УПЦ (МП) нарушает закон, не указывая в названии принадлежность к стране-агрессору, – эксперт
Украинская Православная Церковь (Московского Патриархата) нарушает Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», не указывая в своем названии принадлежность к стране-агрессору.
Об этом пишет религиозный обозреватель, соучредитель проекта «Церквариум» Татьяна Деркач в своей колонке на РИСУ, сообщает Укрінформ.
Как отмечает журналистка, закон о свободе совести и религиозных организациях «требует от религиозных организаций (религиозных объединений) указывать в своем названии структурную принадлежность к другой религиозной организации (объединению), руководящий центр которой расположен в стране-агрессоре». «Напоминание Министра о необходимости выполнения этой нормы не его личная прихоть. Или меняйте закон (со всеми социальными последствиями), или признавайте, что открыто призываете к правонарушению», – добавила она.
По словам Деркач, чтобы «законодательно избежать выполнения предписаний закона о переименовании, УПЦ (МП) выпросила в уставе РПЦ выделить для себя целый раздел, где было написано, что руководящий центр ее находится в Киеве. И вообще, в том же уставе РПЦ написано о полной самостоятельности и независимости УПЦ. Опять-таки, вынесем за скобки вопрос, а почему упоминание о «самостоятельной и независимой» УПЦ (МП) вписано в устав РПЦ».
Журналистка напоминает, что во избежание двусмысленностей, оценочных суждений и манипуляций, на выполнение переходных положений закона «специалистами Минкульта в январе 2019 года была подготовлена подробная религиоведческая экспертиза на основании изучения двух ключевых нормативных документов – Устава РПЦ и Устава об управлении УПЦ, которые, как известно, не могут противоречить принципам канонического подчинения и устройства внутри Церкви. Так, против законности проведения и выводов этой экспертизы поданы судебные иски.
«Но слово из песни не выкинешь, – отмечает Деркач. – Религиоведческая экспертиза почему-то оказалась виновной в том, что просто напомнила всем положения уставов обеих Церквей. Позволю себе немного официоза и цитат ради тех, кто не разбирается в украинских каноническо-законодательных хитросплетениях и чьим сознанием могут успешно манипулировать заинтересованные лица».
Автор подчеркивает, что Устав об управлении УПЦ четко указывает на вхождение УПЦ в состав РПЦ:
«Украинская Православная Церковь является самоуправляемой частью Русской (Российской) Православной Церкви» (п. 5 разд . I);
В Украинской Православной Церкви высшая власть принадлежит Собору УПЦ, в обязанности которого, в частности, входит:
• сохранение канонического единства Украинской Православной Церкви, а также ее канонического единства с Русской (Российской) Православной Церковью и со всеми поместными Православными Церквами;
• надзор за воплощением в жизнь решений поместных соборов Русской (Российской) Православной Церкви ( пп . б-в п. 6 разд . II).
Собор епископов УПЦ, что имеет всю полноту власти, действует на основании священных канонов Церкви, постановлений поместных и Архиерейских соборов Русской (Российской) Православной Церкви, а также сборов Украинской Православной Церкви (п. 5 разд . III)».
«Руководитель УПЦ, митрополит, избирается пожизненно епископатом Украинской Православной Церкви и благословляется святейшим Патриархом Московским и всей Руси. Митрополит Киевский и всей Украины является постоянным членом священного Синода Русской (Российской) Православной Церкви – руководящего органа этого религиозного объединения (п.1 розд.V)».
Деркач отмечает, что на вхождение УПЦ (Московского Патриархата) в состав РПЦ «указывает Устав РПЦ в разделе Х. Там очерчены права УПЦ в составе РПЦ, а также ограничения ее «самостоятельных» прав:
- статус УПЦ – какая-то непонятная «самоуправляемая Церковь с правами широкой автономии» (а не автокефалии, которая в православной традиции является синонимом реальной независимости);
- устав УПЦ утверждает предстоятель УПЦ и одобряет Патриарх Московский и всей Руси;
- Предстоятеля УПЦ благословляет Патриарх Московский и всей Руси;
- имя Предстоятеля УПЦ упоминается только после имени Патриарха Московского и всей Руси (это четкий и недвусмысленный признак канонической подчиненности);
- решение о создании епархий и определение ее территориальных границ утверждается Архиерейским собором РПЦ;
- архиереи УПЦ являются членами поместного и Архиерейского соборов РПЦ и принимают участие в их работе и в заседаниях священного Синода РПЦ;
- решения поместного и Архиерейского Соборов РПЦ являются обязательными для УПЦ;
- суд Архиерейского собора РПЦ является церковным судом высшей инстанции для УПЦ».
«Отдельные соборы, Синод и церковный суд в УПЦ (МП) – это прекрасно, но они не являются органами высшей инстанции для этой Церкви. Это как у субъектов Российской Федерации: законодательная дума Хабаровского края является постоянным высшим и единственным органом законодательной власти субъекта России, но это не означает его полной независимости от Кремля. Все эти аргументы находят полное подтверждение на официальном сайте РПЦ», – отмечает журналистка.
Напомним, Министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский в интервью РИСУ заявил, что было бы честно, если бы религиозные организации в своем названии указывали, к какому религиозному центру принадлежат.
Верховная Рада Украины на пленарном заседании 20 декабря 2018 года приняла в целом закон, который обязывает Украинскую Православную Церковь (Московского Патриархата) в своем названии отметить принадлежность к Русской Православной Церкви (РПЦ).
Полный текст Татьяны Деркач читайте здесь.