Сотрудничество между государством и церковью — на благо семьи

30.10.2002, 13:30
Архиєп. Микола ЕТЕРОВИЧ, Апостольський нунцій в Україні. — День, №197, 29 октября 2002 года

Религиозные сообщества справедливо рассматривают семью как основную категорию человеческого существования, а также — как главную ячейку политического и церковного сообщества. Относительно особенностей постатеистического общества можно сказать, что и те семьи, где вроде бы и не исповедуют какую-то веру, на самом деле не могут обойтись без, по крайней мере, псевдорелигиозного видения жизни. Как это хорошо видно на примере марксизма, имевшего свои светские обряды и церемонии, веру в утопичное торжество мира, справедливости и равенства между людьми и целыми народами в ближайшем будущем, то есть, в пределах нашей человеческой истории. Семья, как правило, не чувствует себя в состоянии дать своим детям всестороннее воспитание только собственными усилиями. Это очевидно особенно в современном обществе, где требования к воспитанию намного превосходят возможности одной семьи. История свидетельствует, что во все времена семья нуждалась в поддержке, с одной стороны, общества с его государственными структурами, а с другой — церкви, к которой принадлежали члены семьи. Сотрудничество между государством и церковью — в плане воспитания также — могло бы иметь весьма позитивные последствия для гармоничного и целостного воспитания молодежи. К сожалению, в недавнем прошлом подобное сотрудничество не существовало. Наоборот, государство вело борьбу с религиозными и духовными ценностями, предлагаемыми церковью. Из-за этого у молодых людей возникала определенная раздвоенность. Школа предлагала им атеистическую концепцию жизни, в то время как в большинстве семей детям прививали религиозное видение мира. Такая раздвоенность имела довольно негативные последствия для гармоничного развития юношей и девушек и для их вхождения в общество. Во времена тоталитаризма семья часто служила пристанищем и защитой для всех своих членов от вторжения тоталитарного государства. Однако семья не могла существовать словно крепость, изолированная от общества. Рано или поздно и в ее лоно попадали негативные влияния официальной марксистской идеологии. Это привело к растущей дезориентации общества и углубило кризис семьи, негативные последствия чего ощущаются сейчас. После падения Советского Союза, государства, возникшие на его месте, начали нелегкий путь построения демократических структур, в уважении ко всем свободам, включая религиозную, которая во времена коммунизма постоянно нарушалась. В Энциклике Centesimus annus, опубликованной в 1991 году, Его Святейшество Иоанн Павел II подчеркнул огромное значение этого события. По его утверждению, причины развала коммунизма следует искать в отсутствии свободы, в ошибках экономического характера и в духовной пустоте, которую создавали эти режимы. В то же время, Его Святейшество предостерег народы, освободившиеся от коммунистического ига, от избрания порочных путей в стремлении достичь благосостояния любой ценой. Ибо этот процесс предусматривает изменение ментальности homo sovieticus, отличавшейся пассивностью, отсутствием предприимчивости, ожиданием, что государство решит все его проблемы, безразличием к потребностям других людей, в первую очередь бедных и нуждающихся, недостатком уважения к коллективной собственности. С 1989 года до 2002 прошло 13 лет. Имеем право спросить себя, какую роль сыграли церкви в изменениях, произошедших в постатеистических обществах и, особенно, в соотношении образование — семья, что является темой нашего «круглого стола»? Позволю себе указать на несколько аспектов деятельности Католической церкви в этих странах Центральной и Восточной Европы. После 1989 года Католическая церковь смогла переорганизовать свои структуры в тех странах, где раньше господствовал коммунизм. Это значит, что в упомянутых странах Католическая церковь создала диецезии, управляемые епископами; основала семинарии для подготовки духовенства; содействует развитию мужских и женских монашеских сообществ; занимается благотворительной деятельностью, ранее запрещенной государством или проходившей под его строгим надзором. В то же время Католическая церковь, в основном через приходы, ведет воспитательную деятельность среди людей, содействуя воспитанию в вере семей верующих посредством, в частности, семейной катехизации. Через нее церковь ищет соответствующий способ обратиться не только к молодежи, но и к родителям, к матерям и отцам — к семье. Проводя такую работу в посткоммунистических странах, Католическая церковь стремится претворять в жизнь предписания Второго Ватиканского Собора (1961- 1965), которые из-за отсутствия религиозной свободы в этих странах были неизвестны. Следует подчеркнуть, что Католическая церковь не претендует на какую-то привилегированную позицию в странах, где она присутствует. Это, впрочем, было бы и невозможно, потому что современное демократическое государство не может иметь государственной религии, ни предоставлять привилегии какой-то одной религиозной конфессии. Это противоречило бы конституциям отдельных государств, а также каноническим нормам Католической церкви, которая провозглашает отделенность церкви и государства, утверждая, вместе с тем, их сотрудничество ради добра отдельного человека и всего общества. Опыт показывает, что Святой Престол открыл путь, на который стали затем и другие религии. На практике это означает, что то, что государство готово гарантировать Католической церкви, оно готово сделать и для других Церквей и религиозных конфессий, имеющих хорошие позиции в стране. Святой Престол и государства, в которых присутствует Католическая церковь, признают право родителей выбирать воспитание для своих детей. Например, в Конкордате между Святым Престолом и Польшей утверждается: «Признавая право родителей на религиозное воспитание детей и принцип толерантности, государство гарантирует, что начальные и средние государственные школы, а также дошкольные учебные заведения, управляемые светской администрацией или в которых существует самоуправление, внедряют, в зависимости от желания заинтересованных лиц, преподавание религии в рамках соответствующей школьной или дошкольной учебной программы». Похожее предписание находим в Соглашении между Святым Престолом и Республикой Хорватия о сотрудничестве в воспитательной и культурной сферах. Нужно подчеркнуть, что когда речь идет о воспитании детей, преимущество выбора принадлежит родителям, а не государству и его институтам. Право родителей на воспитание своего потомства гарантировано не только в церковных документах, но и в актах, принятых всем международным сообществом, в частности, во Всемирной декларации прав человека 1948 года. Во многих посткоммунистических странах ведется изучение религии в государственных школах. Речь идет об обучении конфессиональном. Этими правами пользуется как Католическая церковь, так и другие церкви. Для молодежи, которая не желает изучать религию, предусматривается изучение этики или другой альтернативной дисциплины. Безусловно, обучение религии является большим вкладом Католической церкви в дело распространения христианской культуры. В частности, оно имеет важное значение для утверждения и закрепления за христианской семьей центральной роли в проекте становления общества и церкви. Для Католической церкви нормой и идеалом семьи остается навсегда Святое семейство из Назарета: Мария и Иосиф с Иисусом Христом в центре. В соглашениях — конкордатах — заключенных между Святым Престолом и отдельными государствами (Украина не имеет подобного соглашения. — К.Г. ), содержатся положения о католических школах. Например, Конкордат между Святым Престолом и Польшей постановляет: «Католическая церковь имеет право основывать учебно-воспитательные центры и руководить ими, среди них — заведения дошкольного воспитания и школы всех ступеней, согласно предписаниям канонического права и принципам соответствующего гражданского законодательства». Подобное положение включено во все Договоры, подписанные Святым Престолом, в том числе, и с некоторыми посткоммунистическими странами. Это дает возможность создавать католические школы, которые, на определенных условиях, признаются государством и имеют такие же права и обязанности, как и государственные школы. Безусловно, программа католических школ должна быть одобрена компетентными органами государственной власти, имеющими также право контролировать учебный процесс в школах церкви. Кроме базовых дисциплин, общих с государственными школами, католические школы могут обогащать школьную программу некоторыми другими предметами и, в частности, предусматривать факультативную деятельность, очень важную для гармоничного и всестороннего формирования молодежи. Так что не удивительно, что и некатолики посещают католические школы. Это особенно характерно для стран, где католиков — меньшинство, как, скажем, в мусульманских странах. Ученикам других вероисповеданий идет на пользу общая атмосфера в католических школах, где, как правило, с большей заботой занимаются процессом воспитания юного ученика, много внимания уделяют морально-этическим основам. Здесь с большим уважением относятся к другим религиозным конфессиям. Не нужно отмечать, что конфессиональное воспитание предоставляется только тем, кто обращается с просьбой в соответствующие церковные инстанции. Будет полезно узнать, что сегодня во всем мире более 46 миллионов учеников и студентов посещают католические школы и только шестая часть их — католики. В частности, в мире существует 58 тысяч католических заведений дошкольного обучения, которые посещают более пяти миллионов детей. Затем идут 86,5 тысячи начальных школ, где учатся 25,5 миллионов детей; почти 35 тысяч средних школ (почти 14 миллионов учеников). В 1100 католических университетах и институтах учится более 2 миллионов студентов. Католические школы работают также в посткоммунистических странах. В Польше существует более 200 католических школ и более 500 дошкольных центров; в Словакии — более 150 католических школ; в Республике Чехия — около 80; в Венгрии — около 180 католических школ различных ступеней; в Албании — 12; в Хорватии — 10; в Румынии — 8; в Боснии и Герцеговине — 5; в Словении — 4; две школы, соответственно, в Латвии и Литве. В некоторых странах, например, в Польше, Хорватии, Венгрии, Словакии, Литве, Словении существуют также и католические университеты и теологические факультеты, признанные соответствующими государствами. Не сложно заметить, что я не привел статистических сведений о католических школах в большинстве стран бывшего Советского Союза. К сожалению, католических школ в этих странах слишком мало. Они в основном готовят священников и, как правило, не признаются на государственном уровне. В Украине — ситуация особая. В стране существуют некоторые церковные школы, основанные родителями или группами мирян, которые государство признает. Если эти миряне являются христианами- католиками, то можно говорить в определенном смысле о католических школах. Кроме того, ведется диалог между представителями государства и церквей о признании теологии как университетской дисциплины. Такое признание уже существует в Российской Федерации и Беларуси. Украина также находится на хорошем пути. В апреле 2002 года министр образования и науки Украины подписал декрет, предусматривающий введение теологии как специализации при изучении курса философии в учебные программы высших учебных заведений. Одновременно была создана комиссия по изучению способа воплощения этого решения в жизнь. Что касается преподавания религии в некоторых регионах Украины, в первую очередь, в западной части, то там уже несколько лет преподается христианская этика, и вроде бы с неплохими результатами. Относительно этого ведется диалог между представителями различных церквей и религиозных конфессий о включении этой дисциплины в качестве составляющей в учебные программы в государственных школах на всей территории Украины. Учитывая сложную религиозную ситуацию, отмеченную сосуществованием многих религиозных конфессий, среди которых целых три — православные, предлагается внеконфессиональное преподавание христианской этики. Эта идея достойна поддержки, поскольку она бы позволила многим юношам и девушкам открыть для себя корни и богатство национальной истории, тесно переплетенной с христианской концепцией жизни, как об этом свидетельствуют искусство, архитектура, традиция и, в целом, вся культура украинского народа. Со своей стороны, Католическая церковь, имеющая большой опыт в этом плане, готова сделать свой специфический вклад в сферу воспитания также и в Украине путем введения католических школ, высших учебных заведений, преподавания христианской этики и с помощью других мер, которые будут полезны католикам, православным братьям и сестрам, а также другим людям доброй воли. В этом Католическая церковь ожидает сотрудничества с государством, которое должно изменить и адаптировать к требованиям времени существующее законодательство по этим вопросам, и, в целом, поддержки всего общества, как это происходит в других европейских странах с развитой демократией. Воплощение в жизнь этих проектов может принести большую пользу украинскому обществу. Оно бы стало весомым вкладом церкви и религиозных сообществ в дело укрепления семьи. Развитие воспитания на благо семьи является важным измерением сотрудничества между светской и церковной властью на благо всего общества.
http://www.day.kiev.ua/74234/