Сегодня у римо-католиков и армян Великая Пятница
Этот день посвящен воспоминанию о страданиях и смерти Христа Господа. Храмы и алтари лишены всяких прикрас. Это должно направлять мысли к разваленному Иерусалиму, чью гибель оплакивал еще пророк Иеремия. В этот день в Католической Церкви самый суровый пост (количественный и качественный), нередко верующие постятся на хлебе и воде, не исключены и случаи полного воздержания от еды.
Этот день посвящен воспоминанию о страданиях и смерти Христа Господа. Храмы и алтари лишены всяких прикрас. Это должно направлять мысли к разваленному Иерусалиму, чью гибель оплакивал еще пророк Иеремия. В этот день в Католической Церкви самый суровый пост (количественный и качественный), нередко верующие постятся на хлебе и воде, не исключены и случаи полного воздержания от еды.
В день Великой Пятницы св. Мессу не служат. Отправляется молебен Поклонения кресту, известный в Иерусалиме уже в IV веке.
Торжественное богослужение Страстей и Смерти Господа Иисуса состоит из четырех частей: Литургии Слова, торжественной Молитвы верных, Поклонения кресту и св. Причастия. В этот день алтарь полностью оголен: без распятия, свечек и скатертей. Священник с министрантами в тишине идет к алтарю, перед которым они падают ниц и какое-то время лежат молча. Присутствующие верные в это время так же молча стоят на коленях. Потом все встают, и после молитвы священника начинается Литургия Слова.
Во второй части молебна читается торжественная Вселенская молитва (Молитва верных). Каждой из девяти молитв предшествует короткое поучение. Молитвы поются как префации, и каждая из них имеет свою тему: за Церковь, Святейшего Отца, за всех верных, за руководство государствами, за катехуменов, верных, о единстве Церкви, обращении иудеев, обращении неверующих. Церковь, имеющая полноту Христа и полноту Его любви, молиться за всех, даже за наибольших грешников.
Третья часть литургии – поклонение кресту. Служитель выносит из ризницы крест, закрытый фиолетовой тканью. Священник постепенно открывает крест и трижды поет: «Вот древо креста, на котором повисло спасение мира», а все присутствующие отвечают пением: «Придите, поклонимся». С каждым разом крест открывается больше (голова, правое плечо, все распятие), каждый раз крест подносится выше и каждый раз в высшей тональности поются призыв и ответ.
Во время самого поклонения хор поет великпостные песнопения. Все собравшиеся в храме процессией, друг за другом, подходят к кресту, чтобы его почтить. Обычно почитают, целуя или становясь на колени.
Четвертая, и последняя, часть литургии Великой Пятницы – Причастие. После поклонения крест устанавливают так, чтобы он был виден всем, а свечки ставят по обе стороны алтаря. Священник начинает Господню молитву («Отче наш»), а после нее, как обычно на св.Мессах, преподает св. Причастие. После обряда причастия монстранцию с Пресвятыми Дарами накрывают прозрачным покрывалом и устанавливают на троне, обходя с кадилом. Снова, как в Великий Четверг, нет конечного благословения верных, а просто продолжается адорация. Об этом информирует CREDO.