„У нас с украинской национальностью ассоциируется свобода. А для баптистов свобода является большой ценностью”
Интервью с Григорием КОМЕНДАНТОМ, президентом Украинского Библейского Общества, недавним многолетним руководителем Всеукраинского союза объединений евангельских христиан-баптистов, о состоянии дел в баптистском братстве, проблемах и успехах
Недавно баптисты праздновали в Украине почти на государственном уровне 400-ю годовщину со дня рождения. В интервью РИСУ один из руководителей братства Григорий Комендант рассказал о проблемах Союза, новых вызовах и политических предпочтениях баптистов. Григорий Комендант — заметная фигура не только в украинском баптизме. Он был последним руководителем Всесоюзного объединения, занимал должности вице-президента Всемирного баптистского альянса (1995-2000 гг.), который до недавнего времени объединял почти всех баптистов мира, и президента Европейской баптистской федерации (2000-2002 гг.). Сегодня Г. Комендант возглавляет Украинское Библейское Общество и духовно-консультативный Совет ВСО ЕХБ.
— Какое место занимает украинский баптизм во всемирном баптистском братстве? Можно говорить, что украинское братство с каждым годом набирает в нем вес?
— Всеукраинский союз объединений евангельских христиан-баптистов действительно влиятельное и весомое объединение церквей в Украине и мире. Во времена независимости Украины это стало особенно ощутимо и видимо. В 1991 году было 900 церквей и около 90 тыс. верующих, а за годы независимости Союз ЕХБ увеличился почти до 3 тыс. церквей, насчитывающий около 200 тыс. верующих. Союз ЕХБ входит в состав Всемирного баптистского альянса и Европейской баптистской федерации.
Длительное время на территории Европы лидировали баптисты Великобритании. Но с 2002 года лидерами по количеству верующих стала Украина, а Британия передвинулась на второе место.
Но не только по количеству церквей определяется влиятельность. Наше Братство активно посылает миссионеров. Только в Россию поехали на «миссионерские» поля около 400 служителей. И это, конечно, усиливает роль украинского баптизма.
Когда украинцы начали выезжать за границу (Португалия, Италия, Испания и т.п.), то мы и там приступили к работе. Например, в Португалии открыто 17 групп-церквей. Некоторые из них еще существуют „под крышей” местных баптистских союзов. Но отдельно собираются отдельно несут служение. А некоторые из них стали уже самостоятельными, сформировались как диаспора. В Португалии мы уже успели открыть украинскую баптистскую семинарию.
Свобода и возможности, которые открылись с развалом советского режима, показали: тот, кто работает, «идет на передовую» — имеет успех. Принципы такого служения дают плод. Потому что Христос дал такое повеление (Мтф. 28:19-20). У нас каждый верующий — миссионер, поэтому мы идем и выполняем это поручение.
Важна также и личная жизнь. Баптисты проповедуют здоровый образ жизни, то есть борьбу с алкоголем, с курением и т.п. Это имеет положительный эффект, это понятная и простая форма евангелизации.
— Какие вызовы предстали перед современным украинским баптизмом?
— Я бы назвал несколько:
Первое, это не забывать прошлое. Когда мы в хорошем смысле вспоминаем прошлое, как Господь проводил нас в те тяжелые времена, как была видна Его верность. Мы должны это помнить, и доверие Богу должно быть на первом месте.
Второе, распространять эту информацию среди молодежи. Надо рассказывать, как было и что было, поощрять их к служению:
Пс. 77: 6-7
6 чтобы знал об этом грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям.
7 Возлагать надежду свою на Бога, и не забывать дел Божьих, и хранить заповеди Его.
Третье, не сбавлять темпов личного свидетельства. Массовая евангелизация уже отошла на второй план. Прошли 90-е годы, когда это было эффективно. Вызовы сегодняшнего дня — это личная евангелизация.
И, самое главное, это не только для баптистов, но и для всех христиан — жить в согласии, любви.
Тогда, когда мы, верующие, будем толерантно относиться к другим, то будем видеть в этом благословение: и Дух Божий будет работать и распространять любовь Божью.
— Украинские религиоведы называют одну из современных проблем, существующую внутри Союза, — борьба между „консерваторами” и „либералами”. Между теми, кто пережил советский режим, был переведен на положение маргиналов, и теми, кто хочет активно интегрироваться в общество, выйти из изоляции. Действительно для баптистов актуален конфликт поколений?
— Конечно, эта проблема является в некоторых местах. Но здесь нужен разумный баланс: нельзя ни в коем случае винить только одну сторону. Я выступаю от старшего поколения, или консервативного крыла.
Нужно использовать правильные методы, правильные подходы к молодежи. Так же и молодежи нужно понимать, что они не являются первооткрывателями. И баптизм, вера, имеют свою историю. Есть евангельские принципы, которые нельзя изменить ни при консерватизме, ни при либерализме. Это принципы святой праведной жизни. К этому призывает Христос, апостол Павел, Святое Евангелие. И поэтому, если молодежь будет обращать свои взоры только на вседозволенность, на широкие возможности и будет забывать здоровую святую жизнь, то не будет пользы. Я думаю, что есть одна цель — балансировать этот процес, помогать друг другу.
Самым большим консерватором, в конце концов, был Христос, но Он мог найти подход к учителю израилеву Никодиму, Он имел что сказать грешной женщине и молодому юноше. Находил подход к каждому сердцу. Роль руководителей, Братства, Церквей — находить здоровый разумный баланс.
— Во время «общеславянской конференции служителей» председатель молодежного комитета Российского союза ЕХБ Евгений Бахмутский сказал следующее: «И четвертая большая проблема молодежи — влияние других евангельских групп. Чаще всего, это негативное влияние. В основном, харизматическое влияние». То есть, сегодня существует угроза, что баптистская молодежь пополнит харизматические церкви?
— Думаю, что Евгений в этих вопросах уже немножко отстает. То, что он говорит, было актуально примерно в конце 90-х годов. Сейчас харизматизм уже занял свою нишу, утвердился и сбалансировался. Эта проблема существовала, но она идет на убыль. Она сегодня не имеет такого большого влияния.
А с другой стороны, надо не бояться и выстраивать диалог. Если мы беспокоимся о спасении грешников и понимаем, что харизматы заходят где-то слишком далеко, то через диалог можем остановить друг друга, помочь. Когда мы открыты, ищем не своего, а общего дела, то есть возможности поправить все к лучшему.
— Конференция, которая состоялась, называлась «общеславянской». Недавно в Украину приезжал Патриарх Кирилл и употреблял такие дефиниции, как «восточнославянская цивилизация» с определенным геополитическим и геокультурным содержанием. То, что баптисты приняли этот термин, случайность или наследие советского, панславистского влияния? И, вообще, как сегодня баптисты относятся к украинскому, национальному, к тем людям, которые боролись за независимость и к самой украинской независимости?
— Патриарх Кирилл не до конца знает украинскую нацию. Россию можно, скорее, называть славянско-азиатской — из-за ее территории и влияние. Украина в этом плане отличается как действительно славянская страна.
Это надо воспринимать в положительном смысле. Посему эта конференция имела в виду объединить славян, имеющих общие корни, национальные черты, общую тяжелую историю, которые сейчас разбросаны по вселенной. Многие украинцы находятся за пределами страны, поэтому здесь славянизм употребляется в более широком понимании.
Визит Кирилла помог украинцам понять, что Украина принадлежит украинцам. И даже те, кто находятся в Московском Патриархате, чувствуют себя украинцами. Я вижу в этом промысел Божий. Верю, что его визит не способствует большому поднятию духа православия, а будет работать больше на то, чтобы Украина имела свою независимую Церковь.
— Но возвращаемся к вопросу об отношении к украинскому, национальному. Увеличился ли у баптистов во времена независимости патриотический элемент?
— Однозначно увеличился. Это проявляется в нескольких примерах. Во-первых, баптисты раньше почти всегда проповедовали на русском языке, кроме Западной Украины. Сейчас ситуация изменилась — 50/50 в целом в Братстве, а может в сторону украинизации больше.
Это происходит потому, что дети идут в школу, хорошо изучают украинский язык. Поскольку дети у нас активные, происходит позитивное влияние как в церквях, так и в обществе.
Главное то, что у нас есть свобода, которой, к сожалению, нет в России, в Беларуси и в других странах. Этот фактор играет большую роль. У нас с украинской национальностью ассоциируется свобода. А для баптистов свобода является большой ценностью.
— Братство ведет большую работу с незащищенными слоями населения. А как вы работаете с бизнесменами, политиками, интеллигенцией? Имеет Братство соответствующие служения, чтобы налаживать диалог с элитой?
— Да, братство ведет работу с незащищенными слоями населения в различных направлениях и на разных уровнях. Об этом свидетельствует большое количество гуманитарной помощи, совершенной церквями на территории Украины.
Относительно сотрудничества с интеллигенцией, политиками, бизнесменами, это все проходит в разумном соотношении, помня главное, что наша цель — распространение Евангелия. Мы рады тому, что есть представители нашего братства как в Верховной Раде, так и в Правительстве на различных должностях.
— Греко-Католическая Церковь имеет своего интеллектуала-репрезентанта, философа Мирослава Мариновича, Православная Церковь Киевского Патриархата — искусствоведа Дмитрия Степовика. А есть подобные люди в составе Баптистской Церкви сегодня?
— Да, у нас есть такие известные богословы, историки, например: Санников Сергей, Юрий Решетников и другие. Хотя в 90-х годах наши верующие не имели возможности получить высшее образование.
— Вы говорили о проблемах с получением образования во времена СССР. А сейчас, как много ресурсов тратится в этом направлении, поощряете ли своих верующих к получению образования?
— Количество духовных образовательных заведений говорит само за себя. Всего 42 учреждения различного уровня, из них: 5 — семинарий, 2 — университета, 19 — колледжей, остальные — библейские школы. Когда мы их открывали, было много студентов, так как до сих пор не было таких возможностей. Мы активно поощряем наших служителей к духовному образованию. Наши люди также активно идут и в государственные учреждения.
— На конференции и во время концерта во Дворце «Украина» выступал Александр Турчинов. Можно утверждать, что он пользуется авторитетом в Братстве?
— Он имеет большой авторитет, но очень скромный человек и старается не использовать свой государственный статус для влияния в церковной жизни. Очень хороший проповедник. Мы рады, что он спасенный, сознательно верующий человек. И имеет большую должность.
— Следовательно, на президентских выборах баптисты будут голосовать за Юлию Владимировну?
— Я думаю, что баптисты — самые демократичные люди. Поэтому нельзя сказать, кого они будут поддерживать. Можно будет сказать, подойдя ближе к выборам. Но понятно, что мы поддерживаем демократические европейские ценности и за это будем молиться. Гарантировать мы можем только одно: евангельские христиане-баптисты будут активны на выборах.
— В следующем году, весной, состоятся выборы на пост президента Союза ЕХБ. В некоторых евангельских кругах утверждают, что вы готовитесь вернуться на эту должность.
— Я был председателем Союза три каденции. Конечно, я с радостью работал на этой должности и добровольно просился уйти, хотя согласно уставу мог оставаться. Мне хочется, чтобы больше работала молодежь.
У нас выбрана и работает номинационная комиссия. Мы очень взвешенно подходим к этому вопросу. У меня нет никаких причин отказываться, но и нет никакой необходимости говорить «да», потому что хочу содействовать молодым. Я всегда готов помогать им.
— Насколько сильно зависит стратегия развития баптистского братства от прихода того или иного человека?
— ВСО ЕХБ — целенаправленная, последовательная организация, которая имеет общую стратегию, поэтому вопросы могут касаться только тактики. Кто бы ни пришел, кардинальных изменений не будет.
Возможные изменения в отдельных направлениях. У каждого своя харизма, поэтому один может идти больше в одном направлении, другой — в другом. Но у нас руководство коллегиальное.
Тактика — да, может отличаться. Если раньше мы строили молитвенные дома, то теперь надо духовно строить. Было время, когда проводили широкие массовые евангелизации, теперь нужно больше обращать внимание на личное свидетельство.
Единственное наше желание — темпы развития не должны сбавляться. Сегодня надо быть чувствительным к тому, что происходит вокруг.
— Гипотетически, вы становитесь президентом Союза. На каких направлениях сосредоточили бы свое внимание?
— Очень важно в любой организации, тем более в духовной, чтобы ведущие люди или, как сейчас любят говорить — «команда», имели единство. В этом важнейшая сила. Когда мы будем едины, тогда проще исполнять великое поручение Иисуса Христа.
Беседовал Николай МАЛУХА,
Киев, 1 сентября 2009 года