«Украинское общество, выталкивая протестантский сегмент христианства на периферию, многое теряет»
Интервью с Ольгой СПИС, канд. филос. н., преподавателем кафедры общеобразовательных дисциплин Бориспольского института муниципального менеджмента про украинский баптизм в контексте празднования его 400-летия
В последнее время украинские протестанты начали активнее заявлять о себе в обществе. Они уже хотят заниматься не только социальной деятельностью на уровне работы с неблагополучными. Новый рубеж — участие в принятии важных решений в государстве, представительство на наивысшем уровне во власти и, наконец, признание мощной силой страны. Однако в самом евангельском движении тоже не все спокойно — завершается процесс институализации, формирования учения, поиск собственной идентичности и места в обществе. Что ждет в будущем украинский протестантизм, РИСУ решила узнать у одного из ведущих религиоведов, специализирующихся на этой христианской конфессии, Ольги СПИС.
— Недавно праздновалось 400-летие баптизма. Масштаб мероприятий свидетельствует о том, что баптисты и протестанты в целом хотят легализации своей деноминации и выхода на новый уровень презентабельности и влияния в обществе.
— Масштабные празднования 400-летия баптизма, в которых активно задействован и отечественный баптизм, свидетельствуют о том, что украинские баптисты в общемировом измерении играют важную роль, а на уровне отечественного христианства баптизм достиг высшего уровня институализации — воцерковления и на сегодня является наиболее многочисленной протестантской конфессией. 18 лет религиозной свободы были необычайно плодотворными для отечественных баптистов. Подтверждением тому являются фундаментально построенный корпус богословия, четкие организационные структуры, разветвленные миссионерские центры и наибольшая сеть учебных заведений разных типов и ступеней и, конечно же, активное социальное служение. Тот факт, что на праздновании были и обратились с приветствием Блаженнейший Любомир Гузар и епископ-помощник Виталий Скомаровский от римо-католиков, подтверждает — отношение других христианских церквей к протестантам изменилось. О готовности работать с традиционными протестантскими церквями в своих интервью говорит и Святейший Патриарх УПЦ КП Филарет.
Протестанты заявили о себе не только как о сторонниках толерантности и свободы, но и всем своим поведением — в межконфессиональных, церковно-государственных отношениях продемонстрировали, что такие ценности являются одними из приоритетных в их повседневной жизни.
— Вы упомянули активное социальное служение баптистов. А как они работают с элитой? Удается ли им наладить диалог и влиять на среду?
— Специальной программы, направленной на политическую сферу или интеллигенцию, в баптистских церквях нет. У них и в дальнейшем остается актуальным евангельский принцип равенства всех независимо от статуса.
Но учитывая присутствие верных баптистских церквей в разных сферах общества, можно говорить о постепенном обращении интеллигенции, бизнесменов и политиков.
Хотя это не целенаправленная деятельность, точнее, работа среди элиты баптистами воспринимается не как «элитарная», напротив, как обычный труд с определенным общественным срезом. Хотя тот факт, что баптисты по сравнению с 90-ми годами становятся более образованными, свидетельствует о том, что такая работа им сегодня дается лучше.
— То есть баптисты приступили к последовательному преодолению советского наследия — отсутствия образования у священства и мирян?
— Да, это целенаправленная политика. Ведь до горбачевских реформ в СССР не было ни одного протестантского учебного заведения. В новосозданных союзах катастрофически не хватало образованных людей, подготовленных богословских кадров. Баптисты основали сеть своих учебных учреждений — колледжей, семинарий, университетов. Параллельно создавались межконфессиональные учреждения.
И как результат — сегодня в этом вопросе произошли существенные подвижки. Украинские богословские учреждения, созданные баптистами, уже способны в определенной мере удовлетворить свои потребности и более того, выступить «донором» для других, так называемых эмигрантских, стран, и, конечно же, постсоветских, особенно России. Но нужда в богословски образованном руководстве еще есть, особенно она ощутима в селах, где из-за отсутствия подготовленных кадров на несколько сел приходится одна действующая церковь, это во-первых. Во-вторых, с открытием новых возможностей — освоением политического, экономического, культурного пространств — вопрос образования становится еще более острым и актуальным. Это уже требует образования не только лидеров, но и рядовых верующих. Потому баптисты акцентируют внимание на получении профессионального образования.
— Во время конференции служителей глава молодежного комитета Российского союза ЕХБ Евгений Бахмутский определили четыре проблемы баптистской молодежи, одна из них — негативное влияние других христианский общин, в частности, харизматиков.
— На самом деле харизматическое движение в 90-ые годы действительно создавало немало проблем для всей традиционной протестантской среды. Только выйдя из так называемой подпольной деятельности, протестанты столкнулись с целым рядом проблем, вызванных институализационным становлением в новых общественных условиях развития. Задачу усложняли харизматические проблемы — неевангельская доктрина процветания, вседозволенность в некоторых вопросах культа, а также прозелитизм с негативной окраской — отсутствием религиозной толерантности, проявлявшейся как обидная критика вероучения и практики других церквей, переходившая иногда в откровенное высмеивание.
Но спустя десятилетие эта проблема решается самими же харизматиками. Харизматические церкви сегодня проходят, а многие уже и прошли этап реверсии. То есть их учение трансформируется путем отклонения ряда так называемых «новых» доктрин и возвращением к тем, которые уже столетиями были выверены традиционными протестантскими церквями. Например, отказ от «теологии процветания». В этом учении остается только одна харизматическая церковь — «Посольство Божие». Из заявления епископов протестантских союзов (во время скандала вокруг «Кингс Кэпитал» и Сандея Аделаджи. — прим. РИСУ) мы видим, что уже сами харизматики не соглашаются и не желают сотрудничать с такой конфессией. Но следует уточнить, что протестантские лидеры подвергали критике не церковь, а учение «Посольства Божьего», что еще раз указывает на духовную зрелость.
Наверное, пришло время традиционным протестантам по-новому посмотреть на харизматическое движение, учитывая, что харизматики хотя и медленно, но становятся похожими на евангельских христиан.
— Но ведь сегодня все равно сохраняется тенденция пополнения других евангельских церквей за счет баптистской молодежи, которой уже тесно в рамках консервативных порядков и учения. Украинский (славянский в целом) баптизм не пережил модернизации. До сих пор там держатся за внешние формы — определенная одежда (платки, длинные юбки), консервативные формы проведения богослужения, форма поведения и т.д. …
— Смотря, что понимать под термином «модернизация». Одна из главных задач, решаемых всеми протестантами, и баптистами тоже, — быть актуальной церковью сегодня, то есть уметь ответить на вопросы верных в контексте этого времени, этой эпохи, этого общества, не утратив сути Евангелия. Поскольку молодежь быстро воспринимает нововведения и имеет большой заряд активности, вопросы изменений, безусловно, поднимаются именно молодежью. Это вопросы музыки в церкви, внешнего вида, отношения к общественной деятельности. Но молодежь со своими нуждами не отвергнута. Так, в одном из номеров «Евангельской нивы» известный и авторитетный ученый С. Санников, цитируя своих единоверцев из России, поднимает вопрос о пересмотре формы служения, где затяжное и тоскливое пение только отталкивает молодежь от церкви. Следовательно, такая проблема — модернизация культа — в самом деле существует, однако она постепенно решается.
Прослеживается ряд факторов, указывающих на то, что в отечественном баптизме на протяжении 20 лет религиозной свободы в стране происходили серьезные реформы. Это социально-демографические изменения общин, постоянная динамика роста, инновационные процессы в образовательной сфере, изменения в организационной структуре, формах служения, продиктованные нуждами времени, присутствие на общественно-политической арене и в международном религиозном пространстве. Но в Церкви не может быть много перемен, потому что это не политическая партия или какая-то общественная организация. Церковь основана на Божьих принципах, остающихся неизменными для любого времени. ВСО ЕХБ, как и другие протестантские сообщества — союзы, объединения — столкнулось с тем, что излишняя свобода и либерализм приводят к христианству номинальному. Пересматривая формы служения, отечественные баптисты остаются верными принципам: «Sola Scriptura» и «Sola Fide». В этом — их консерватизм. Такой подход — изменение формы при сохранении содержания — указывает на то, что отечественное евангельское движение, частью которого является баптизм, — не «культурное христианство» в стране.
— Религиоведы утверждают, что одна из проблем баптистов — слабое применение светских достижений (менеджмента, массовых коммуникаций и т.д.). Опять-таки, вспомним конференцию, где глава славянских церквей США Александр Сипко предостерегал церковь от проникновения психологии, менеджмента.
— Это тоже актуальная проблема. Среди баптистского руководства есть когорта, которая думает консервативно. И понять их позицию можно. Они предостерегают против секуляризации протестантского учения, одной из причин которой является введение светского менеджмента в церковь. Что касается вопроса массовых коммуникаций, то баптисты понимают, что вхождение в информационное поле — это серьезная возможность пропагандировать христианские ценности и возможность реагировать на общественные явления, с которыми церковь смириться не может.
Конкуренция в массмедийном пространстве требует предоставления достойной профессиональной альтернативы, с которой протестантам в силу объективных причин ранее не приходилось иметь дело. Осознавая этот серьезный вызов, баптисты значительное внимание уделяют решению этого вопроса — три года тому назад в ВСО ЕХБ был создан информационный отдел, при Киевском христианском университете открылся факультет журналистики. Они входят в Ассоциацию «Новомедиа». Так что в этом вопросе сдвиги есть и очень серьезные.
— Весной следующего года должны состояться выборы президента ВСО ЕХБ. Кто является претендентом на пост руководителем братства?
— В евангельских церквях есть традиция — выбирать руководителя на несколько сроков. У баптистов этот период определен двумя сроками. Можно ожидать, что Вячеслав Нестерук продолжит занимать свой пост. Но возможно и возвращение Григория Коменданта.
Независимо от того, кто возглавит Союз, перемены обязательно произойдут. Протестантская Церковь стремится быть актуальной Церковью. Сегодня перед всеми протестантами возникли вызовы — проблемы семьи (потеря семьей статуса как домашней церкви, все больше возникает трудностей в общении между супругами), духовные принципы в бизнесе, участие в политической жизни страны. Будущему руководителю придется искать на них ответ.
— В рейтингах влиятельных украинцев от духовенства представлены главы УПЦ КП, УПЦ(МП), УГКЦ. Но эксперты утверждают, что протестанты уже сегодня догнали православных по количеству общин. В дальнейшем можно ли говорить об усилении влияния протестантских церквей на украинское общество?
— К сожалению, украинцы до сих пор предубежденно относятся к протестантам. Большинство населения воспринимает их как сектантов. Хотя уже в начале прошлого века ряд признаков позволял считать их именно Церковью. Был сформирован доктринальный минимум, установлена одна форма устройства, открытость обществу, прослеживаемая в многовекторных социальных направленностях и рассматриваемая как неотъемлемая и модальная составляющая религиозного долга. Таким деятельным протестантизм остался и сейчас, несмотря на почти непрерывное время гонений, за исключением только одного, так называемого «золотого десятилетия», — 1917–1929 гг. Церковное протестантское руководство хочет найти оптимальную модель сотрудничества церкви с обществом и сегодня. Но многое будет зависеть от степени заинтересованности общества. Влияние любой общины на общество равнозначно тому, насколько общество ее, эту общину, готово принять. Считаю, что украинское общество, выталкивая протестантский сегмент христианства на периферию, многое теряет.
Но, в целом, отечественное протестантское движение, несмотря на сильную заинтересованность общества им, влияет на украинский социум. Это проявляется в двух направлениях — экстравертном и интравертном. Развитие именно экстравертного направления, то есть публичной деятельности, определяет не только готовность Церкви, но, как я уже сказала, и готовность общества. Второе направление — интравертное — это духовная трансформация общества через духовную трансформацию на индивидуальном уровне. То, на чем всегда был сфокусирован протестантизм, это во-первых. Во-вторых, значение невидимой молитвенной практики, сливающейся с молитвенными практиками христиан других Церквей, также определено влияет на развитие общественных событий, что измерить невозможно. Но это глубоко духовные понятия. Возвращаясь к первому направлению, стоит вспомнить и участие протестантов во всенародных мероприятиях, в частности в межцерковных молитвенных, приуроченных к государственным праздникам или общественно важным событиям, вхождение во Всеукраинский Совет Церквей, реализацию многих социальных проектов. Одной из наисложнейших форм, требующих огромных духовных ресурсов и материальных затрат, является реабилитационное служение для нарко- и алкозависимых. Известно, что ни один социальный институт не в состоянии справиться с этой проблемой. Это удается только церквям. И преимущественно церквям протестантским. А если быть еще более конкретными, то такое служение очень мощное у харизматиков и пятидесятников. В целом деятельность протестантов настолько многоплановая и масштабная, что собрать информацию о ней за два десятилетия нового функционирования не представляется возможным.
— Каких изменений в самом протестантском движении стоит ожидать в ближайшее время?
— Следующим этапом развития протестантизма в Украине будет обновленное духовное объединение. Протестанты никогда не враждовали между собой. Ярким примером может служить хотя бы выход пятидесятников и меннонитов из состава ВС ЕХБ в начале 90-х годов прошлого века, произошедший очень цивилизовано. Но отстаивания своих «конфессиональных» особенностей все же были более категоричными, точки соприкосновения были более редкими. В дальнейшем совместные мероприятия — молитвенные, социальные проекты — будут собирать все больше единомышленников, поскольку более выразительными, четкими и категоричными будут задачи мероприятий, требующих серьезного посвящения. Следовательно, новое качество объединения будет заключаться в общем духовном видении касательно масштабного, межконфессионального сотрудничества.
Эсхатологической учение, в 90-е годы несколько отошедшее на второй план, снова актуализируется во многих церквях различных конфессий. Это станет причиной пересмотра многими христианами-протестантами соотношения обыденной жизни и служения, что еще раз приведет многих протестантов к общему знаменателю.
Беседовал Николай МАЛУХА
Киев, 8 сентября 2009 года