Украина дала ответы Комиссии США по религиозной свободе относительно последней версии законопроекта № 8371 о запрете УПЦ МП

Украина дала ответы Комиссии США по религиозной свободе относительно последней версии законопроекта № 8371 о запрете УПЦ МП - фото 1
На имя посла Украины в США Оксаны Маркаровой 9 апреля 2024 года поступило официальное письмо к государству Украина от Комиссии США по международной религиозной свободе, в котором выражается обеспокоенность ситуацией, вызванной рассмотрением в Верховной Раде законопроекта № 8371.

Об этом 11 мая сообщила Релігія в Україні.

 

Что заинтересовало Комиссию?

Членов Комиссии (читай – Государственный департамент США) заинтересовала последняя версия законопроекта, которую ко второму чтению подготовил Комитет по гуманитарной и информационной политике. По мнению Комиссии, эти предложения «содержат несколько проблемных положений с негативными последствиями для свободы религии или убеждений». В частности речь шла о критериях аффилированности религиозных организаций с РПЦ, при наличии которых государство угрожает снимать нарушителей с реестра юридических лиц, а их имущество конфисковывать в государственный бюджет. Комиссия считает такие критерии «чрезмерно обременительными» и направленными «против религиозных общин, не требуя доказательств преступной деятельности».

Также членам Комиссии показалось несколько странным описание идеологии «русского мира», что дает основания государству в ручном режиме определять состав преступления его распространителей.

Комиссия просит Украину передать законопроект на рассмотрение Венецианской комиссии Совета Европы или Специального докладчика ООН по вопросам свободы религии и убеждений, «чтобы подтвердить соответствие законопроекта международному праву».

Было задано пять вопросов относительно того, будет ли объявлена уголовным преступлением деятельность для РПЦ, является ли криминалом деятельность религиозных организаций, признанных аффилированными с РПЦ, что будет с религиозными организациями (и их частным имуществом), которые признают духовный авторитет аффилированной РО, и как планируется криминализировать деятельность по распространению идеологии «русского мира».

То есть, речь фактически шла о том, что законопроект предлагает наказывать за деятельность, которая не была криминализирована и не будет таковой после принятия законопроекта. А значит, для международного права в основе наказания лежит не принцип децимации, а совершение преступления каждой конкретной организацией отдельно.

Что касается расплывчатости определения в законопроекте «русского мира», то, с одной стороны, Комиссия действительно права, а с другой, очевидно, что за рубежом до сих пор не понимают, в чем опасность этой идеологии – даже после скандала с Наказом Всемирного русского народного собора, который объявил Украине «священную войну». Приходится констатировать факт, что украинской стороне не удалось убедить международную бюрократию, которая занимается религиозными свободами, что «русский мир» заслуживает встать в один ряд с другими человеконенавистническими концепциями, от реализации которых было столько войн и жертв.

Ответ Украины

В свою очередь, украинская сторона на конец апреля подготовила развернутый ответ на этот запрос. Если коротко, то он сводится к тому, что на момент этой переписки предметно можно говорить только о той правительственной версии законопроекта, которая была принята в первом чтении и обнародована. А значит, за все более поздние наслоения, подготовленные Комитетом, отвечать нет оснований. А первоначальный законопроект не устанавливает уголовных или любых других санкций за религиозную деятельность.

Что касается РО, которые аффилированы или входят в структуру РПЦ, то «законопроектом предусматривается введение механизма контроля за деятельностью зарегистрированных в Украине (таких – ред.) религиозных организаций». Уголовными являются только та деятельность, которая угрожает национальной безопасности – в частности, распространение нарративов, изложенных в Наказе ВРНС. Но все равно деятельность таких организаций государство терпеть не будет и при первой возможности будет снимать с регистрации через суд. Да и вообще, «под аффилиацией законопроект понимает не духовную связь, а взаимоотношения организационного характера». А потому все, чего от УПЦ хочет государство, – разорвать с РПЦ организационную связь.

Относительно имущества, объясняет украинская сторона, все просто: избавляетесь от аффилированности – имущество никто не будет трогать. Не избавляетесь – в случае прекращения деятельности через суд имущество может перейти к государству.

Украинская сторона констатирует факт, что «правительственная редакция законопроекта не содержит упоминаний о „русском мире“».