«Русскому миру» на Донбассе наибольшее сопротивление оказывали протестантские церкви, – Андрей Юраш
Так как в советское время Донбасс был максимально лишен религии, новые церковные движения и протестантские течения получили наибольшее влияние уже во времена независимой Украины. Поэтому, когда начался вооруженный конфликт на Донбассе, именно протестантские организации начали противостоять «русскому миру», который туда зашел, ведь могли чувствовать себя свободно только в Украине.
Так как в советское время Донбасс был максимально лишен религии, новые церковные движения и протестантские течения получили наибольшее влияние уже во времена независимой Украины. Поэтому, когда начался вооруженный конфликт на Донбассе, именно протестантские организации начали противостоять «русскому миру», который туда зашел, ведь могли чувствовать себя свободно только в Украине.
Об этом в эфире интеллектуально-политического ток-шоу «Игра в классику» с Сергеем Рахманиным на телеканале ZIK рассказал руководитель Департамента по делам религии Министерства культуры Андрей Юраш.
«В 1990 году Институт социологии впервые проанализировал, к каким религиям принадлежат украинцы. Выяснилось, что доминировали общины УПЦ в единстве с Московским Патриархатом. Но, несмотря на это, большинство населения сказало, что они все же верны Киевскому Патриархату», – рассказал Юраш.
По его мнению, тенденция не только не изменилась, но и углубилась. Мол, в 2014 году было проведено около десяти разных исследований, которые показали, что среди «православных» стало в два с половиной раза больше тех, кто себя соотносит с Киевским Патриархатом. Соответственно, на столько же уменьшилось количество тех, кто видит себя в единстве с Московским Патриархатом.
«Безусловно, это тенденция. Ведь мало кто осознает свою реальную конфессиональную принадлежность, тем более что Церковь называется – Украинская Православная. Поэтому сейчас люди пытаются навести порядок со своими конфессиональными приоритетами в соответствии с реалиями их ежедневной церковной жизни. Из-за этого происходят переходы из одной юрисдикции в другую», – убежден эксперт.
Также он коснулся темы Крыма и Донбасса, которые, по его словам, в советское время были двумя наименее религиозными регионами.
«В советское время в Крыму было 14 приходов Московского Патриархата, хотя только во Львове действовало аж 16. Львовская епархия имела в 1988 году 1007 храмов, в отличие от Крыма, который по населению был больше Львовской области, но имел меньше храмов. Та же тенденция наблюдалась и на Донбассе, ведь этот регион был максимально лишен религии. Но, когда начали открывать церкви, туда активно вошли радикальные православные движения», – рассказал Юраш.
Он отметил, что в других регионах государства нет такого признания культа царя Николая II и царской семьи, как это на востоке Украины. То же можно считать однозначным атрибутом «великорусской государственности» и элементом «русского мира».
«На Донбассе есть праздники и храмы, посвященные царской семье. Также организовывают крестные ходы для их почитания. Это можно считать однозначным атрибутом великорусской государственности и элементом «русского мира», – считает Юраш.
Также он отметил, что именно протестантские церкви и организации стали основой сопротивления тому «русскому миру», который зашел на Донбасс.
«Уже во времена Независимости на восток Украины зашли и новые религиозные движения и протестантские течения. В общем, в государстве не было региона, где эти влияния стали бы настолько мощными. Поэтому именно протестантские церкви и организации стали сопротивлением тому «русскому миру», который туда зашел. Эти организации понимали, что их развитие, свободное существование и процветание возможно только в условиях реальной свободы, которую им может дать только Украина. Из-за агрессии на востоке были даже убиты два пастора и два прихожанина в Славянске, а также отобраны десятки храмов», – отметил он.