УПЦ МП пытается не допустить перехода приходов в ПЦУ на Закарпатье

20 января, 10:30
Общество
УПЦ МП пытается не допустить перехода приходов в ПЦУ на Закарпатье - фото 1
Проиграв суды, сторонники УПЦ МП просто прибегают к грубым действиям. Похожую тактику они годами использовали и в противостоянии с Мукачевской греко-католической епархией, когда просто не давали выполнять решения судов о передаче религиозных храмов другой стороне.

Александр Гаврош, писатель и журналист, в рубрике «Точка зрения» на сайте «Радио Свобода», проанализировав недавние события на Закарпатье с борьбой за храмы со стороны УПЦ МП, сделал вывод, что «Московская Церковь оказывается в оппозиции к доминирующему общественному мнению в области».

По его словам, показательно, что защищать московскую церковную ориентацию приезжают из других мест, в частности, скандально известный монах Венедикт Хромой, который выступает за Русинскую народную республику и вел прямую трансляцию из села Делового.

Напомним, в этом закарпатском селе в январе 2021 года были совершены поджоги у двух активистов местной общины Православной Церкви Украины (ПЦУ), которая накануне выиграла апелляционный суд на право пользования храмом Успения Пресвятой Богородицы. Однако УПЦ Московского Патриархата с этим не согласилась и стала устраивать всевозможные препятствия решению верующих. Судебная эпопея тянулась почти два года и наконец увенчалась решением в пользу поместной православной церкви.

В ответ оппоненты прибегли к силовому противостоянию, блокируя храм, а теперь уже и к прямым физическим акциям против активистов – куратора религиозной общины и казначея.

На своей странице в Фейсбуке отец Венедикт Хромой вывесил русинский сепаратистский флаг вместе с лозунгом о 75-летии «Великой победы».

«Такая несочетаемая смесь странная для закарпатца, ведь здешние сепаратисты, наоборот, считают освобождение Закарпатья в 1944 году «оккупацией». Но если учесть, что Хромой – фамилия не местная, а сам он окончил Петрушевскую школу на Черниговщине, как отмечает на своей фейсбучной странице, то чего удивляться, что он не разбирается в закарпатских тонкостях? Вот такие «активисты» и приезжают в Деловое, чтобы не дать общине поместной православной церкви зажить мирной религиозной жизнью», – пишет журналист.

По его словам, подобная ситуация и в селе Прыслип на Межгорщине, где тоже уже почти два года не дают воплотить решение местной общины о переходе в лоно ПЦУ, которое давно законно оформлено, включая право на храм и земельный участок.

«Проиграв суды, сторонники УПЦ МП просто прибегают к грубым действиям. Похожую тактику они годами использовали и в противостоянии с Мукачевской греко-католической епархией, когда просто не давали выполнять решения судов о передаче религиозных храмов другой стороне. И в этой ситуации представители государственной власти демонстрируют беспомощность в исполнении судебных решений. Ни исполнительная служба, ни полиция, ни прокуратура, ни местная власть не принимают никаких решений против нарушителей закона, благословляя своей бездеятельностью агрессивное беззаконие. Закарпатская власть традиционно потакает Московской Церкви, закрывая глаза на нарушения закона с ее стороны», – отмечает Александр Гаврош.

Он утверждает, что такими показательными силовыми действиями УПЦ Московского Патриархата удалось сдержать более массовый переход верующих в лоно ПЦУ. Но несмотря на видимый успех московского православия на Закарпатье, ситуация не такая однозначная. Процессы идут, говорит журналист.

По его словам, по статистике ОГА, в области действуют 663 православные общины московского подчинения и 94 – ПЦУ. И хотя разница существенная, обозначилась тенденция к постепенному росту Православной Церкви Украины. В частности, общины ПЦУ уже действуют почти во всех райцентрах и городах: в Ужгороде, Мукачево, Берегово, Виноградово, Иршаве, Хусте, Тячеве, Рахове, Перечине, Чопе. То есть, в крупнейших населенных пунктах Закарпатья уже есть альтернатива московскому православию, что, без сомнения, отбирает долю верующих, среди которых особенно много интеллигенции.

«Меняется сознание самих верующих. По опросам, большинство православных закарпатцев относят себя к ПЦУ, а не к УПЦ МП. Этот парадокс объясняется тем, что в церкви ходит меньшинство тех, кто называет себя верующими. Большинство закарпатцев проводит воскресенье у телевизора или гаджетов, а не в Божьем храме. По сути, Московская Церковь оказывается в оппозиции к доминирующему общественному мнению в области. Это приводит ко все большему ее скатыванию на маргинес, еще большей закрытости. Так, громким провалом увенчался поход в Ужгородский городской совет настоятеля крупнейшего православного собора Закарпатья Димитрия Сидора, который набрал аж 109 голосов в 120-тысячном городе. Дальнейшее религиозное дробление, рост количества религиозных общин и в то же время уменьшение верующих внутри них будут и в дальнейшем оставаться главной религиозной тенденцией на Закарпатье, что приведет к постепенной потере влияния на общество», – резюмирует Александр Гаврош.