РПЦ в Литве является рассадником идеологии русского мира, — о. Владимир Селявко
Такую информацию в интервью РИСУ озвучил о. Владимир Селявко, бывший протоиерей этой епархии, 20 лет являвшийся в ней секретарем по внешним связям.
В июне 2022 г. суд епархии лишил его сана за антивоенную позицию и критику Патриарха Кирилла за поддержку российской агрессии в Украине. В настоящее время он является священнослужителем Экзархата Вселенского Патриархата в Литве.
Нет такой церковной структуры, как Литовская Православная Церковь Московского Патриархата. Хотя они себя так называют в масс-медиа. Существует только обычная, рядовая епархия МП. Подана просьба к Патриарху Кириллу Гундяеву и Священному Синоду о повышении статуса до т.н. "малой автономии", но это не имеет ничего общего с независимостью. Просто будет немного больше возможностей решать свои внутренние, текущие вопросы без согласования, что и так частично работает. Изменится только вывеска. Так епархиальный совет будет называться синодом, то есть изменятся только вывески и титулы. Но это все лишь формальность, чтобы обмануть литовское общество, не разбирающееся в тонкостях канонического строя РПЦ», — отметил он.
В то же время священник подчеркнул, что деструктивный вклад РПЦ в литовское общество минимальный. Хотя статистика предполагает, что на 2,8 млн. население Литвы православные могут составить 100 тыс. лиц, однако в храмах РПЦ в стране бывает даже не 10% от этого числа.
«Работая в канцелярии епархии в течение двадцати лет, я ежегодно получал сведение посещаемости из приходов, это я к тому, что описываю фактическое состояние, а не предположение. В общей сложности в храмы РПЦ ходит около трех тысяч человек, а остальные либо не ходят вовсе, либо заходят лишь иногда поставить свечу и не факт, что крещены. Просто во время переписи решили, что они православные, потому что русскоговорящие».
И это он считает также частью пропаганды русского мира в стране: Из них далеко не все вникают в пропаганду, только определенная часть. Поэтому деструктивный вклад РПЦ в литовское общество минимален».
По словам о. Владимира Селявко, в приходах Литовской епархии МП много разных мнений, но очень распространена поддержка России, и говорят там языком российской пропаганды:
"Россия никогда ни на кого не нападала", "длится война с безбожным Западом, который мечтает захватить Россию и завладеть ее ресурсами", "Запад не терпит Россию, поскольку она православная", "русская культура самая большая в мире", "мы народ, породивший Пушкина, Достоевского, Чайковского и других гениев, а нам все завидуют”, “Запад искусственно разделил единый народ святой Руси русских, украинцев и белорусов» и другие лозунги мягкой силы Кремля», — отмечает о. Владимир и обращает внимание, что среди адептов русского мира есть и этнические украинцы.
Он также отмечает, что такая информационная деятельность ведется очень осторожно, поскольку литовское общество чувствительно к российской пропаганде, потому что помнит «все «радости» советского режима». Потому в Литовской епархии РПЦ пропаганда ведется в основном на двух уровнях.
«Первый — это уровень богослужения, где читаются так называемые молитвы (читай пропагандистские речевки) о мире в Украине или за гонимую УПЦ. Сами тексты составлены очень аккуратно, но в них заложена сама тема, которая имплицитно относит слушающего к войне, которую, согласно российской пропаганде, коллективный Запад развязал против православных народов русского мира», — рассказывает о. Селявко. Дополняли эти молитвы различные мероприятия, например крестные ходы, на которых также звучит эта пропаганда.
А второй уровень – это личные беседы, исповеди, разговоры после богослужений в узком кругу единомышленников.
«Там уже более открыто говорится о том, как их, “носителей духовности святой Руси, угнетают западные адепты мирового закулисья, боящегося их великой духовности”. Понимаю, что звучит это примитивно, но было бы смешно, если бы не было грустно, потому что для многих это их мир. Еще раз подчеркну, что верят в этот бред не потому, что слабоумны, а потому, что так им нравится думать о себе. Ведь в этой парадигме они выступают в роли "гнанных за веру и правду", а не банальных захватчиков и имперцев», - отмечает о. Владимир.
Также пропаганда русского мира в общинах РПЦ в Литве и не только действует через проповедь так называемых традиционных ценностей. «Сама эта фраза уже отсылает к идеологии русского мира, — отмечает в интервью экс-священнослужитель РПЦ. — Они используют для пропаганды юлианский календарь с его нонсенсами типа "старый, новый год" и другие праздники - "не со всеми, а исключительно с РПЦ МП". Язык богослужения и старые непонятные переводы литургических текстов, которые просто бормочут как заклинание, без осмысления на протяжении многих часов, считают признаком благочестия и избранности. Истерики по поводу "преследования" русского языка, чего нет на самом деле в Литве. И безусловно – 9 мая. Этот день для них как Пасха для христиан. И для многих в РПЦ это уже фактически религиозный праздник. Праздник их внутренней гордости и владычества в регионе».
В общем, о. Владимир Селявко считает, что государственный строй, работа соответствующих служб и жесткое соблюдение законов защищают Литву как государство от деструктивного влияния РПЦ в литовском обществе. Поэтому нет необходимости юридически запрещать структуру РПЦ в Литве. По его мнению, многое будет зависеть от результатов войны в Украине и внутренних процессов в России. А для православных верующих, которые не хотят быть частью МП в Литве, уже существует альтернатива — Экзархат Вселенского Патриархата.