируется жизнь людей в обществе. Мы лишь к этике прибавляем определение «христианская», тем самым указывая на то, что эти моральные нормы и правила сформированы Декалогом, т.е. Десятью Заповедями. Для каждой христианской конфессии заповеди «уважай отца и мать; не убивай; не кради» и т.д. есть заповедями, которые закладывают фундамент, на котором основываются моральные правила и нормы восприятия и поведения в середине общества. И здесь самое главное не смешивать христианскую этику с христианскими доктринами, или с предметом основы религии. Речь лишь идет о христианской морали, которая имеет потенциал сформировать наше общество.


8. Роман Захарий, roman800@gmail.com

1. Как известно, во многих скандинавских лютеранских церквях причастие явление довольно редкое, как часто оно проводится у вас? Верите ли вы в дословное преобразование вина и хлеба в Тело и Кровь Христа во время освящения даров?

Сергей Кудрик: Выдающийся доктор богословия Мартин Лютер призвал всех верных Христу постоянно стремиться вкушать Его Святое Тело и Кровь и назвал решение Латеранского собора 1215 года РКЦ, который призвал практиковать Причастие раз в год: «Убийством душ». Мы, как последователи этого большого реформатора, также поощряем верующих причащаться по возможности чаще. В общине в городе Чернигове мы практикуем Причастие каждое воскресение. В других общинах УЛЦ, насколько мне известно, происходит точно так же.

Относительно второй части вопроса – мы признаем, что во время проведения Господней Вечери Господь действительно присутствует в, с и под видом хлеба и вина телесно, как и о сакраментальном потреблении Его Тела и Крови, но мы не принимаем учения РКЦ о трансубстанциации, которое было принято на том же Латеранськом соборе.

Олег Стецюк: УЛЦ держится вероисповедного взгляда, что Богослужение с исповедью и Господнею Вечерею должно проводиться как минимум каждое воскресенье. Так как грешный человек нуждается в провозглашении Святого Евангелия, как в Слове, которое проповедуется, так и в Святом Таинстве Тела и Крови Иисуса Христа. Редукция в отношении к Святому Таинству Причастия в современном лютеранском мире стала следствием либеральной идеологии, которая проникла в лютеранское богословие.

УЛЦ, как и большинство консервативных лютеранских церквей, отбрасывает богословский вероисповедный взгляд относительно «преобразования святых земных даров в Тело и Кровь Христову». Мы говорим и смотрим на внедрение Святого Таинства Причастия в контексте учения Святого Апостола Павла, который в послании к Коринфянам высказал вероисповедный взгляд о том, что «в, под, с хлебом и вином принимается Святое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа».

Тарас Коковский: Мы исповедуем и учим своих верных о необходимости и важности соблюдения Господнего повеления относительно Святой вечери, как проявления своего послушания и веры в Него. Таким образом, в наших общинах Господня вечеря предлагается или каждое воскресенье, или как можно чаще. Мы также верим и учим, что в Господней вечере хлеб и вино не превращаются в истинные Тело и Кровь Спасителя, но истинные Тело и Кровь Его присутствуют в хлебе и вине.

2. Мне известно, что РПЦ (но не Греческая ПЦ) на практике считает лютеранское крещение действительным, как относятся к нему православные священники на Украине? Перекрещивают ли при принятии в православие?

Тарас Коковский: Конечно, этот вопрос следует задать самым православным священникам. То, что мне известно – некоторые из них настаивают на перехрищении тех, кто приходит к ним. Вообще, я бы обратил внимание на правильное понимание сущности Хрищения. Кстати И.Огиенко верно указывает его правописание в своем переводе Библии – через букву "и", а не "е". Итак, относительно Хрищения – часто его неверно толкуют, считая Хрищение автоматически элементом принадлежности к конфессии. Но же это не так – мы не охрищаем человека, ребенка в лютеранскую, православную, католическую веру или церковь, но исключительно, как указано в Евангелии – во имя Отца, Сына и Святого Духа. Поэтому, если к нам приобщается новый человек, мы хотим узнать был ли он охрищен. И если узнаем, что был, и это было осуществлено надлежащим образом то ли в православной, то ли в католической церкви или другой христианской церкви – считаем его надлежащим образом охрищеным, таким, что не нуждается в этом снова. Так как написано: Ефесянам 4:5 «Один Господь, одна вера, одно крещение...».

3. Наблюдаются ли в ваших церквях разные (по моему мнению опасные) харизматические явления, которые приобрели такое распространение в пятидесятнических кругах?

Олег Стецюк: У нас подобные явления по определению не могут возникать, так как традиция лютеранской церкви заключается в том, что мы учим своих прихожан основам христианской веры, которая изложена в Малом Катехизисе Мартина Лютера. Поэтому наши причастники владеют богословским знанием, которое помогает им в правильном ракурсе воспринимать и оценивать явления, которые возникли или которые еще возникнут в христианском мире.

Тарас Коковский: У нас подобных явлений нет и мы учим своих верных библейскому и критическому отношению к ним, как к ошибочным проявлениям, по которым пытаются судить о наличии или отсутствии веры.


7. Немченко Владимир, г. Рубежное, исследователь Библии

Вопрос 1: Почему среди религий христианского толка нет единства, хотя учат они все одному и тому же – о триединстве Бога, о бессмертии души, об адских мучениях и т.д.?

Тарас Коковский: Одна из причин – стремление некоторых деноминаций не следовать Писанию, а подстраивать Писание под свои учения. Иногда они заходят так далеко, что изменяют самое Слово Божие, выдавая «свои» версии переводов Библии. Еще одна – Господь дал людям возможность исследовать Писание, но в силу своей греховной природы они часто это делают в ущерб. Следует помнить такую вещь – Библия толкует самая себя. Если мы хотим знать, что именно Библия учит о том или другом – нужно исследовать все, что она говорит об этом, а не так, я кое-кто говорит: «Иисус Христос – Сын Божий» и все, но сказано также, что Он «Господь», «Сын Человеческий», «Бог». Другие вырывают что-то из библейского контекста и, если следовать за ними, можно дойти до такого: Матв.27:5 «... он вышел, пошел и удавился...»; Бут.43:11 «...если так, то вот что сделайте...» – и говорить: «Это СЛОВО БОЖИЕ». Также при чтении Писания не следует, когда место трудное для понимания, толковать его как захочется. Лютер говорил: «Если я читаю Писание и случается трудное для понимания место – я снимаю шляпы перед Святым Духом и читаю дальше». Читать Писание следует с молитвой, чтобы Господь дал понимание. И еще, Лютер учил, что человеческий ум при чтении Библии должен быть не «господином», а «слугой», т.е. не должен ставить себя над Писанием.

Вопрос 2: Согласно Откровению 18:4, откуда нужно выйти и куда нужно идти?

Тарас Коковский: Для этого следует рассмотреть немного больший контекст: «1 После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. 2 И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, 3 и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее. 4 И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Откр.18:1-4). Вот какое объяснение к этому тексту дается в лучшем лютеранском комментарии к книге Объявления д-ра Беккера:

«Весь этот раздел является драматическим изображением падения врагов Церкви, или конца всех утех, прихотей и богатства, с помощью которых Сатана отводит людей от Христа... Перед детальным описанием падения Вавилона, Иоанн слышит голос, который приказал Божьему народу отделиться от Вавилона, – отступнической церкви и места пребывания антихриста. Ангел напоминает Иоанну и нам, что те, кто останется в отступнической церкви, станут соучастниками ее грехов, затем тем, кто принимают участие в ее грехах, придется вместе с ней претерпеть все наказания, которые падут ей на голову (стих 4). Этот призыв к отделению очень похож на приказ Моисея детям Израиля во время бунта Корея, Дафана и Авирона (Числа 16:23-27). Те, кто пренебрегают призывом к отделения от Вавилона, подвергаются риску испытать наказания вместе с ним».

В скором времени полный комментарий д-ра Беккера на украинском языке можно будет получить в нашей церкви – я перевел его с английского языка с Божьей помощью и ободрением Епископа УЛЦ В.Горпинчука.


6. Ирина, православная

— Скажите пожалуйста – почему на вашем символе в центре православный крест?

Тарас Коковский: УЛЦ является правопреемницей довоенной Украинской Евангельской Церкви Аугсбургского вероисповедание (УЕЦАВ), которая определяла себя как Церковь Восточного (Византийского) обряда. Отсюда и использование символики этого обряда и Литургии Иоанна Златоуста. УЛЦ, наверное, единственная в мире Лютеранская Церковь, которая использует Византийскую Литургию. Однако мы также используем и традиционный Западный крест. Мы относим подобные вещи к вопросам, которые люди свободны выбирать или нет (адиафора).

Сергей Кудрик: Слава Иисусу Христу, госпожа Ирина. Хочу отметить, что лютеране не разделяют кресты на православные, католические, мальтийские или другие. Крест для меня лично это напоминание о Том, Кто на нем был распят вместо меня, Кто понес все мои грехи на этот деревянный крест и не важно, стоит ли на нем поперечная палка для ног или нет и в какую сторону она склонена, для меня важнее Его слово: «Совершилось», провозглашенное на этом кресте.

Украинская Лютеранская Церковь – это литургийная Церковь, преимущественно, Восточного обряда Богослужения, поэтому мы традиционно используем православную символику.


5. Мария, Херсон

— Для Олега Стецюка. Пастор Олег, как Вы видите развитие УЛЦ на Юге Украины и ее взаимоотношения с Немецкой лютеранской церковью? Не считаете ли Вы, что Немецкая лютеранская церковь, которая более многочисленна и имеет более глубокие корни, может поглотить УЛЦ? Благодарю.

– Приветствую Вас, Мария. УЛЦ на юге Украины лишь начинает укореняться. По определенным историческим причинам лютеранство в украинском национальном обрамлении пришло лишь после 1993 года. Нам необходимо время, чтобы стать на юге и востоке Украины более влиятельными и более известными. И мы станем, так как имеем серьезный потенциал, как богословский так и духовный.

Я не могу сегодня так категорически утверждать о том, что Немецкая Лютеранская Церковь более многочисленная, чем УЛЦ. Последние статистические данные от 01 января 2007 года свидетельствуют о следующем (РИСУ): "Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь: общины – 38/1, Украинская Лютеранская Церковь: общины – 40/1"

Вы наглядно видите, какое реальное положение наших общин и какая тенденция нашего развития на просторах Украины. Я не думаю, что нам следует сегодня говорить в категориях «количества и поглощения». Важнее на сегодняшний день быть не столько количественным, сколько качественным, не теряя свою уникальную лютеранскую вероисповедную идентичность.

Безусловно, мы почитаем и уважаем исторический вклад Немецкой Лютеранской Церкви. Но мне жаль, что сегодня Немецкая Лютеранская Церковь еще не открыла для себя большую украинскую лютеранскую историю, которая тоже имеет свои глубокие корни и имеет право быть чтимой. Епископ нашей Церкви Вячеслав Горпинчук прикладывает большие усилия, чтобы осветить историю украинского лютеранства.


4. Иван

— Тарасу Каковскому. Скажите пожалуйста, верите ли Вы сказанному в вероисповедных книгах Церкви, что Папа Римский своей властью над всей Церковью олицетворяет власть антихриста и противится тем самым власти Христа как единого Пастыря Церкви? Ваша мысль и позиция целой УЛЦ?

– Вы уже сами, собственно, ответили на этот вопрос. Позиция УЛЦ базируется на лютеранском вероисповедании, освещенном в Книге Злагода. Я бы только прибавил, что Писание так говорит о последних временах: Марка 13:22 «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». Признака этих многих неправдивых христов и анти-христов Святой Павел указывает в 2Фессалоникийцам 2:3-4, когда говорит: «ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога».


3. Игорь

— Олегу Стецюку. 1) оказалось ли эффективным использование сокращенного варианта Литургии Иоанна Золотоуста в литургийной практике УЛЦ, учитывая проповедь доктринальных идей Реформации? Нет ли разногласия между этими идеями и замыслом творцов этой Литургии?

2) Используете ли Вы русской язык в работе с общинами на Востоке и Юге Украины?

3) Строите ли контакты с другими конфессиями Реформаторского наследия (пресвитериане) в процессе пасторской работы?


— Приветствую, Игорь. 1. Ваш вопрос, как минимум, нуждается в научной богословской диссертации. Я несколько лет тому назад написал богословское эссе, в котором исследовал вопросы, относительно реформационных шагов пастора Теодора Ярчука, который был составителем Святой Литургии Украинской Лютеранской Церкви. Вы смотрите на современную Святую Литургию Восточной Церкви глазами современного православия. Лично я не соглашаюсь с тем, что современную восточную православную литургийную форму Богослужения со Святым Причастием можно смело именовать Святой Литургией Иоанна Златоуста. Каждый человек, который занимается изучением восточной литургийной истории, знает, что Святая Литургия Иоанна Златоуста в ІV-м столетии не вмещала у себя 70% богословских текстов, которые сегодня помещены в православную Божественную Литургию Иоанна Златоуста. Или мы можем таким образом безапелляционно приписывать Святому Ивану Золотоусту те богословские высказывания или тексты, которые он при своей жизни не вводил? Я думаю, что нет. И в данном случае Украинская Лютеранская Церковь поступает более взвешенно, более мудро и корректно, заявляя о том, что мы лишь приняли за основу литургийную форму и литургийные принципы Епископа Константинопольского Иоанна Златоуста, сформировав свой порядок Богослужения с исповедью и Господней Вечерей для Украинской Лютеранской Церкви.

2. Язык — это важное средство человеческого общения. Он неразрывно связан с мышлением и является социальным средством хранения и передача информации. К огромному счастью, УЛЦ не мыслит категориями исключения «или, или». Мы сегодня не ставим и не поднимаем вопрос языка, так как язык это стратегическое средство достижения Святым Евангелием душ человеческих. Так, мы есть украиносознательные лютеране, которые стремятся сохранить уникальную национальную идентичность, но при этом мы сознаем одну реальность — грешник должен услышать Слово Евангелия на том языке, на котором он общается и который он понимает. И если этот грешник говорит на татарском языке — будем провозглашать Святое Евангелие по-татарски. Если этот грешник говорит на польском языке, то будем нести спасательное Слово Евангелия на польском языке.

3. У меня добрые взаимоотношения с представителями пресвитерианской церкви. С некоторыми я дружу. Все, что реально может сегодня нас объединить, так это социальные, моральные аспекты жизнедеятельности нашего общества. Общая борьба против либеральной социальной идеологии и мировоззрения, которые навязываются нашему обществу, может принести положительный результат. Я вам могу привести один простой пример. Представители разных христианских конфессий в городе Херсоне обратились в местный совет с просьбой запретить игральные автоматы. Со временем был принятый закон на местной уровне, который запретил использование игральных автоматов в определенных местах. Это простенький пример сотрудничества представителей разных христианских конфессий.

— Тарасу Коковскому. Скажите пожалуйста, признаете ли Вы аллегорическое объяснение первых 11 глав Бытия, которое предлагает исторически-критическая традиция, называя их народными сагами о сотворении, которые не идут в разногласие из теорией медленного процесса возникновения мира? А именно: верите ли Вы лично, что Бог сотворил мир за шесть обычных дней (24 ч)?

— Да, я верю и исповедую на основе Священного Писания (Бытие 1), что мир был создан Богом за шесть дней. Тех, кто подвергает это критике, извращением, спекуляциям и сомнениям в силу ограниченности нашего человеческого ума, отсылаю к Божьему Слову: Луки 1:37 «...у Бога не останется бессильным никакое слово!» Каждый христианин должен помнить о такой Божьей черте, как всемогущество.

— Сергею Кудрику.1) Можно ли говорить, что УЛЦ имеет апостольскую преемственность рукоположения, которую имеют традиционные конфессии Украины?

2) Какое значение Вы вкладываете у понятие апостольской преемственности Церкви?

3) Если в Святых Таинствах важные моменты только лишь слова наставления и материя (вода, хлеб и вино) и вера Народа Божьего, то может ли служить Таинства рядовой член общины при отсутствии пастора?

4) Какая форма управления существует в УЛЦ (епископально-монархическая; конгрегационная; пресвитерианская или другое)?


— Уважаемый Игорь. 1. Везде, где существует Церковь Христова, сохраняется власть звать, выбирать и рукополагать служителей. Эта власть является Божьим даром, который истинно дан Церкви, и который никакой человеческой властью нельзя отнять у Церкви. Поэтому везде, где существует истинная Церковь Христова, неизбежно существует право избирать и рукополагать служителей. К этому относятся слова Христа, которые свидетельствуют, что Власть Ключей была дана Церкви, а не отдельным лицам (Мт.18:20) и Св. Ап. Петр также это подтверждает (1Пет.2:9).

Ординация (рукоположение) призванных служителей является не Божьим установлением или предписанием, но церковным обрядом. Так как, хотя это действо и упоминается в Писании (Деяния 14:23), но не завещано им. Потому мы относим вопрос о рукоположении к адиатори и утверждаем, что не рукоположение, а лишь призвание делает мужчину служителем. Относительно рукоположения? оно является лишь публичным подтверждениям призвания.

Также хочется указать, что Лютеранская Церковь не практикует так называемую «абсолютную ординацию», т.е. ординацию мужчины, который еще пока не получил никакого призвания (от общины), поскольку это может привести к созданию ошибочного мнения, будто через это рукоположение человек вступает в какую-то «духовную касту» и делается посвященным духовником, который готовится к призванию общиной лишь благодаря каким-то особым добродетелям, переданным ему при ординации.

Другими словами одно лишь Божие призвание, распространенное на избранных мужей опосредованно — через местные общины, — делает их «сопастырями» Апостолов.

Уважаемый Игорь. Относительно Вашего вопроса дополнительно сообщаю, что Вы можете найти нужную информацию на страницах газеты УЛЦ "Стяг" в работе Германа Засосет «Апостольская наследственность». В номерах с 3 (60) 2002 года по номер 3 (68) 2003 года. Информацию о котором Вы найдете в архиве газеты на сайте УЛЦ: www.ukrlc.org/stjag/index.htm

2. Сама Господня Вечеря требует веры причастника и является Божественным действием и делом, в отличие от Хрищения, которое является лишь Божественным действием, а не так как Вы пишете – лишь слова наставления и материя. Бог действует, а не священник (пастырь). Бог служит нам.

В Лютеранской богословской терминологии существует выражение «призвание чрезвычайных ситуаций». Что под ним имеется в виду? Существуют жизненные моменты, когда призванных пастырей нет рядом и не будет в ближайшее время, или они уничтожены, как это было во времена Сталинских репрессий. В таких случаях каждый верующий христианин мужского, а если нет – и женского пола может раздавать Таинства Господней Вечери, как и проводить тринитарианское хрищения в случае чрезвычайной ситуации и крайней необходимости. Но имеется в виду именно чрезвычайная ситуация. В других случаях эти Таинства осуществляют призванные пасторы.

3. Лютеранский богослов Вальтер пишет: «Публичные служители — это не какое-то особое сообщество, которое отличается от общего христианского сообщества или более святое, чем последнее, но это сообщество рабов».

4. В Украинской Лютеранской Церкви этот принцип стараются воплотить у жизнь. Поэтому все пастыри, которые принадлежат к клиру УЛЦ, избирают наиболее достойного на должность епископа.

Должность же епископа — это должность старшего (не по возрасту) брата, который помогает другим братьям-пастырям в их служении. Т.е. это должность раба, служителя, а не господина, который руководит.


2. Олесь Пустоцвит, Киев

Имею к Вам несколько вопросов. Во-первых, чему в Украине существует отдельно Украинская Лютеранская Церковь, а отдельно Немецкая Лютеранская Церковь, а даже еще община шведов-лютеран? Есть ли какая-то причина или отличие между Вами, что Вы не можете быть в одной церковной структуре?

Следующий вопрос. Об УЛЦ ничего не слышно в украинских СМИ. В Интернете есть определенная информация, в частности, на Ваших веб-сайтах и в РИСУ. Поэтому прошу рассказать, как выглядит структура УЛЦ, где действуют ее общины, какого календаря Вы придерживаетесь (старого или нового)?

Третий вопрос. Как происходит прирост новых членов УЛЦ? Это родившиеся в лютеранских семьях дети или это обращенные из другого среды? Благодарю за ответы! И желаю больше присутствовать в украинском медиа-пространстве!

Пастырь Сергей Кудрик:Слава Иисусу Христу! Я, пастырь-миссионер в городе Чернигове Кудрик Сергей, попробую ответить на вопросы, которые Вас интересуют, уважаемый господин Олесь.

Украинская Лютеранская Церковь – Церковь, которая берет за основу только Священное Писание – Библию, является консервативной Церковью в вопросах вероисповедания. Имея основанием Священное Писание, мы занимаем твердую и непоколебимую позицию относительно многих вопросов, которые касаются нашей совести. Относительно перечисленных Вами Церквей и общины следует отметить, что взгляды наших братьев в Христе содержат либеральное мировоззрение, навеянное западным либерализмом. Описывать наши несогласования я не вижу смысла, но, к сожалению, они есть. Поэтому в данной ситуации мы не можем иметь с нашими братьями в Христе общины Алтаря, хотя братские, христианские отношения мы поддерживаем.

Я думаю на второй вопрос Вам дадут основательный ответ мои братья в Христе пастыри Тарас и Олег, а относительно третьего вопроса хочу заметить, что лютеранство не является чем-то новым для украинских земель. Лютеранское вероисповедание было провозглашено как на Западной Украине, так и на Восточной. Во времена cталинских репрессий оно претерпело сокрушительный удар, как и любая истинная христианская Церковь, которая исповедовала Христа. Но в наши времена Господь восстанавливает Свою Церковь, которая проповедует чистое Евангелие и конечно приводит в Церковь людей, которые хотят это чистое Евангелие слышать. Для этого Он избирает разные пути. Для одних это когда-то придушенное родное вероисповедание, для других услышанная от близкого или знакомого Благая Весть. Многие дети, которым в конце девяностых было по 7-10 лет и которые пришли с родителями в УЛЦ или просто сами на библейские занятия, сейчас составляют ее авангардную молодежь. Дети же лютеранских семей — это Божьи дети с лютеранским мировосприятием. Лютеранское вероисповедание всегда привлекало людей, которые исследуют Библию, которых интересует Слово Божие, которые задают себе вопрос: где спасение?, в чем?, что надо делать? Лютеранское вероисповедание, которое основано на Священном Писании, дает однозначный ответ на эти вопросы, а не говорит загадками или мистически. Наш ответ — только Писание, только вера, только благодать.

В завершение хочу отметить, что Украинская Лютеранская Церковь твердо стоит на позициях антипрозелитских. Мы не идем в чужие конфессии с переманиваниями, что у нас лучше, но молимся к Господу, чтобы Он привел в наши церкви как можно больше раскаявшихся грешников, и Бог отвечает на наши молитвы, посылая людей, которые хотят слышать Светлое Божие Евангелие во всей чистоте, без человеческих фантазий. Мы же, прихожане и пастыри, как инструмент в Божьих руках, доносим информацию об Украинской Лютеранской Церкви разными возможными средствами, в том числе и благодаря средствам массовой информации.

Пастырь Тарас Коковский: Благодарю, господин Олесь, за вопрос. 1. Немецкие и шведские лютеранские сообщества возникали на территории Украины в среде исключительно немецких и шведских колонистов, а в последнее время в среде этнических немцев, которые образовывали также немецкие культурные общины и сплачивались вокруг них. УЛЦ является наследницей довоенной церкви украинских лютеран (Украинская Евангелическая Церковь Аугсбургского Вероисповедания), которая возникла в среде украинской на Галичине. Тогдашние украинские лютеране называли себя евангеликами и большинство из них были выходцы из наших галицких сел. Ныне в УЛЦ есть верные разных национальностей. Зайдите на мою вебстраничку в Интернете. Здесь выложенные фото наших предшественников: www.geocities.com/ukrlutheran/ULChistory.html

Относительно возможности или невозможности быть в одной церковной структуре... Причина простая. В ее основе лежит соблюдение на деле конфессионального лютеранского вероисповедания, изложенного в Книге Злагода. Большинство Лютеранских церквей ныне лишь декларируют это, а на деле не соблюдают, как например: рукополагают женщин на служителей, дают поблажку, отходя от Божьего Слова, многим либеральным новациям в Церкви и т.д. Поэтому мы находимся в сообществе лишь с конфессиональными Лютеранскими Церквами, которых ныне в мире тоже немало.

2. Относительно СМИ. Возможно, нам надо прилагать для этого больше усилий. Вместе с тем у нас есть газета "СТЯГ", еженедельные радиопередачи на «Промені» (пятница, 18.00), веб-страничка Церкви: www.ukrlc.org. Несколько наших общин и пастырей, семинария также имеют свои веб-странички, например: www.angelfire.com/ca4/saintsophiaseminary (семинария), www.ulckherson.narod.ru (страничка пастыря О.Стецюка), taraskokovskyj.narod.ru/private.html (моя страница).

Относительно нашей структуры: УЛЦ имеет общины и миссионерские станицы практически по всей Украине. Имеем три епархии — Киевскую, Галицкую и Таврийскую. Высшим должностным лицом УЛЦ является Епископ. Ныне это д-р богословия пастырь Вячеслав Горпинчук и он вместе с этим пастырь наибольшей киевской общины «Воскресение». ОколоТернополя действует Лютеранская богословская семинария Святой Софии (ЛБССС, веб страницу см. выше).

Относительно календаря. Поскольку УЛЦ вообще придерживается Восточного обряда, то большинство общин пользуются календарем этого обряда, однако у нас допустимо использовать также и календарь Западного обряда, традиционного для лютеран.

3. Прирост верных возможный исключительно через проповедь Евангелия, так учит Писание. Поэтому Украинская Лютеранская Церковь всегда большое внимание уделяет изучению Божьего Слова, его распространению, печатанию христианской литературы, проведению Летних Библейских Школ для детей и молодежи. Приглашаю вас в наши Киевские общины — информация на сайте Церкви.

1. Иван Верстюк (богослов, УПЦ, публицист, г. Киев), verstyuk_i@ukr.net

Мой вопрос касается проблематики экуменического богословия. Размышляя о дальнейшем прогрессе экуменического движения, приходится констатировать, что главной проблемой в нем является отсутствие единства на разных участках жизни разных Церквей и Екклесиальных Общин. Прежде всего это касается протестантских конфессий — они очень разные и часто просто не видят необходимости искать единства. В связи с этим мой вопрос —может ли, на ваш взгляд, Украинская Лютеранская Церковь в будущему выполнить роль той екклесиальной структуры, на базе которой могло бы состояться единение украинских христиан-протестантов? Имеет ли УЛЦ в себе этот потенциал?

пастор Сергей КудрикСергей Кудрик: Украинская Лютеранская Церковь действительно имеет большой потенциал и Господнюю поддержку. Мы это видим хотя бы по тому, что лютеранство возрождается на Украинских землях. Люди, которые изучают Слово Божие, устали слышать разные сказки и басни, которые не совместимые со Священным Писанием, они хотят услышать правду Божью — Его чистое Евангелие, без человеческих фантазий.

Относительно экуменического богословия, то Украинская Лютеранская Церковь стоит на твердых богословских позициях, которые основаны на платформе Священного Писания, как говорил Мартин Лютер: «На этом стою» — определяя свое богословие и твердую веру только Богу. Конечно, как любой христианин, я — пастырь УЛЦ, желаю единства во Христе, как с протестантскими братьями, так и с другими христианскими конфессиями, но это единение не должно идти вразрез моей христианской совести и базироваться лишь на Слове Божьем.

пастор Тарас КоковскийТарас Коковский: Благодарю, господин Иван, за вопрос. Здесь суть не в потенциале. Вопрос единства всегда лежит в плоскости вероисповедной. УЛЦ как конфессиональная лютеранская община придерживается принципа единства исключительно на этих началах, а именно — вокруг единого исповедания веры, в основе которого лежит соблюдение Евангелия в его чистоте и Таинств, учрежденных Христом. Таким образом, истинное сообщество невозможно между исповедниками разных исповеданий, одни из которых не признают Хрищения грудных детей, присутствия в Господней вечере истинных Тела и Крови Христа, придерживаются учения о предызбрании и т.д. Но вместе с тем, возможны общие усилия церквей в делах благотворительности и подобных им.

Мы также учим, что дети Божьи присутствуют в видимых христианских общинах вокруг нас (так называемая «скрытая» Церковь), и что Господь Сам знает Своих детей.

пастор Олег СтецюкПастырь Олег Стецюк:Приветствую Вас, Иван. Вы затронули своим вопросом стремления, которое находится в плоскости скорее идеи, чем реальности. За много столетий по определенным объективным или субъективным причинам видимая Христианская Церковь явила себя определенными христианскими конфессиями, которые, исповедуя свои богословские категории мышления и восприятия, имеют свою особую культуру. Можно ли все это соединить в одну видимую Христианскую общину, не потеряв вероисповедную чистоту Святого Евангелия? Святой Иоанн Богослов в пророческой книге Откровения предупреждает об опасности подобных объединений в одну поместную христианскую церковь.

Но здесь есть еще одна сторона этой идеи. В принципе объединение имеет право на свое существование, но это объединение может состояться лишь тогда, когда основой соединения будет вероисповедная чистота Святого Евангелия. В данном случае Отец Тарас Коковский весьма содержательно говорит об этом моменте.

Я думаю, что в данном случае более корректно и реально говорить не о вероисповедном объединении христианских конфессий, а об объединении усилий христианских конфессий в борьбе с либеральной аморальной идеологией, которая навязывается нашему обществу, а это: аборты, эвтаназия, легализация легких наркотиков, гражданские браки. Вот эти моральные аспекты человеческой жизни могут объединить представителей разных христианских конфессий, чтобы общими усилиями защищать фундаментальные моральные принципы человеческого существования.