РПЦ: «Объединение самосвятов с УГКЦ скажется на православно-католических отношениях»
Руководство РПЦ дало первый внятный комментарий об объединении УГКЦ и Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ (обновленной). А в последней выразили «искреннее сочувствие тем. кто оказался неспособным оценить» это объединение, сообщает "Релігія в Україні".
В интервью российскому «Интерфаксу» 2 июня глава синодального Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), в частности, заявил: «Известны случаи перехода в унию отдельных раскольников, но идея объединения целой их группы с греко-католиками беспрецедентна».
По его словам, сегодня, несмотря на достаточно значительные разногласия в богословской сфере, православными не отрицается наличие апостольской преемственности в иерархии Римско-Католической Церкви. Это, в частности, выражается в чине приема тех клириков, которые переходят из католичества в православие.
«Если же в УГКЦ "в сущем сане" будут приняты самосвяты, в рамках Католической Церкви появится структура, чью иерархию Московский Патриархат признавать не сможет. Это неизбежно скажется на православно-католических отношениях в целом», – заявил иерарх, отметив «авантюрный характер данного проекта УГКЦ».
Процитировав один из пунктов совместной декларации Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска о том, что раскол среди православных Украины должен быть «преодолен на основе существующих канонических норм, а католические общины страны будут этому способствовать», митрополит Иларион указал на то, что упомянутыми выше шагами «руководство УГКЦ не только не содействует урегулированию проблемы раскола, но лишь усугубляет ее».
Вместе с тем он не нашел слов, чтобы рассказать, как «содействует урегулированию проблемы раскола» сама РПЦ.
По просьбе редакции портала "Релігія в Україні" пресс-служба Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ (о) дала свой комментарий относительно заявления главы синодального Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
В нем говорится:
«Всегда ощущается, когда вместо христианина в межцерковные отношения вмешивается политик. Тогда исчезает главное, что выявляет идентичность христианина, – любовь. Ее побеждают гордыня, ненависть к оппоненту, пренебрежение к «чужим».
Харьковско-Полтавская епархия УАПЦ, вынужденная в 2006 г. добавить к своему названия «обновленная», с самого начала своего возрождения в 1990 г. пыталась строить партнерские отношения со всеми православными юрисдикциями Украины. Со всеми – в том числе и с УПЦ (МП). К сожалению, это оказалось невозможным. Вероятные партнеры стремились доминировать, использовать епархиальную общину с собственной целью, захватить ее материальную или интеллектуальную собственность, унизить достоинство ее верных. Смирение и миролюбие, а тем более бессребреничество воспринимались ими как признак слабости.
Диалог с УГКЦ засвидетельствовал полностью иную культуру взаимоотношений: уважительную, корректную, исполненную евангельской любви. Это пример для наших православных собратьев. Ведь без любви, без уважения к ближнему нет Церкви, нет и не может быть церковного единства. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий» (1Кор. 13:1), – писал апостол Павел.
Средневековье давно прошло. Прошли времена, когда государственная религия вводилась насилием. В Украине действительно существует проблема раскола. Но ее исцеление нуждается не в диктате, а в сочувствии, доброте, открытости к диалогу. Нуждается в стратегическом видении развития Церкви, для которой вызовы глобализации являются грозным напоминанием о необходимости объединения. Только враждебный Церкви политик способен игнорировать эти напоминания.
Мы благодарны УГКЦ за живое свидетельство евангельской любви и христианской солидарности. И искренне сочувствуем тем, кто оказался неспособным оценить этот уникальный вклад в межцерковное взаимопонимание в Украине».