Украинское Православие 2019 – итоги года
Для понимания событий уходящего года необходима небольшая ретроспекция. В 2018 г. Вселенский Патриархат отменил свое решение о временной передаче права рукополагать Киевских митрополитов Патриархам Московским в связи с отпадением в такой передаче необходимости, а также из-за несоблюдения Москвой ВСЕХ условий передачи. Главные условия: 1) Митрополиты Киевские, в первую очередь, должны поминать Патриархов Константинопольских (поскольку митрополия не выводилась из Вселенского Патриархата), и только на втором месте – Патриархов Московских (если они принимали участие в хиротонии митрополитов); 2) выборы митрополита должны совершаться духовенством и мирянами самой Киевской митрополии. Однако договоры с Москвой не стоят той бумаги, на которой они написаны: по мере расширения государственных границ Российская империя поглощала чужие епархии, митрополии (в том числе автокефальные) и даже целый патриархат, совершенно никого не спрашивая и начхав на каноны. Все это мотивировалось тем, что в едином государстве должна быть единая Церковь. Но каждый раз, когда Украина выходила из под прямого политического влияния Москвы, мы пытались восстановить и собственную, независимою от Москвы Церковь.
К третьей попытке построения украинской автокефалии Константинополь отнесся максимально серьезно и в строгом соответствии с канонами. Восстановив свою Киевскую митрополию, Вселенский престол предложил всем украинским архиереям войти в ее состав. УПЦ КП и УАПЦ влились в нее в полном составе, из РПЦвУ перешли только два архиерея. Однако, несмотря на формально численный перевес, РПЦвУ не только утратила статус единственной канонической Церкви в Украине, которым она так кичилась, она даже утратила статус канонической. Да, с епископами Московского Патриархата продолжают сослужить архиереи ряда Поместных Церквей, но не потому, что считают их каноническими украинскими архиереями, а лишь потому, что они получили канонические хиротонии. Это очень ясно показал митрополит Нигерийский Александр (Александрийский Патриархат) в письме, адресованном митрополиту РПЦвУ Агафангелу, пребывающему "в Одессе", а не "Одесскому" – ведь титул "Одесский" может быть только у канонического епископа из ПЦУ. Собственно, именно об этом предупреждал Патриарх Варфоломей Митрополита Онуфрия еще в прошлом году: если Митрополит не прибудет на Объединительный собор, он утрачивает в глазах Вселенского Православия титул "Митрополит Киевский".
Впрочем, если бы большинство иерархов РПЦвУ приняло участие в объединительном процессе, раскол в украинском Православии, искусственно поддерживаемый Москвой, был бы окончательно уврачеван.
Итак, с начала года в Украине параллельно существуют две Православных Церкви: ПЦУ – каноническая и автокефальная, и филиал РПЦ в Украине. Епископы последней считаются действительными, но не украинскими, а пребывающими в Украине.
Событие № 1 – Томос
Вероятно, вручение Томоса об автокефалии Православной Церкви Украины 5 января – ключевое событие не только уходящего года, но и последних ста лет, отделяющих нас от первой попытки получить автокефалию. Однако кремлевские пропагандисты тут же попытались объявить его "ненастоящим", сужающим права, превращающим украинскую Церковь в обычную митрополию Константинопольского Патриархата. Москва, как обычно, проецирует возможные собственные действия на других. Однако наш Томос вполне обычный.
Тут же следует отметить главный успех церковной Москвы. Башни Кремля сумели навязать практически всему православному миру собственный дискурс и убедить Предстоятелей Поместных Церквей, будто те могут принять или не принять решение Константинополя о даровании автокефалии. Для этого были внедрены такие термины как "всеправославный консенсус", "рецепция автокефалии"… Самое печальное заключается в том, что ряд богословов действительно начал размышлять в этой парадигме. Стоит ли напоминать, что ни в каких "рецепции" и "консенсусе" не было и речи в случае всех других автокефалий, дарованных в XIX-XX веках.
Получение автокефалии ПЦУ вселило надежду и в балканские Церкви: и митрополит Черногорский Михаил, и митрополит Македонской Православной Церкви Петр заявили, что ожидают Томосы для своих Церквей в ближайшем будущем.
Событие № 2 – "10 тезисов для ПЦУ"
В январе зародилась чрезвычайно важная инициатива снизу – движение "10 тезисов для ПЦУ", направленное на возвращение соборности, обновление приходской жизни, большего участия мирян в жизни Церкви… Голос этой инициативы был услышан: Митрополит Епифаний несколько раз встречался с руководителями инициативы, ее участники были включены в различные синодальный органы, приглашены преподавать в духовных учебных заведениях.
В этом важное отличие ПЦУ от РПЦвУ, где голос мирян не слышат, а все решения принимает только один человек, да и тот сидит не в Киеве, а в Москве.
Событие № 3 – попытка подкупа Грузинской Церкви
"Министр иностранных дел" РПЦ митрополит Иларион Алфеев пытался заблокировать признание ПЦУ Грузинской Православной Церковью. Достаточно цитаты: "Я не могу представить, что Грузинская Православная Церковь признает автокефалию Украинской Церкви, созданной Константинопольским Патриархатом... Есть молодые епископы, открыто или тайно призывающие Патриарха признать автокефалию Украины, но я уверен, что это не случится… Грузинская Православная Церковь занимает шестое место в православной иерархии, и мы поддерживаем ее. В наших диптихах она занимает шестое место. И сейчас, когда Патриарх Константинополя будет удален из диптиха, Грузия займет пятое место. Тогда как в диптихах Вселенского Патриархата Грузия на девятом месте, и никто не намерен это пересматривать".
Событие № 4 – иерархи РПЦвУ подпали под собственный запрет
Синод РПЦ запретил своим иерархам сослужить с константинопольскими еще 14 сентября 2018 г. Однако 13 февраля в болгарской Варне проходило торжественное богослужение, связанное с 50-летием митрополита Варненского и Великопреславского Иоанна. Помимо болгарских архиереев во главе с Патриархом Болгарским Неофитом присутствовал и ряд гостей: архиеп. Феодосий Томский (РумПЦ), митрополиты «Новых территорий» Эдесский Иоиль и Элассонский Харитон, архиепископ Люблинский и Холмский Авель (ПАПЦ), митрополит Антоний из Борисполя, управделами РПЦвУ, и епископ Диоклийский Мефодий (СПЦ).
Итак, митрополит Московского Патриархата в Украине Антоний (Паканич), а также сопровождавший его зампред Отдела внешних церковных связей, прот. Николай Данилевич, сослужили вместе с двумя митрополитами Константинопольского Патриархата. О том, что владыки Иоиль и Харитон являются архиереями именно Константинопольского Патриархата, указано на официальном сайте этой Церкви.
Таким образом, митрополит Антоний подпадает под запрет собственной Церкви. Однако сам себя запрещать он не будет. Остается констатировать, что, вместо того чтобы поступать по евангельскому принципу и давать однозначный ответ (Мф. 5:37), лукавые иерархи из Московского Патриархата начинают выдумывать отговорки. "Если же этого нет: то «да» станет – «нет», и «нет» – «да»; что ясно, что происходит от диавола, ибо когда он говорит ложь, он говорит от своего, и не стоит в истине", – поясняет позицию РПЦвУ святитель Григорий Палама.
Каноническое бездействие Москвы в отношении митрополита Антония свидетельствует лишь о ничтожности решения о прекращении евхаристического общения. Не только договоры с Москвой не стоят той бумаги, на которой они подписаны, – сами московские решения не стоят бумаги.
Событие № 5 – Филарет снова уходит в раскол
С самого начала митрополит/патриарх Филарет не был доволен действиями Константинополя ни в отношении объединительного Собора, ни Томоса. В мае он, наконец, не выдержал и сделал несколько публичных заявлений, а также провел свое собственное собрание, на которое прибыло еще несколько архиереев из России. Тем самым Филарет учинил новый раскол, который усугубил еще и рукоположением новых епископов.
Для ПЦУ уход Филарета означает только одно – очищение от весьма токсичного иерарха, который для многих Поместных Церквей был камнем преткновения.
Событие № 6 – Парад признаний ПЦУ
Как уже было сказано, главным достижением московской церковной дипломатии в отношении ПЦУ является навязывание Поместным Церквам собственного дискурса. Элладская Церковь выступила флагманом признания, в котором нет нужды. Синод этой Церкви подтвердил очевидное: право Матери-Церкви – Вселенской Патриархии – даровать автокефалию собственной части – Киевской митрополии. Тем самым греки заявили, что Митрополит Онуфрий и оставшиеся с ним под Москвой епископы фактически являются раскольниками. А потому клириков ЭПЦ за сослужение с РПЦвУ ожидают канонические прещения.
Следующим признавшим ПЦУ стал Александрийский Патриарх, за что гнев РПЦ пал на всю Африку.
Однако следует различать признания декларируемые (элладское и александрийское), и совершившиеся по факту прямо, т. е. сослужение епископов ПЦУ с архиереями прочих Поместных Церквей, или косвенно – участие в богослужениях, на которых возносилось имя Митрополита Киевского Епифания (Антиохийский и Болгарский патриархаты). На первые – прямые – весьма бурно реагировала Москва, разрывая общение с теми, кто заявил о своем признании ПЦУ. На вторые Москва предпочитает не реагировать вовсе.
Так, уже состоялось сослужение ПЦУ с Кипрской архиепископией и Православной Церковью Чешских земель и Словакии. Последний случай особенно примечателен, но не тем, что епископ этой Поместной Церкви сам приехал в Киев, а тем, что его Синод не предпринял в отношении "нарушителя" никаких санкций, показав, таким образом, что сослужить с ПЦУ можно.
Синод Польской Автокефальной Православной Церкви занял весьма двойственную позицию: он заявил, что поддерживает идею украинской автокефалии: "Польская Автокефальная Православная Церковь не против предоставления автокефалии Церкви в Украине на основании догматическо-канонических норм для целой Церкви, а не группы отступников-раскольников", но кто именно в Украине раскольники – не уточнил.
Как бы то ни было, процесс сослужения и налаживания официальных контактов с ПЦУ идет и затронул уже почти половину Поместных Церквей.
Событие № 7 – выстраивание "параллельного" православия
Обиженная на "греческие" Церкви Москва начала мстить: создавать на территории прочих Поместных Церквей "параллельные" приходы, полностью игнорирую принцип соблюдения канонической территории. Эти действия уже затронули Турцию (территорию Вселенского Патриархата), Грецию, Африку. Причем на Черном континенте прот. Всеволод Чаплин предполагает соучастие в этом даже частной военной компании: "В Африке есть на кого опереться – дружественные правительства, бизнес, ЧВК". Все это, естественно, ускоряет "самовыпиливание" Московского Патриархата из мирового Православия. Тем более, что Москву в ее самоизоляции не поддержала ни одна из Поместных Церквей.
"Коня подковывают, а жаба лапу подставляет" – по этому принципу РПЦвУ тоже участвует в создании "параллельного" православия. Так, по благословению митрополита Павла (Лебедя) был отрыт приход этой структуры в Канаде – на территории Поместной Православной Церкви Америки, получившей свой Томос от Московского Патриархата. Тем самым, находящаяся в Украине часть Московского Патриархата показала, что ни в грош не ставит ни сам этот Томос, ни того, что его выдал, ни того, кому он был выдан. Но это значит, что в рядах РПЦ необходимо признать либо расщепление сознания (у этого состояния есть красивое греческое название), либо что автокефалия ПЦА – изначально фейковая.
Чего ждать дальше
Уходящий год выделил два основных направления развития событий. Во-первых, это признание ПЦУ, сначала фактическое – через сослужение отдельных клириков, а потом и на уровне синодальных решений и сослужения Предстоятелей. Во-вторых, превращение РПЦ в мононацинальную, как, например, Армянская Апостольская Церковь, в которой есть два католикосата – Эчмиадзинский и Киликийский, и два Патриархата, параллельные аналогичным православным – Константинопольский и Иерусалимский, или Коптская Церковь с двумя патриархатами.
РПЦвУ будет заявлять о неких "гонениях", но в сравнении с тем, что испытывает Сербская Церковь в Черногории, рискующая потерять множество храмов, любые заявления о преследованиях Московского Патриархата в Украине могут вызвать лишь скептическую улыбку.
Анонсированная Патриархом Иерусалимским в Москве встреча Предстоятелей в Иордании без санкции Вселенского Патриарха превратится в некий междусобойчик, а если с санкцией – в "разбор полетов" Московского Патриархата, а это значит, что Кирилл Гундяев туда не поедет.