„Время поста светло начнем, к подвигам духовным себя подготовив”
Интервью из протоиереем Украинской Православной Церкви Богданом ОГУЛЬЧАНСКИМ, секретарем Всеукраинского Православного педагогического общества, автором учебников по „Христианской этике в украинской культуре”, редактором сайта „Украинская христианская культура”
— Отче Богдан, православные христиане входят в Великий пост. Ни к одному другому посту Церковь так не готовится, как к этому. Почему так Церковь отмечает этот пост?
— Для христианина самым важным событием — как в истории человечества, так и в его личной жизни — является Воскресение нашего Спасителя Иисуса Христа. Чтобы почувствовать радость Пасхи, нужно (насколько это возможно) — прожить кусок своей жизни вместе с Господом. И пережить вместе с Ним также и телесный пост (поскольку Христос постился), и углубленную молитву, и быть рядом с Ним в Его крестных страданиях и, особенно, в Его Воскресении. Максим Исповедник писал, что тот, кто познает тайну креста (Христового), тот познает также суть всех вещей. А тот, кто постигнет еще более глубокую тайну воскресения, тот поймет конечную цель, ради которой Бог создал мир.
— Можно ли сказать, что для хорошего христианина пост является радостным событием, потому что дает повод больше задуматься о своей духовной жизни, призывает нас оторваться от будничных хлопот?
— Лучше всего ответить словами удивительной книги — Постной Триоди, — в которой собраны православные богослужебные песнопония Великого Поста:
«Время поста светло начнем, к подвигам духовным себя подготовив; очистим душу, очистим плоть, избегая с едой всякой страстности и наслаждаясь добродетелями духа; совершенствуясь в них любовью, сподобимся все созерцать всечестные страдания Христа Бога, и, духовно радуясь, Святую Пасху» (вечерняя Прощенного Воскресения, перевод с ц.-слав. прот. Б.О.)
— Как сегодня относится Православная Церковь к строгости соблюдения поста в плане еды при нынешних обстоятельствах? Не секрет, что многие пост воспринимает как своеобразную диету.
— Кто-то из мудрых отцов сказал: ограничение в еде не ради любви ко Христу не имеет никакого духовного смысла. Уставные требования, если не ошибаюсь, были кодифицированы в Палестине в VI-VII ст. Не всем под силу так в настоящий момент поститься (хотя, по собственным наблюдениям, в Церкви и в настоящее время немало людей, которые выдерживают пост согласно букве устава). Но главнее всего: когда одного священника спросили: можно ли потреблять елей (масло), он ответил: ешь елей, не ешь ли елей, главное — это не есть людей. Нужно быть внимательным к собственному внутреннему состоянию, чтобы избыточный пост не стал причиной раздражительности и потери сил на дела милосердия.
А из собственных наблюдений, отказ от еды животного происхождения делает чувство и мысли менее обремененными страстями, легче становится молиться. И даже бывает так, что после Пасхи (так же и после Рождества) и не хочется переходить на скоромную пищу.
— Время Великого поста богато на особенные богослужения. Расскажите о них и их особенности.
— Во время Великого Поста приходские (не монастырские) храмы переходят на чин богослужения, приближенный к монастырскому. Осуществляется весь полный цикл суточного богослужения (в монастырях он совершается целый год). В текстах богослужений много покаянных молитв, часто кладутся земные поклоны, в частности, с молитвой Ефрема Сирина, которая начинается со слов: «Господи и Владико живота моєго! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!» (ц.-сл.).
Песнопениям свойственны особенные растроганно-покаянные интонации. Следует заметить, что особенности великопостного богослужения можно почувствовать только в будни — в субботу и воскресенье и пост ослабляется, и богослужение такое же, как и в течение всего года.
— Великий пост начинается с покаяния и все его время христиане особенно активно приступают к исповеди. Растет ли из года в год количество тех, кто приступает к исповеди? Как, по вашему мнению, покаяние влияет на человека сегодня? Искренно ли оно?
— Дореволюционная традиция, которая перешла в советский период, — если ты ходишь в Церковь, то в Великий пост следует непременно исповедоваться и причаститься. К сожалению, следует признать, что эта традиция несколько формальна. Ненормально, если человек ходит достаточно часто на богослужения на протяжении года, а причащается лишь в Великий пост. В настоящий момент, когда в храмы пришло младшее поколение и священников, и мирян, мы видим, что большинство прихожан причащаются значительно чаще. Но есть и такие люди, которые считают себя православными, а своя обязанность как верных понимают так, что нужно исповедаться и причаститься именно в Великий пост. Таких людей также немало. Поэтому пост — это время, когда священникам нужно становиться не просто церковнослужителями, но и духовниками. Даже несколько слов, сказанных человеку, который не был год на исповеди, очень весомы, особенно, если священник поощрит его принимать участие в Таинствах чаще.
— В условиях общего кризиса люди особенно нуждаются в духовной поддержке. Что бы Вы посоветовали христианам: как более успешно использовать время поста для душевного укрепления и преодоления психологических стрессов?
— Причина общего кризиса — консюмеризм мировой цивилизации, о чем почти 2 тысячи лет назад сказал апостол Иоанн Богослов: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. По моему мнению, для каждого из нас важно, чтобы наша христианская вера проявлялась в доверии и в надежде: следует стараться, чтобы мое участие в ближнем вызывало у него доверие ко мне, а наша взаимная поддержка порождала у нас надежду. Обстоятельства нашей жизни делают актуальными «горизонтальные» связи между людьми. Спросим себя: кого я могу в это время поддержать — словом и делом? Дела милосердия, дела любви, — это есть самое важное проявление поста.
— Искренне благодарю за беседу!
Киев, 5 марта 2009 года