В Институте религиозной свободы объяснили, верующие каких конфессий имеют право на альтернативную службу
Институт религиозной свободы подготовил юридическое разъяснение относительно перечня религиозных организаций, члены которых имеют право на альтернативную (невоенную) службу. Основанием для этого стал информационный запрос Управления социальной защиты населения Беляевской районной государственной администрации Одесской области по предоставлению разъяснения относительно религиозной организации Церкви евангельских христиан в духе апостолов г. Одесса.
Институт религиозной свободы подготовил юридическое разъяснение относительно перечня религиозных организаций, члены которых имеют право на альтернативную (невоенную) службу. Основанием для этого стал информационный запрос Управления социальной защиты населения Беляевской районной государственной администрации Одесской области по предоставлению разъяснения относительно религиозной организации Церкви евангельских христиан в духе апостолов г. Одесса.
«Согласно статье 12 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях», вероисповедная принадлежность религиозной общины определяется в ее уставе. В то же время, принимая во внимание название данной религиозной организации, можно сделать вывод, что эта религиозная организация относится именно к евангельским христианам. (Устав к рассмотрению не предоставлялся.) Обращаем ваше внимание, что упомянутый в вашем письме «Перечень религиозных организаций, вероучение которых не допускает пользоваться оружием», утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины № 2066 от 10.11.1999 г., может использоваться только как ориентир для органов исполнительной власти относительно перечня религиозных организаций, члены которых чаще всего пользуются правом на альтернативную (невоенную) службу. Однако этот Перечень не может использоваться, как основание для ограничения верующих других конфессий в их конституционном праве на замену воинского долга альтернативной (невоенной) службой, поскольку ни Конституцией Украины, ни Законом Украины «Об альтернативной (невоенной) службе» не предусмотрено такого основания для ограничения этого конституционного права верующих граждан. Такой правовой вывод можно сделать в связи с тем, что статья 92 Конституции Украины закрепляет, что "исключительно законами Украины определяются права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод", а в ч. 2 статьи 35 Конституции Украины указано, что право на свободу мировоззрения и вероисповедания, которое включает право на альтернативную (невоенную) службу, также "может быть ограничено законом", а не решением Кабинета Министров Украины или другого органа исполнительной власти.
Согласно ч. 4 статьи 35 Конституции Украины:
"В случае если выполнение воинского долга противоречит религиозным убеждениям гражданина, выполнение этого долга должно быть заменено альтернативной (невоенной) службой".
Конституция и законы Украины не ограничивают это право граждан на альтернативную (невоенную) службу в зависимости от их вероисповедания, членства в той или иной религиозной организации. Более того, применение такого рода ограничений органами исполнительной власти является неконституционным, поскольку статья 24 Конституции Украины определяет, что "не может быть привилегий или ограничений по признакам... религиозных и других убеждений".
При этом в статье 4 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» указано:
"Любое прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их отношения к религии... тянут за собой ответственность, установленную законом".
Учитывая указанное, Институт религиозной свободы считает, что наличие или отсутствие вероисповедания конкретной религиозной организации в «Перечне религиозных организаций, вероучение которых не допускает пользоваться оружием», утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины № 2066 от 10.11.1999 г., не является основанием для ограничения верующих граждан в их конституционном праве на замену воинского долга альтернативной (невоенной) службой, если выполнение воинского долга противоречит личным религиозным убеждениям гражданина. Поскольку в ч. 2 статьи 19 Конституции Украины определено, что "органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способами, предусмотренными Конституцией и законами Украины".
Принуждение граждан к воинской службе в случаях, когда их личные (в частности, религиозные) убеждения не позволяют им пользоваться оружием, является недопустимым посягательством на свободу совести человека, которая является основополагающим правом человека и защищается международным правом».