СССР и Московская патриархия: единая судьба...
Украина сейчас стала буквально ареной битвы, где борются лицемерная иллюзия так называемого «Русского мира» и современные гуманистические ценности.
РПЦ МП на сегодняшний день распростерлась по всему пост-советскому пространству и хочет сохранить позиции доминирующей конфессией в регионе. Имея свой центр в Москве Московская патриархия притязает на окормление всех православных на территории бывших республик Советского Союза.
Однако, краснознамённая «империя зла» вот уже 23 года как прекратила своё существование и отчаянные попытки Путина хоть как-то собрать 1/6 суши под десницей Кремля также потерпят сокрушительный крах.
Однако, взирая на перечень епархий, митрополий и экзархатов РПЦ МП мы вновь погружаемся в «воспоминания о прошлом», где из могил встают призраки старой «единой и неделимой» «Страны Советов», густо припудренные новоявленной идеологией «Русского мира» и пышной риторикой о «Святой Руси».
Казалось бы, когда на месте умершего Совка образовалось 15 суверенных государств, Церковь также должна была бы формировать новое содружество автокефальных Церквей, исходя из логики образования автокефалий на «пост-византийском» пространстве. Константинополская патриархия, хоть и не без мучений, породила несколько Православных Церквей в новообразованных странах в 20 веке. Константинополь даровал законное автокефальное бытие Болгарской, Румынской, Сербской, Польской, Албанской, Чехословацкой, Финской Православным Церквям в 20-40-х гг. 20 века. Получила автокефальное бытие также и Элладская Православная Церковь в силу непростых процессов внутреннего бытия Вселенской Патриархии.
Нечто подобное должно было бы произойти и в жизни РПЦ МП. После Беловежских соглашений и образования суверенных государств должны были бы появится новые автокефальные Церкви: Украинская, Белоруская, Молдовская, Российская, Балтийская (для стран Балтии), Среднеазиатская (Туркестанская?) Православные Церкви, Которые бы в своей миссии и развитии исходили бы из реалий бытия в собственных независимых государствах и регионах и вместо равнения на Москву формировали бы и развивали поместные центры православной традиции, поминая за богослужением собственных первоиерархов Киева, Минска, Кишенёва, Вильнюса и Ташкента.
Однако Москва выбрала другой путь... Московская патриархия стала неким призраком почившего СССР, сохраняя уже несуществующее единство (мы тут не говорим о духовном единстве во Христе, ибо оно есть у всех православных вне зависимости от юрисдикций и патриархатов, а о административном подчинении московскому первосвященнику, который является главой РПЦ и про ориентацию на кремлёвскую идеологию). Московская патриархия, будучи наследницей той церковной структуры, которая стала на путь сотрудничества со Сталином и безбожной антихристианской властью СССР, сохранила верность идеалам сталинского великодержавного шовинизма, любыми путями сохраняя и подкрепляя идею Москвы как «Третьего Рима» (которая не сработала в 1948-1949 гг. как ожидал Сталин) и позиционируя «Белокаменную» как единственно возможный законный центр Православия на пост-советском пространстве. Таким образом Московская патриархия стала проводником нео-имперских устремлений Кремля и локомотивом идеи «собирания земель» в рамках идеологического и гео-политического проекта «Русский мир». Как сказал известный автор Андрей Краев ещё лет 8 назад, у России на Украину осталось только два реальных рычага влияния — газовая труба и Церковь...
Сейчас мы в Украине с ужасом взираем на последствия этого влияния... Путинский «Русский мир», покалечивший 5 лет назад свободолюбивую Грузию сейчас терзает Украину. Через проповеди отдельных ревнителей «Русского мира» у нас взрощены полчища украиноненависников, которые находят духовное окормление в про-кремлёвских приходах и формируют так называемые «православные братства». Террористы мечут бомбы, стреляют и палят из пушек по украинским войскам, называясь «Православным воинством Донбасса». Действительно, они же верят проповедям своих пастырей... А пастыри в это время благословляют лидеров террористов, бегают в камуфляжах с автоматами, запускают бандитов, сепаратистов и грабителей приютится в своих храмах и монастырях. За единство «Русского мира» в Украине борются местные бандюки, ряженные казаки и чеченские головорезы плечём к плечу, молясь на иконы Путина...
Украина сейчас стала буквально ареной битвы, где борются лицемерная иллюзия так называемого «Русского мира» и современные гуманистические ценности, которые утверждают свободу человеческой личности, верховенство права и равенство для всех. Тут недобитый борется Совок, рядящийся в традицию и церковность и демократическое и свободное будущее нашего народа, которое укажет путь к общественной гармонии и порядку. И Церковь так или иначе втянута в это противостояние. И главное тут не поверить яростной пропаганде гопников-«традиционалистов», клянущих «гнилой» Запад и демократию...
В это время в Украине избирают, нового предстоятеля УПЦ МП, промосковские симпатии которого ни для кого не являются секретом... Зная владыку Онуфрия, можно определённо сказать, что никаких шагов в сторону автокефалии УПЦ МП делать не будет, диалог с другими православными деноминациями Украины, очевидно, заглохнет... Правление нового предстоятеля УПЦ МП, скорее всего, будет напоминать эпоху распада СССР. В нынешних украинских реалиях это будет торможение и стагнация. Путин и Гундяев и не помышляют освободить Украину из кровавых тисков «Русского мира» и потому, УПЦ МП, ориентирующаяся на Москву (и выступающая проводником идеологического влияния Кремля), увы, так и не сможет начать столь необходимые в нынешних условиях изменения, которые позволили бы ей переродится в действительно украинскую Церковь, которая не желает служить Кремлю и быть частью его бредовых нео-сталинистских планов. Таким образом мы видим как УПЦ МП идёт к неминуемому краху. Особенно пугающе звучат недавно озвученные сентенции нового главы УПЦ МП, когда он повторял уже приевшуюся с Советских времён песню о «моральном разложении Европы» и о опасности для Украины курса на вступление в ЕС... И это после «Евромайдана»!!!
Что ж, призрак СССР ещё живет и даже способен на активные действия. Украина в этом убедилась. Но реанимировать труп не удастся, новый Совок с двуглавым орлом на гербе не возможен, ибо это безумная затея! И тех, кто занимается гальванизаций трупа, латанием монстра Франкенштейна, ждёт плачевная судьба, распад и похмелье от мрачного навождения. Московская патриархия обречена на распад и расчлениение. И плоды этого распада уже давно видны, процесс автокефализации поместных Церквей неизбежен. Проблема в том, что в этой борьбе за «Русский мир» и «третий Рим» Православие теряет авторитет и для многих становится чужим и кажется неисправимым... Так кремлёвская церковная политика становится надгробием православной миссии и дискредитацией великой духовной традиции Православия в целом... прискорбно, что этого не хотят осознавать и принимать иерархи, которые вместо Христоцентричности избрали москвоцентризм и продолжают лелеять нео-имперские иллюзии, отгораживаясь от реалий современности псевдо-иконой «Русского мира»...
Владимир Вильде
Епископ Переяславский и Богуславский (Автокефальная Греческая Православная Церковь Америки и Канади), єкзарх Украині