В УГКЦ проанализировали усилия периода патриаршества кардинала Любомира в деле единства христианских Церквей в Украине
Вопрос единства украинских христиан прозвучало еще в первой интронизационной речи кардинала Любомира 10 лет назад. Об этом в ходе вебинара УГКЦ по истории Церкви на тему «Блаженнейший Любомир Гузар о единстве христианских Церквей в Украине» рассказал директор Института истории Церкви Украинского католического университета о. д-р Андрей Михалейко.
Вопрос единства украинских христиан прозвучало еще в первой интронизационной речи кардинала Любомира 10 лет назад. Об этом в ходе вебинара УГКЦ по истории Церкви на тему «Блаженнейший Любомир Гузар о единстве христианских Церквей в Украине» рассказал директор Института истории Церкви Украинского католического университета о. д-р Андрей Михалейко.
«Жить в вере, помогать верующим и неверующим, чтобы мы все соединились в вере, чтобы наш народ, наша Церковь была тем большим другом в Иисусе Христе», – вспомнил автор вебинара слова владыки Любомира, произнесенные им в январе 2001 года во время Торжественной Архиерейской Литургии в Соборе Святого Юра во Львове.
Директор Института истории Церкви УКУ построил свой онлайн-семинар, посвященный вопросу единства христиан в Украине, на материалах проповедей и эпистолярных текстов, а также Синодальных Посланий, которые увидели свет во время правления Церковью кардиналом Любомиром.
Рассматривая экуменическое богословие Главы УГКЦ периода 2001-2011 годов, отец Андрей отметил, что его основными положениями являются осознание принадлежности к Киево-христианской традиции Владимирова крещения.
«Если вчитаться в предложения Блаженнейшего Любомира, то можно понять, что они являются более духовными и евангельскими», – подчеркнул автор вебинара. По мнению отца Андрея, на фоне современного состояния католическо-православного диалога экуменические идеи УГКЦ являются, несомненно, инновационными и свежими.
Осознать принадлежность к общему наследию Киево-христианской традиции Владимирова крещения в 2004 году призвало Послание «Один Божий народ в крае на Киевских горах». В этой работе Блаженнейшего Любомира прозвучала мысль о том, что ни одна из киевских церквей не является единой наследницей Киево-христианского наследия, и отвержение такого подхода лишь обостряет существующий антагонизм, напомнил директор Института истории Церкви УКУ.
Созвучную мысль также содержало Обращение Любомира к Предстоятелю Украинской Православной Церкви Владимиру, датированную 26 апреля 2008 года.
«Без сомнения, предложения Блаженнейшего Любомира и Синода УГКЦ являются революционными, так как предлагают выйти за узко конфессиональные рамки», – резюмировал отец Андрей Михалейко. По его мнению, к сопричастному единству, к которому стремится УГКЦ, должна привести инициатива от всех четырех киевских Церквей.
Отвечая на вопрос о диалоге с УПЦ КП, Директор Института истории Церкви отметил, что греко-католики пытаются на локальном уровне соблюдать добрые отношения с Киевским патриархатом и Предстоятелем этой Православной Церкви, однако на официальном уровне пока о единстве не идет.
По мнению отца-доктора Андрея Михалейко, помехой настоящему диалогу относительно единства киевских Церквей Владимирова крещения стоят нездоровый эксклюзивизм и узкоконфессиональное мышление. Автор вебинара отметил, что Блаженнейший Любомир сравнил эту ситуацию с колесом: «Мы как бы те, кто стоит по кругу, а в центре Христос. Если каждый из нас будет приближаться к Христу, то мы будем в единстве», – сказал духовный лидер греко-католиков.