Великий покаянный канон св. Андрея Критского
Одна из характерных особенностей богослужения Великого поста — чтение или пение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского. Для многих верующих этот канон — едва ли не единственное отличие великопостного времени от остального церковного года, ведь по субботам и воскресеньям во время Великого поста особенностей совсем мало, а из будничных служб среди верующих наиболее популярны дни, когда читается канон св. Андрея Критского.
Одна из характерных особенностей богослужения Великого поста — чтение или пение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского. Для многих верующих этот канон — едва ли не единственное отличие великопостного времени от остального церковного года, ведь по субботам и воскресеньям во время Великого поста особенностей совсем мало, а из будничных служб среди верующих наиболее популярны дни, когда читается канон св. Андрея Критского.
В практике Восточной Церкви этот канон прочитывается по частям на великом повечерии с понедельника по пятницу первой седмицы Великого поста, а на утрени четверга пятой седмицы — в день так называемого «Мариина стояния» — поется полностью. Каждый тропарь канона, согласно древней традиции, сопровождается тремя земными поклонами. При исполнении канона полностью число поклонов превышает 750.
Великий покаянный канон принадлежит перу святителя Андрея Критского (660-740) — византийского ритора и гимнографа. Именно этот святой ввел в византийский церковный обиход новый жанр — канон, вытеснивший постепенно популярный ранее кондак. Новый жанр оказался связан с девятью «библейскими песнями». Каждая из песней канона начинается ирмосом, представляющим собой «связку» между тематикой библейской песни и содержанием канона. Ирмос задает метрику и мелодию для тропарей канона, которые, собственно, раскрывают содержание. Тропари канона исполняются попеременно со стихами библейских песен. Чаще всего используется неполное число библейских песен: вторая песнь, как наиболее «скорбная», исполняется только в период Великого поста. Свт. Андрей был автором и совсем коротких канонов — всего из трех песней, так называемых «трипеснцев», легших в основу великопостного богослужебного сборника — Триоди постной.
Великий покаянный канон — наиболее известный шедевр святителя Андрея. Кроме того, перу святого принадлежат каноны на главные церковные праздники — Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение, Неделю ваий (Вербная), Пасху, Преображение, Рождество Богородицы, Зачатие св. Анны, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи и пр.; эти каноны печатаются в современной богослужебной минее. Написал св. Андрей и канон Пасхи, который вышел из богослужебного употребления.
А вот Великий покаянный канон, похоже, был задуман для келейного, а не богослужебного чтения. Некоторые предполагают, что писал этот канон св. Андрей незадолго до своей смерти. Вероятно, при этом Критский архипастырь вспоминал неприглядный случай из своей жизни: в 712 году святитель участвовал в церковном соборе, созванном императором Филиппиком для возобновления монофелитской ереси. На этом соборе св. Андрей вместе со святителем Германом, впоследствии патриархом Константинопольским, подписал документы, провозглашавшие анафему Шестому Вселенскому собору, то есть фактически стал на сторону монофелитства. Сведения об этом приводит историк Феофан Исповедник, скончавшийся в 817 году, и этот эпизод вошел в текст жития свт. Андрея.
Эпоха, в которую жил св. Андрей Критский, была сложной для Восточной Римской империи и ее Церкви. С конца V западная половина некогда единой империи уже находилась во власти варвар. В 614 году начала страдать и Византия: набеги персов на Палестину и Иерусалим привели к разграблению драгоценных для христиан святынь. Крест Господень попал в плен к язычникам. А в середине седьмого века началось решительное наступление Ислама. Христианская империя теряла все больше и больше территории. Кроме того, восточные области отторгались и от Церкви — вспыхнувший в пятом веке монофизитский раскол привел к отделению от «халкидонитов» значительных регионов на восточных рубежах империи. А при жизни св. Андрея Церковь уже терпела гонения от самих византийских императоров, ставших на сторону иконоборческой ереси. В эти смутные времена, когда не только будущее туманно, но и настоящее под угрозой, церковный народ охватывало глубокое покаянное чувство. Может быть, именно поэтому канон св. Андрея стал столь популярным? Текст Великого покаянного канона встречается уже в древнейших из сохранившихся до нашего времени рукописных Триодях — как славянских, так и греческих.
Греческая Триодь Х века (Sinait. gr. 734-735) помещает текст канона в четверг 5-й седмицы Великого поста, но не в составе дневного последования, а отдельно, предваряя его заголовком: «В тот же день седальны, поемые на Великий канон». Вероятно, это указывает, что канон еще недавно был введен в литургическое употребление и не закрепился в составе традиционных богослужений. В греческой Триоди XI века (Vatop. 315-949) канон Андрея Критского разделен на 5 частей для исполнения с понедельника по пятницу на 5-й седмице поста. Таким же образом, только без указания седмицы, канон поделен и в славянской Триоди XII-XIII вв. (РГАДА. Тип. 137). А еще одна Триодь XI века (Vat. 771) назначает временем исполнения канона 5-е воскресенье поста.
Всю библейскую историю св. Андрей сплетает с иносказаниями и делает ее иллюстрацией к нравственным рассуждениям. Первые семь с половиной песней канона посвящены преимущественно героям и событиям ветхозаветной истории, в середине восьмой песни подводится итог обращению к ветхозаветным образам: «Ветхаго Завета вся приведох ти, душе, к подобию», — и внимание песнописца переключается на новозаветные события. Каждый из добрых или злых персонажей библейской истории — череда праотец, патриархов, судей, царей, пророков, израильтян и их соседей — становится для св. Андрея поводом рассуждать о собственном греховном состоянии. Злые поступки дают повод размышлять о своих прегрешениях, а добрые — об отсутствии собственных добродетелей. Спастись, согласно св. Андрею, можно через удаление от пороков и страстей и подражание добродетелям святых. В противном случае нерадивый грешник обречен гореть в адском пламени, который есть не что иное, как пламя его собственных страстей.
Вместе с Великим каноном на 5-й седмице поста поются 16 тропарей «Блаженн», принадлежащих также перу св. Андрея Критского. В современной Триоди они печатаются на ряду после 6-й песни Великого канона. Кроме того, по 6-й песни печатается кондак «Душе моя, душе моя, востани, что спиши». Кондак этот написан знаменитым гимнографом преподобным Романом Сладкопевцем, и в первоначальном виде представлял собой развернутую поэму из 20-30 строф, заканчивающихся одним и тем же рефреном. Интересно, что полный текст этого кондака известен по единственной рукописи XI в. (Patm. 213, издан в серии Source Chretiennes, сборник 128). В этом кондаке прп. Роман развивает тему предательства Иуды и крестных страданий Спасителя, но в современном обиходе от всего кондака осталась лишь вводная строфа, задающая тему и метрику всему произведению.
Для того, чтобы ощутить «атмосферу» Великого поста как времени покаяния и обновления, стоит не пропустить совершенно особое богослужение на пятой седмице Великого поста — так называемое «Мариино стояние». Это утреня четверга 5-й седмицы, в приходской практике чаще всего ее служат в среду вечером. Кроме Великого покаянного канона, за этой службой читается житие преподобной Марии Египетской как пример действительного обращения от бездны греха к высотам праведности.