Впервые за 85 лет во Львове представили самую большую коллекцию иудаики
Еврейские древности XVII – начала ХХ веков представлены во Львовском музее этнографии на выставке «Реликвии еврейского мира Галичины». Последний раз эти предметы презентовали во Львове в 1933 году.
До Второй мировой войны большинство этих экспонатов принадлежало коллекционеру, юристу, этнографу Максимилиану Гольдштейну, который собирал памятки XVIII века. А спасти коллекцию в годы немецкой оккупации удалось благодаря известным украинским деятелям.
Более 400 экспонатов едва поместились в пяти залах Музея этнографии, сообщает Радио Свобода. Рассматривая предметы, посуду, одежду, фотографии, вышивки, графику, экслибрисы, подсвечники, украшения на молитвенных покрывалах, можно представить жизнь обычной еврейской семьи в Галичине в период ХVII – начала ХХ веков. Большинство деревянных, металлических изделий, а также изделий из ткани смастерили еврейские ремесленники. В каждой еврейской семье была посуда для праздника Песах. Среди них специальная тарелка для мацы и пасхальное блюдо.
«Фарфор, фаянс, бронза, серебро. Таких вещей в мире мало, есть единицы, кто сохранил что-то в частной коллекции. Когда евреи празднуют Песах, они всю посуду в доме закрывают и кладут на чердак, чтобы не пользоваться тем, чего касалось что-то квасное. Для Песаха нужны другие вещи, которые можно откошеровать, то есть сделать пригодными для использования на этот праздник. На посуде написано «Праздник Песах», «Счастливого праздника Песах». Здесь также на выставке есть уникальная вещь. Я такого нигде в мире не видел. Это могло родиться только в Галичине: бутылка, а в ней яйцо. Во-первых, интересно, как оно туда попало, а во-вторых, это еврейская писанка с текстом стихотворения «Гатиква» («Надежда»), а это гимн Израиля. Вот так загнать «надежду» в бутылку могли сделать в Галичине», – говорит соорганизатор выставки, профессор из Чикаго, исследователь еврейской культуры Йохаган Петровский-Штерн.
Максимилиан Гольдштейн еще в 1910 году вместе с друзьями хотел открыть еврейский музей во Львове. Но идее помешала Первая мировая война.
Только в 1934 году в городе появился такой музей, но он не основывался на коллекции Гольдштейна, который в 1935 году открыл частный музей. Во Львове до войны было два еврейских музея. А вот выставка экспонатов еврейской культуры состоялась во Львовском музее художественной промышленности в 1933 году. Тогда представили коллекции Максимилиана Гольдштейна, врача Марка Райхенштейна, а также были экспонаты из синагог Галичины.
30 августа 1941 года, во время немецкой оккупации, Максимилиан Гольдштейн, понимая опасность, передал Музею художественного промысла собственную коллекцию иудаики. А в декабре 1941 года Максимилиан Гольдштейн с женой Нусей-Фанни и младшей дочерью Иреной вынужден был переселиться в гетто. В 1942 году семья «пропала без вести», неизвестна и судьба старшей дочери Лилии. Есть предположение, что Гольдштейнов убили в гетто или в Яновском концлагере.
Коллекционер погиб, а его большая коллекция сохранилась благодаря известным львовским деятелям – Иллариону Свенцицкому, Ярославу Пастернаку, Александру Чоловскому, которые понимали ценность коллекции еврейского коллекционера Максимилиана Гольдштейна для следующих поколений.