Владыка Богдан (Дзюрах): «Верим, что наш народ все-таки на выборах проявит мудрость и не продаст собственную свободу»
Секретарь Синода епископов владыка Богдан (Дзюрах) рассказал об итогах Синода УГКЦ в Канаде и о том, как Церковь пытаются использовать в предвыборной агитации…
— Владыка, на Синоде в Канаде продолжали говорить о роли мирянина в жизни Церкви. Насколько эффективно поработали пастыри с мирянами или, возможно, стоит изменить что-то в подходах этой работы?
— Да, главная тема нынешнего Синода в Канаде была посвящена роли мирянина в жизни и миссии Церкви. Эта тема была выбрана по двум причинам. С одной стороны, чтобы продолжить размышления целой Церкви над разными призваниями верующих в рамках единого христианского призвания (2009 год был посвящен в УГКЦ священническому призванию, а 2010 и 2011 – монашескому призванию). С другой стороны, тема роли мирян в жизни Церкви сама по себе заслуживает особого внимания, поскольку миряне составляют преобладающую часть народа Божьего и от их зрелости и активности зависит развитие Церкви и общества в целом.
По итогам Синода был принят целый ряд решений. Надеемся, наши пастыри совместно с мирянами смогут применить на практике пожелания Синодальных Отцов и активно включиться в реализацию упомянутых постановлений и решений, в частности на уровне приходов.
— Год мирянина продолжается уже более полугода. Можна ли говорить о прорыве?
— Пока что прорыва в работе с мирянами мы не наблюдаем. Однако мы этому не удивляемся, ведь не прошел еще год. С другой стороны, духовные плоды дозревают медленно и требуют длительной и системной работы, аскетического усилия человека в сотрудничестве с божественной благодатью.
На Синоде мы могли утвердить, что наши миряне чрезвычайно активны и открыты уже сейчас к большему привлечению к жизни прихода и Церкви в целом. У нас действительно очень хорошие миряне, готовые вместе с пастырями, иерархией Церкви к реализации ее миссии. Однако мы понимаем, что этих мирян необходимо соответственно готовить, помогать им развивать Божьи дары и таланты, которые могут послужить другим людям.
Конечно, в разных странах эта подготовка должна выглядеть по-разному, поэтому каждый епископ ответственен за свою епархию и за организацию работы с мирянами в пределах его церковной структуры.
— Какова специфика Украины в этом плане?
— Когда речь идет об Украине, видим несколько элементов… Во-первых, миряне присутствуют в Церкви, они открыты для проповеди Евангелия, тянутся к Богу и стремятся к более глубокой духовной жизни. Наше украинское общество в целом довольно религиозно. Но, в то же время, нельзя не отметить, что религиозность многих христиан в нашей стране основывается на традиции, на определенных внешних элементах, имеет ярко выраженный обрядовый характер, а что за этим следует – такая религиозность может быть поверхностной и непродолжительной. Чтобы укрепить задатки веры, которые носят в себе христиане в Украине, следует позаботиться об углублении их духовной жизни, жизни в Святом Духе. Именно на это должна быть направлена катехизация взрослых в нашей Церкви. Синод епископов призывает пастырей вместе с мирянами изучать Катехизм Украинской Греко-Католической Церкви, который мы недавно издали, и таким образом углублять знания смысла веры представителей среднего и старшего возраста в нашей Церкви. Также призываем к регулярному чтению Святого Писания, к участию в библейских кружках, ведь вера рождается из Слова Божьего и укрепляется через жизнь этим Словом. Другой задачей, стоящей перед нами в контексте воспитания мирян, является привлечение их к с каждым разом все более активной роли в жизни приходской общины, преодоление синдрома «прихожанина», когда роль мирянина в жизни Церкви сводится в сознании и в практике в лучшем случае к участию в воскресных и праздничных богослужениях. Миряне должны создавать молитвенные группы, братства, принимать ответственность за состояние приходской общины и за разные духовные и общественные инициативы, которые она реализовывает. Одним из таких участков, где таланты мирян должны особо проявиться, является благотворительная деятельность приходской общины. Эта деятельность не какое-то дополнение к литургийной жизни Церкви, она вытекает из самой природы Церкви как сообщества Христовых учеников, которое живет любовью Божьей и делится этой любовью с другими. Христос сказал: «Убогих всегда будете иметь возле себя». У Церкви должны быть открыты глаза на убогих, которые есть в ней и рядом с ней, и в меру своих возможностей оказывать им христианскую помощь. К этой деятельности Церкви должны быть привлечены как можно больше ее членов: каждый верующий может послужить ближнему каким-то даром, который получил от Бога – своей молитвой, своим вниманием, своим временем, словом утешения и конкретным делом милосердия.
— Вы сказали о людях среднего и старшего возраста, среди которых нужно проводить катехизацию… А что по поводу молодых, они лучше катехитически подкованы?
— С одной стороны, молодые люди находятся в лучшей ситуации, поскольку большинство из них сформировалось в условиях независимой Украины, когда уже была возможность преподать детям катехизацию. С другой – сегодняшняя молодежь сталкивается с разного рода угрозами со стороны мира, со стороны секуляризации… Поэтому в работе с молодежью стоит поддерживать все пастырские инициативы, которые до этих пор делались, используя одновременно современные технологии для распространения Евангелия. В частности, Синодальные Отцы поддержали создание «Единого молодежного пространства» в нашей Церкви, которое осуществляет Молодежная комиссия, применяя новейшие социальные сети. Много молодых людей использует социальные сети для общения между собой. «Единое молодежное пространство» будет способствовать сплочению молодых греко-католиков в Украине и за ее пределами для обмена опытом веры, для дискуссий на общественно-религиозные темы, для участия в разного рода харитативных акциях и т.п.
— Не кажется ли Вам, что для современного человека просто катехизации мало? Возможно, необходимо что-то еще?
— Когда мы говорим о катехизации, то имеем в виду не просто теоретическое изучение определенных истин веры, но передачу опыта веры, воспитания в тех евангельских истинах, которые проповедует Церковь и которые каждый ученик Христа воспринимает как свои. Дословно речь идет об «у-своении» или «при-своении» науки Евангелия, воплощении Евангелия в жизни верующего человека. В этом процессе катехизация – один из способов, но не единственный и не исключительный. В подборе этих способов все зависит от творческого подхода со стороны священника. Приход должен стать «естественным пространством», где рождается, возрастает и дозревает вера христианина. Вот почему мы сосредотачиваем нашу работу над углублением духовной жизни прихожан в свете программы «Живой приход – место встречи с живым Христом».
В свое время Блаженнейший Папа Иоанн Павел ІІ говорил, что современный мир больше нуждается в Святых, чем в Учителях. А его предшественник Павел VI, подчеркивая ключевое значение личного свидетельства веры, тоже отмечал: «Современный человек больше слушает свидетелей, чем учителей, а если и слушает учителей, то лишь потому, что они являются свидетелями». Поэтому не можем недооценивать личный пример пастырей и родителей в передаче веры младшему поколению. Первые ученики Христовы, глядя на то, как Иисус молится, просили Его: «Господи, научи нас молиться, как и Иоанн Креститель научил своих учеников». В другой раз, как осознавали слабость своей веры, обращались к Иисусу с подобной просьбой: «Господи, приумножь нашу веру». Именно об этом говорится в катехизации: помочь современному человеку встретить Христа, помочь осознать свои ограничения и направить к Иисусу слова просьбы и молитвы. Благодаря такому личному опыту встречи со Христом, будет возрастать вера человека. Все другое – только средства, а не цель.
— Мирянин – глобализация, глобализация – мирянин. Можно ли так же сказать о священнике?
— Глобализационные процессы не могут не затрагивать Церковь, ведь Церковь живет и действует в контексте определенной культуры и, с одной стороны, созидает ее, а с другой – ощущает на себе ее влияние. В этом контексте можно было бы привести слова автора Послания к Евреям, который так говорит о священниках: «…каждый архиерей взят из людей и поставлен для людей». Это означает, что наши священники не взяты из другой культуры, среды, а являются детьми своего времени, детьми своего общества. Поэтому те процессы, которыми живет общество, так или иначе, отражаются в жизни и деятельности нашего духовенства.
Это особенно касается новейших средств коммуникации. Их нельзя ни демонизировать, ни идеализировать. Как каждое человеческое творение, они несут в себе много возможностей, и одновременно много вызовов. И все это следует учитывать в пастырских подходах. Беря практически, благодаря информационным технологиям, человек нашего времени в один миг может быть связан с самыми отдаленными уголками планеты. Но в то же время, кажется, еще никогда человек не чувствовал себя таким одиноким и лишенным живого и непосредственного общения, как сегодня. Так, несмотря на все позитивы современных технологий, в частности, информационных, они никогда не заменят дара личной встречи и личного общения людей между собой. Священник должен учитывать это и, используя новейшие технологии, готовить почву для личной встречи ищущего человека с ним самим, с приходской общиной и, в конечном счете, с Господом Богом.
— Если говорить об Украине, то с украинскими мирянами кардинально что-то не работает, поскольку они выбирают ту власть, которую выбирают, дают взятки, в том числе на Западной Украине, где УГКЦ очень распространена…
— Такая ситуация требует экзамена совести от всех нас. Многие в Украине умеют давать красивые обещания (это в предвыборный период особенно ощутимо), громко что-то декларировать и озвучивать правильные лозунги. Но когда доходит до практики, все эти заявления и декларации лопаются, как мыльный пузырь. Нельзя сказать, что такое грустное положение вещей лишь отголосок коммунистического прошлого, когда больше всего лжи публиковалось в газете «Правда», и когда существовала непреодолимая пропасть между декларациями и действительностью. Часть ответственности за наши общественно-политические недуги несет каждый, кто создает это общество, в том числе и Церковь со всеми ее членами – иерархией, духовенством, мирянами. То, что на сегодня Церковь радуется чуть ли не самому большему уровню доверия украинского общества, заставляет нас искренне задуматься, почему в то же самое время наука Церкви, ее поучения и призывы так тяжело пробивают себе дорогу в повседневной жизни ее верующих и всего нашего общества в целом. Впрочем, хоть какой громкой не была бы проповедь со стороны Церкви, последнее слово всегда будет оставаться за человеком, за его свободным выбором: стать на сторону добра и правды, или и дальше ходить в темноте греха и беззакония. Здесь вспоминаются мне слова нашего славного земляка Данила Заболотного, который в одном из своих стихотворений констатировал: «В краю, де воля – голос правди, в краю неволі – все брехня: Там є багато тільки кривди, царить в законі розбійня». Что будет господствовать в нашей стране – голос правды или «розбійня» в конечном счете зависит от нас всех и от каждого в частности. Наше общество по-прежнему нуждается в глубоком обращении, очищении, в противном случае будем иметь те же проблемы, от которых страдаем сегодня: нечестных политиков, избирателей, готовых продавать свой голос, бессовестных и безответственных работников в разных сферах и т.п.
С другой стороны, я бы не хотел рисовать нашу украинскую действительность исключительно черно-белыми красками. К счастью, есть много носителей света и добра в нашем народе, которые показывают, что перемены не только возможны, они уже присутствуют. «Свет светит в темноте, и тьме не поглотить его», – говорит св.Иоанн Богослов в начале своего Евангелия. Наверно, еще не собралась «критическая масса» людей, которые являются представителями здоровых сил общества и способны предложить народу программу всеохватывающих реформ. Но, к счастью, такие люди уже есть и это во всех сферах общественного бытия. Они хорошо понимают евангельское послание Церкви, потому что оно совпадает с их идеалом служения родному народу, стремления для него добра и настоящего развития. Радует то, что такие люди, как правило, искренне верующие. А это означает, что Церковь обуславливает воспитание новых лидеров гражданского общества.
— Вы заговорили о нечестных политиках. На этих выборах много кандидатов в депутаты греко-католиков. И они позволяют себе самовольно использовать УГКЦ в предвыборной агитации, зная, что есть постановление Синода, запрещающее Церкви принимать участие в политических процессах…
— Это нас тревожит и огорчает. С одной стороны, за такими попытками использовать Церковь в предвыборной гонке кроется признание со стороны политиков авторитета и влияния, который имеет Церковь на людей. Но с другой – использование морального авторитета Церкви для собственных политических целей недостойно и не красит ни единого кандидата в депутаты, потому что выявляет глубокое непонимание с его стороны специфической роли Церкви в обществе. В действиях некоторых политических сил и отдельных политиков можно прочитать мессидж, что все в мире можно продать или купить. Но если сегодня кандидат в депутаты покупает голоса избирателей, то где гарантия, что завтра он не продаст и свой собственный голос и не сменит собственную политическую позицию? «Не может плохое дерево приносить хороший плод», – говорит Святое Писание. Кто раз неправдой прошел к власти, будет искушен снова и снова жить и действовать в неправде. Нужен ли нам такой состав будущего парламента?
Я убежден, если бы кандидаты имели что сказать людям, они бы не прибегали к таким недостойным приемам, как использование админресурса или злоупотребление авторитетом Церкви. Они бы просто приходили к людям, общались с ними искренне и открыто, отвечали на их вопросы, объясняли свою позицию и таким образом завоевывали бы себе доверие и голоса избирателей. Возможно это – идеал, но не недосягаемый. А пока что наши теперешние претенденты на депутатский мандат преимущественно прячутся за фотографиями на билбордах и за не всегда честными методами своих политтехнологов. И это не может не огорчать…
Хочется верить, что наш народ все-таки проявит мудрость и не продаст собственную свободу и собственное достоинство за несколько сотен гривен.
— Доходят ли до Вас какие-то конкретные сообщения о попытках втянуть Церковь на местах в избирательный процесс?
— Такая информация поступает и, к сожалению, она не одинока. Иногда священники не проявляют достаточно мудрости и решительности, чтобы показывать бесполезность таких попыток. Но бывают случаи, которые тоже не одиноки, когда кандидаты используют имя Церкви или ее представителей даже без ведома последних. Самый свежий пример поступил на днях со Львовщины. Там один кандидат в депутаты распространял листовки с сообщениями, что по его инициативе организовывается «экуменическое паломничество» к одному из наибольших паломнических центров в Галичине, и давал названия храмов, куда нужно обращаться, чтобы записаться на это паломничество. После проверки с нашей стороны оказалось, что священники указанного храма ничего не знают об этой «набожной инициативе» кандидата и сами были весьма удивлены, прочитав название своего храма в листовке. Отцы также заверили нас, что не собираются таким образом вести своих прихожан на это паломничество.
В Киеве на прошлой неделе расклеивали листовки с сообщением о встрече представителя одной из партий с избирателями. В этом сообщении не было бы ничего особенного или тревожного, ведь каждый кандидат и каждая партия, зарегистрированные ЦВК, имеют право организовывать предвыборные встречи с гражданами. Однако в листовке как место встречи этого кандидата указывался адрес нашего Патриаршего собора, и даже был упомянут по имени собор как ориентировочный пункт. Излишне говорить, что Церковь не имеет ничего общего с такими мероприятиями. Наоборот, мы расцениваем подобные шаги как минимум как провокацию, если не как чьи-то сознательные попытки «привязать» имя нашей Церкви к определенным политическим силам.
На Тернопольщине кандидат в депутаты опубликовал в своей газете победителей в разных номинациях, неизвестно кем и согласно какой процедуре установленных: так, слева и справа были фотографии церковных иерархов, а между ними кандидат поместил фото себя, хорошего… Не думаю, что наша Церковь или Владыки были очень рады этим «бумажным» победам, но сам кандидат, вероятно, решил, что это будет неплохим пиар-ходом для него… К сожалению, в который раз исполняются слова известной пословицы «Не все то золото, что блестит».
Избирателям можно только пожелать, чтобы не всегда верили своим глазам или ушам, когда встречаются с агитацией со стороны участников теперешней избирательной кампании, а наоборот, очень внимательно проверяли кандидатов, прежде чем доверить им право представлять себя и свой регион в парламенте. Епископы УГКЦ в своем Обращении по случаю начала избирательной кампании уже советовали избирателям задавать простые, но конкретные вопросы кандидатам и добиваться честного ответа от них: что хорошего ты уже сделал для народа? Добросовестно и честно ли до сих пор исполнял свои политические и профессиональные обязательства? И т.д.
— Планируете ли непосредственно перед выборами еще раз обратиться к вашим верующим и духовенству с новым Пастырским письмом?
— Время и обстоятельства покажут. Однако, пользуясь случаем, уже теперь хотел бы снова призвать всех наших верующих и пастырей: проявите максимум мудрости и расторопности, не продавайте свой голос и свою совесть за какую-то материальную подачку. Мы особо апеллируем к нашему духовенству и просим не заигрывать с нечестными на слово и дело кандидатами и политическими группами. Ничего хорошего из такого заигрывания не выйдет ни для Церкви, ни для общества. Лучше умножим наши молитвы, как Глава Церкви и призвал в своем Обращении, чтобы Божья милость и Божье благословение почили на нашем народе на этом непростом отрезке нашей истории.
Равно и политиков призываем удержаться от нечестных методов ведения предвыборной гонки и получения расположения сограждан. Покупая голоса, кандидаты в депутаты проявляют большое неуважение к собственному народу, трактуя его как товар, который можно купить, а следовательно, напрашивается логическое предположение, при первом случае и продать, предать. Так что не стоит удивляться, если тот, кто сегодня покупает голоса, завтра, уже пребывая в стенах парламента, предаст интересы народа и государства.
Каждый верующий должен бы помнить, какие трагические последствия вызвал один из апостолов Христа, который вел себя нечестно с деньгами и за тридцать серебряников продал своего Божественного Учителя. Поэтому не будем продавать за никчемный грош свою совесть и свою свободу, чтобы не становиться соучастниками в зле и не приумножать зло, которое и так притесняет нас со всех сторон. Лучше, попросив прощение у Господа за, возможно, до этих пор допущенные прегрешения, в день выборов примем решение по совести, такое, которое лучше всего будет служить общему благу украинского народа.
— Вы сказали, что у каждого из епископов своя задача, поскольку миряне УГКЦ – украинцы с разных континентов. Есть ли какая-то общая проблема у всех греко-католических мирян?
— Общая проблема, или лучше общая задача для всех: как лучше и вернее исполнять Божью волю. В этом кроется цель христианской жизни и секрет человеческого счастья. Другое дело, что обстоятельства, в которых верующие познают и совершают эту общую для всех задачу, бывают разными. Всюду бывают специфические благоприятные моменты, а также своеобразные препятствия в том, чтобы быть последовательным христианином. Так, за границей наши верующие должны учиться жить в новых для себя общественно-политических обстоятельствах. В условиях довольно развитых демократических принципов и правил бывает легче придерживаться определенных устоявшихся морально-этических норм: честности, ответственности в работе, уважения достоинства другого человека и пр. В то же время большим вызовом для духовной жизни наших верующих на Западе может быть секуляризм, культура потребительства и либеральная идеология.
В Украине, где общество остается в подавляющем своем большинстве довольно религиозным, где легче найти доступ к собственному храму, в то же время еще долго будет оставаться важной задачей преодоление последствий атеистического прошлого, преодоление пропасти между верой и повседневной жизнью, выработка навыков, присущих зрелому гражданскому обществу: готовность активно защищать свои права и свободы, солидаризируясь с другими и не прячась в свою «хату с краю», бережное отношение к окружающей среде, уважение общепринятых норм и правил, уважительное отношение к оппоненту, в конце концов, соблюдение элементарных правил дорожного движения…
— Что является основным признаком веры мирянина?
— Апостол Павел говорит, что спасает только «вера, действующая любовью», а в другом месте своих Посланий добавляет: «Если бы я имел веру, которая бы горы переставляла, но любви не имел, - я был бы ничем». Вера – это не какая-то декларация; чтобы называться верующим не хватит лишь сделать на себе знак креста или принять участие в богослужении. Вера должна проявиться в делах любви. Именно поэтому святой апостол Иаков говорит: «Вера без дел мертва»…
Беседовала Оксана Климончук