Речь идет о технической, а не о полноценной автокефалии, – архимандрит Кирилл (Говорун) о новом уставе УПЦ МП

Речь идет о технической, а не о полноценной автокефалии, – архимандрит Кирилл (Говорун) о новом уставе УПЦ МП - фото 1
В сети появился новый устав УПЦ после его обсуждения и утверждения на собраниях в Феофании 27 мая 2022 г. Наконец-то можно сравнить изменения с тем, что было.

Об этом у себя на странице в Facebook написал богослов, архимандрит Кирилл (Говорун).

По его словам, новый устав не провозглашает автокефалию, стремление к автокефалии можно заметить только в динамике изменений.

«Сравним два основных маркера автокефалии.

Первый: утверждение новоизбранного митрополита Киевского в Москве.

Старая версия устава: "Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается пожизненно епископатом Украинской Православной Церкви и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси" (п. V 2).

Новая версия: "Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается пожизненно епископатом Украинской Православной Церкви". Следовательно, исчезает норма об утверждении митрополита в Москве.

Второе: общение с другими Поместными Церквами.

Старый устав говорит по этому поводу следующее: "Украинская Православная Церковь соединена с Поместными Православными Церквами через Русскую Православную Церковь" (I 3).

В новом уставе этот пункт полностью исчез.

Из этого становится понятным, почему о стремлении к автокефалии УПЦ можно только говорить в динамике изменений, но оно не вытекает из самого нового устава», – отметил он.

Архимандрит Кирилл заметил, что в новом уставе остается возможность возвращения к практике утверждения новых Киевских митрополитов Москвой и общения с другими Церквами через Москву, если изменятся обстоятельства.

«Возможность такого возвращения содержится в изменении первого пункта устава, который дополнен ссылкой на патриаршую грамоту от 27 октября 1990 г. В старом уставе этой ссылки не было. Между тем патриаршая грамота содержит следующее утверждение: "Украинская Православная Церковь, соединенная через нашу Русскую Православную Церковь с Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью". Таким образом, новый устав УПЦ, с одной стороны, отвергая прямое утверждение о соединенности с другими Церквами через РПЦ, подтвердил эту соединенность косвенно, ссылаясь на патриаршую грамоту от 1990 г.», – подчеркнул богослов.

«В итоге можно сказать, что на самом деле речь идет о технической, а не полноценной автокефалии. Новые нормы устава УПЦ не утверждают, но и не отрицают зависимость этой Церкви от Москвы. Они прописаны так, что за ними возможны новые практики независимости, как поминовение Предстоятелем УПЦ других Предстоятелей и отсутствие утверждения Москвой новых предстоятелей УПЦ. Но по тем же новым нормам можно легко вернуться к практике зависимости от РПЦ, если обстоятельства будут позволять и будет воля священноначалия УПЦ. Для такого возвращения не нужны будут какие-то дополнительные соборные решения. Именно в этом направлении будет работать Москва, чтобы нивелировать значение решений 27 мая», – добавил архимандрит Говорун.