• Главная
  • Руководитель Ассоциации «Духовное возрождение» Борис Волков: «Мы мобилизируем, мотивируем и обучаем лидеров нового поколения»...

Руководитель Ассоциации «Духовное возрождение» Борис Волков: «Мы мобилизируем, мотивируем и обучаем лидеров нового поколения»

30.04.2013, 12:52
Руководитель Ассоциации «Духовное возрождение» Борис Волков: «Мы мобилизируем, мотивируем и обучаем лидеров нового поколения» - фото 1
Интервью с Борисом Волковым, исполнительным директором Ассоциации "Духовное возрождение", о направлениях деятельности возглавляемой им организации.

Boris-Volkov2.jpgПосле того как Ассоциацию «Духовное возрождение» (АДВ) оставил ее предыдущий руководитель Михаил Черенков (перешел работать ректором Донецкого христианского университета), во главе организации стал Борис ВОЛКОВ. За последние годы АДВ, если можно так сказать, вышла за «церковный забор» и должна решить для себя вопрос: готова ли она влиять на серьезные светские процессы. Она действует в 11 регионах бывшего СССР и Монголии. О первых результатах своей почти годовой работы, медиастратегии и Церкви как игрока на светской арене Борис Волков пообщался с Алексеем ГОРДЕЕВЫМ.

– До АДВ Вас знали благодаря работе в образовательной организации «Путешествие по Библии». Вам удастся использовать прошлый опыт здесь, на новом месте?

– Конечно, удастся. «Путешествие по Библии» – это организация, которая в определенный период была сетевой структурой с пулом представителей, работавших во всех областях Украины и во многих регионах бывшего СССР. Поэтому опыт в той организаций достался мне в наследство и уже работает здесь, в АДВ. Кроме того, мы будем вводить в нашей Ирпенской структуре (центральный офис АДВ в г.Ирпень – А.Г.) определенные явления (например, коучинг в ответ на запрос сотрудников).

Светские побеги

– АДВ имела реноме организации, ориентирующейся на светскую аудиторию. Можно вспомнить, например, Media Mobilization, которая стала местом встречи христианских и светских журналистов. К каким слоям населения будете обращаться Вы?

– Смотрите, что происходит в рыночной экономике: кто-то постоянно что-то производит в ответ на спрос. В этом контексте наша организация учитывает спрос украинского общества, однако не в коммерческом смысле. То есть, например, мы не печатаем только тех авторов, которые читаемы больше всего.

С другой стороны, тем не менее, на рынке всегда есть те, кто генерирует новые идеи, которые задают направления, тенденции и тем самым формирует спрос. АДВ уже неоднократно выступала тем субъектом, который генерирует. Безусловно,  большинство наших идей так или иначе ориентированы на евангельские церкви. Но в то же самое время мы неоднократно выступаем с инициативами, которые напрямую касаются людей независимо от их церковной или социальной принадлежности.

Событие, о котором упомянуто, Media Mobilization, это не событие, после проведения которого мы можем подвести «церковные» итоги – покаяние, крещение, евхаристии и т.д. Но если, например, журналист примет на себя ответственность быть совестью, а не «помойкой», то это уже успех не только его, но также и общества, на которое он воздействует.

– Каким образом Вы «задаете направления» и «формируете спрос»?

– Вы, в принципе, задаете вопрос о конечной эффективности любой деятельности, что близко к ROI и KPI. Сейчас структура АДВ имеет несколько направлений, намекающих, что АДВ  является (по типу деятельности) холдингом, который объединяет несколько не связанных друг с другом направлений.

В плане работы с профессиональными христианскими сообществами мы достигли определенных результатов путем проведения довольно интересного мероприятия Business 4 Transformation, которое, насколько помнится, РИСУ тоже освещала. Вскоре, в начале мая, будет Конгресс медиков Восточной Европы – мы тоже выступаем партнерами. Если через работу с профессиональными обществами мы формируем новое измерение социальной активности талантливых христиан, то другие проекты – «Подари надежду» или книгоиздательство – формируют гуманитарный сегмент нашей работы, обеспечивающий базовые потребности местного населения в книгах, качественном отдыхе (имеются в виду христианские лагеря – А.Г.) или обычных рождественских подарках.

Мы заинтересованы в серии профессиональных форумов, которые станут местом встреч профессионалов-христиан с профессионалами-нехристианами. Если в результате такого форума кто-то (не обязательно христианин), станет лучше выполнять свои профессиональные обязанности, лучше относиться к пациентам, предоставлять качественные юридические консультации по правде и по совести, а не только с позиции закона, то нельзя ли это считать влиянием на светскую аудиторию?

«Социалка» прежде всего

– Какие стратегические цели управляемая Вами структура ставит до 2014 года?

– Мы внимательно следим за темами, для нашего многострадального социума наиболее «вопиющими». Может, общество и не считает себя многострадальным (кажется, по улицам ходят нормальные люди), однако, заглядывая вовнутрь, мы наблюдаем проблемы с отцовством, лидерством или банальным отупением нации. Об этом свидетельствуют последние выборы, которые стали соревнованием фотографий, а не идей, законопроектов или программ. Мы реагируем на потребности общества, именно поэтому мобилизируем, мотивируем и обучаем лидеров нового поколения. То есть тех людей, которые будут работать в украинской среде и влиять на это общество.

– Но общество требует прежде решения социальных проблем, иначе, согласно пирамиде Маслоу, оно просто не дойдет до потребностей высшего уровня.

– Хорошо. Проблема сирот – это проблема христиан или общества? Общества. Именно поэтому, в качестве примера, мы инициируем разработанный в нашей стране проект «Подари надежду». Его суть в том, что во время больших праздников люди (верующие и неверующие) наполняют пустую коробку небольшими подарками, которые в конечном итоге достигают сирот, обездоленных и больных.

Здесь не только благотворительность, здесь еще связь поколений: обычный отец берет сына и идет в магазин, где они вместе покупают подарки. Ценность этих моментов сложно осознать, но мы считаем, что это важно. И вот вопрос: имеет такой проект право на Like со стороны неверующего человека, который своими руками сделал сироте подарок? Вероятно, да.

– Это означает, что АДВ в значительной мере переступает границу «церковного забора», поскольку социальные проекты требуют коммуникации с другими игроками, которые руководствуются не всегда христианскими ценностями.

– Безусловно. Но когда мы говорим о христианских ценностях, иногда возникают не совсем те картины. Христианские ценности – это достаточно емкое понятие. Оно содержит и то, что именно отец воспитывает своего сына, то, что он не кричит, а дисциплинирует своих детей и уделяет им внимание. Если мы достигнем того, что какой-нибудь отец станет на 30 минут дольше общаться со своим сыном, украинское общество изменится само по себе.

Академизм включен

– Во времена Михаила Черенкова, который в протестантской среде иронически считался чуть ли не единственным интеллектуалом, АДВ ощутила немалый уклон в академическую сферу. Примеры тому – книги под брендом «Национальные евангельские авторы» и презентабельные встречи вроде Форума-20. Вы продолжите его курс или сразу выйдете в самостоятельное плавание?

– Если я правильно разобрался в общем видении Ассоциации, то ее главная цель – это подготовить, оснастить, мотивировать и отправить лидеров нового поколения на служение обществу и Церкви. Академизм – это, на мой взгляд, отражение личности самого Черенкова. Он привнес в АДВ тот академический размах, которым мы, к счастью, пользуемся до сих пор. Это достойно изучения. Именно его заслугой является ознакомление широких протестантских кругов с такими неизвестными лицами, как москвич Павел Бегичев. Именно академический вектор Черенкова дал толчок вначале моей карьеры в АДВ.

Однако в мои сильные стороны глубокий академизм не включен. Я вижу себя человеком более церковным, чем проакадемическим. Опять же, не нужно вместе с водой выплескивать и младенца. Академизм – это не то дитя, которое сложно заметить. Это нормальная, здоровая и логическая составляющая христианской жизни как части социума. И по форумам: может, я и ошибаюсь, но не вижу острой необходимости организовывать встречи такого плана, как «Форум-20», ежегодно. Такое событие, как Форум, – это своего рода праздник, это анализ, поэтому должно планироваться согласно охвату периода. Но существуют также и другие направления форумной активности – форумы профессионалов, форумы вокруг специфических направлений, вроде темы религиозных свобод и др.

– Есть ли у Вас план действий в ситуации, когда Черенков окончательно завершает сотрудничество с АДВ и, как пример, погружается в работу по восстановлению репутации ДХУ?

– Почему-то очень просится на язык такое ветхозаветное выражение как «Иегова ире», то есть «Господь усмотрит». Однако мне кажется, что мы не потеряем свою идентичность инициативной, интеллектуальной, процерковной организации. Тем более что есть молодые кадры: например, Василий Новаковец (редактор известного альманаха «Богословские размышления» – А.Г.), который сегодня занимает должность преподавателя и заведующего факультетом «Церковное служение» в Одесской богословской семинарии. Именно он сотрудничал с Михаилом во время подготовки изданий для серии «Национальные евангельские авторы».

Про свой огород

– Какая у АДВ медиастратегия?

– Интересный вопрос. Во-первых, поскольку около 60% деятельности АДВ происходит в Украине, мы стоим перед проблемой образа и языка коммуникации с людьми: Ассоциация – международная, но Украина – это важный для нас регион. Именно поэтому я дал поручение разработать украинскую страницу АДВ и создать ее «отдел» в украинском сегменте Википедии, потому что большинство имеет право знать о нас на своем родном языке.

Конечно, в плане медиа хочется работать так, как работает любая светская неприбыльная организация, которая понимает важность существования пресс-службы и освещения своей деятельности. Кстати, я благодарен РИСУ за внимание к Ассоциации.

– Насколько возглавляемая Вами структура является финансово прозрачной?

– Мы очень хотим быть более прозрачны в финансовых вопросах. Я честно скажу, что еще со времен «Путешествия по Библии» мы пытались быть «чистыми» не только для аудита совести, но и для аудита международных организаций и государства. Конечно, это выводит организацию на более высокий уровень в общении с финансовыми партнерами. АДВ достойна более широкой финансовой поддержки со стороны национальных доноров, но предпосылка для этого – внешний аудит, которому люди склонны доверять.

Иная сторона этого вопроса – это особенности украинского законодательства. Его черты намекают на то, чтобы быть такими, как советовал Христос, – простыми, как голубь, и мудрыми, как змей. Евангельская история о трех мудрецах, которые получили приказ от Ирода разведать об Иисусе и вдруг встретили ангела, заставившего их отказаться от предыдущего обещания, – может пригодиться 99% процентам общественных и благотворительных организаций.

– Согласились ли бы Вы на межконфессиональное сотрудничество?

– Если бы это были организации вроде католической Caritas – да.

– А с мормонами или Свидетелями Иеговы?

– Нет.

– Но моральные ценности у Вас с ними идентичны.

– Некоторое время я занимался строительством. У меня был опыт и реконструкции и строительства домов «с нуля». Я предпочитаю строительство «с нуля», потому что могу заложить фундамент под все свои будущие идеи. Строительство на фундаменте, который ты не сделал самостоятельно, рискует остановиться из-за диагональной трещины. У меня нет общей со Свидетелями Иеговы основы для моих мечтаний. А так, по факту, мы «занимаемся» общечеловеческими ценностями, но каждый – в своем огороде.

Цена выбора

– Как отреагировала на назначение Ваша семья? Согласились на ежедневные поездки с левого берега Киева в Ирпень и наоборот?

– Оптимистично. Большое им за это спасибо. Что касается этих путешествий, это тоже замечено семьей, но они терпят. Конечно, ехать долго, но смена места жительства – это вопрос, в конце концов, изменения жизненного круга. Сейчас я открываю свои желания пред Богом и не спешу, потому что этому учит весь мой предыдущий опыт.

– Предложили ли бы Вы своим детям работу в АДВ, если бы они сейчас были взрослыми?

– Да. Для меня принципиально важно, кто будет работать в АДВ. Это не должны быть посторонние люди. Если это мой сын или дочь (но они не будут христианами), то я не рисковал бы организацией. На данный момент я бы с удовольствием пригласил своих детей работать в Ирпене. Как мне кажется, здесь они будут расти и как личности, и как профессионалы. Потому что ключевой ценностью нашей организации являются черты характера сотрудников АДВ.