Умер составитель устава УПЦ (МП), который обязуют ее "сохранять каноническое единство с РПЦ» и запрещает автокефалию

24 мая в Выборге Ленинградской области РФ умер Иннокентий Павлов — бывший игумен РПЦ, кандидат богословия, продолжительное время работавший вместе с митрополитом (ныне патриархом) Кириллом (Гундяевым), когда тот возглавлял Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата.

Игумен Иннокентий известен как автор документа, легшего в основу нынешнего статуса УПЦ (МП), сообщает "Религия в Украине".

Умер составитель устава УПЦ (МП), который обязуют ее 'сохранять каноническое единство с РПЦ» и запрещает автокефалию - фото 51080

 

В 2008 г. Иннокентий Павлов опубликовал воспоминания о событиях 1990-1992 гг., в которых рассказал, как был привлечен главой ОВЦС РПЦ митрополитом Кириллом (Гундяевым) к составлению "томоса" (патриаршей грамоты) о самоуправлении УПЦ в составе РПЦ. В частности, он пишет:

"Первое моё касание к украинской тематике имело место в октябре 1990 г., когда во время "внеочередного" Архиерейского Собора РПЦ МП, проходившего в Даниловом монастыре, меня, в то время референта по богословским вопросам ОВЦС, вызвал к себе его председатель митрополит Кирилл, велев немедленно составлять Томос о предоставлении "самостоятельности и независимости в управлении" Украинской Православной Церкви, в которую тогда был преобразован Украинский экзархат РПЦ МП. Я, естественно, спросил, что имеется в виду – автономия, которая была дана УПЦ ещё Московским Священным Собором в 1918 г., или же всё-таки автокефалия, учитывая, что к ней есть мощное движение на Западе Украины, где находится большинство приходов УПЦ? На это мне было сказано, что этих слов в Томосе ни в коем случае не должно быть. Что ж, подумал я, дело явно не серьёзное. И предельно упростил свою задачу. Для этого я, взяв в Синодальной библиотеке подшивку "Журнала Московской патриархии" за 1970 г., нашёл Томос о предоставлении автономии Японской Православной Церкви, который просто переписал, даже несколько сократив, и, соответственно, заменив термин "автономия" на новоявленные "независимость и самостоятельность в управлении". Туда, кстати, вошло одно весьма важное положение, которое там так и осталось, чему я даже был несколько удивлён, а именно - о том, что Священный Синод УПЦ самостоятельно избирает и назначает правящих и викарных архиереев и учреждает епископские кафедры в пределах Украины. В условиях тысячелетней и многочисленной поместной Церкви (куда, кстати, более многочисленной, чем РПЦ МП на территории РСФСР) с развитой инфраструктурой это означало практическую автокефалию. Вот такой Томос затем и вручал Филарету (Денисенко), ставшему Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины, Патриарх Алексей II в историческом Софийском соборе во время своего первого (и до нынешнего июля последнего) визита в Киев 28 октября 1990 года".

Далее Иннокентий пишет, что собранный 1-3 ноября 1991 г. Поместный Собор УПЦ единогласно проголосовал за предложение "обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и епископату Русской Православной Церкви с просьбой даровать Украинской Православной Церкви полную каноническую самостоятельность, то есть автокефалию, поскольку провозгласить автокефалию может только высший орган Поместной Церкви в лице Собора епископов". Однако это, по мнению Иннокентия Павлова, было ошибкой, поскольку с таким обращением следовало бы обращаться к Вселенскому патриарху.

В результате, отмечает бывший сотрудник ОВЦС, РПЦ не дала автокефалию УПЦ. Сегодня УПЦ продолжает жить по упомянутому и подписанному патриархом Алексием ІІ документу (грамоте) как самоуправляемая часть РПЦ.

На этот документ опирается, в частности, современный устав УПЦ (МП). Согласно ему, УПЦ (МП) "является самоуправляемой частью Русской Православной Церкви" (раздел 1, п. 5), обязуется "сохранять... каноническое единство с Русской Православной Церковью", осуществлять "надзор за воплощением в жизнь решений Поместных Соборов Русской Православной Церкви" (раздел 2, п. 6), Собор епископов УПЦ (МП) "действует на основании... постановлений Поместных и Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви" (раздел 3, п. 5), избранный предстоятель УПЦ (МП) "представляется его Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси для получения Благословенной грамоты" (раздел 5, п. 16), "благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси" (раздел 5, п. 2), а его имя поминается "за богослужением... после имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси" (раздел 5, п. 5), сам же глава УПЦ (МП) "является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви" (раздел 5, п. 8).