• Главная
  • „Время поста светло начнем, к подвигам духовным себя подготовив”...

„Время поста светло начнем, к подвигам духовным себя подготовив”

06.03.2009, 15:48
„Время поста светло начнем, к подвигам духовным себя подготовив” - фото 1
Интервью из протоиереем Украинской Православной Церкви Богданом ОГУЛЬЧАНСКИМ, секретарем Всеукраинского Православного педагогического общества

ohulchansiky.jpgИнтервью из протоиереем Украинской Православной Церкви Богданом ОГУЛЬЧАНСКИМ, секретарем Всеукраинского Православного педагогического общества, автором учебников по „Христианской этике в украинской культуре”, редактором сайта „Украинская христианская культура”

— Отче Богдан, православные христиане входят в Великий пост. Ни к одному другому посту Церковь так не готовится, как к этому. Почему так Церковь отмечает этот пост?

— Для христианина самым важным событием — как в истории человечества, так и в его личной жизни — является Воскресение нашего Спасителя Иисуса Христа. Чтобы почувствовать радость Пасхи, нужно (насколько это возможно) — прожить кусок своей жизни вместе с Господом. И пережить вместе с Ним также и телесный пост (поскольку Христос постился), и углубленную молитву, и быть рядом с Ним в Его крестных страданиях и, особенно, в Его Воскресении. Максим Исповедник писал, что тот, кто познает тайну креста (Христового), тот познает также суть всех вещей. А тот, кто постигнет еще более глубокую тайну воскресения, тот поймет конечную цель, ради которой Бог создал мир.

— Можно ли сказать, что для хорошего христианина пост является радостным событием, потому что дает повод больше задуматься о своей духовной жизни, призывает нас оторваться от будничных хлопот?

— Лучше всего ответить словами удивительной книги — Постной Триоди, — в которой собраны православные богослужебные песнопония Великого Поста:

«Время поста светло начнем, к подвигам духовным себя подготовив; очистим душу, очистим плоть, избегая с едой всякой страстности и наслаждаясь добродетелями духа; совершенствуясь в них любовью, сподобимся все созерцать всечестные страдания Христа Бога, и, духовно радуясь, Святую Пасху» (вечерняя Прощенного Воскресения, перевод с ц.-слав. прот. Б.О.)

— Как сегодня относится Православная Церковь к строгости соблюдения поста в плане еды при нынешних обстоятельствах? Не секрет, что многие пост воспринимает как своеобразную диету.

— Кто-то из мудрых отцов сказал: ограничение в еде не ради любви ко Христу не имеет никакого духовного смысла. Уставные требования, если не ошибаюсь, были кодифицированы в Палестине в VI-VII ст. Не всем под силу так в настоящий момент поститься (хотя, по собственным наблюдениям, в Церкви и в настоящее время немало людей, которые выдерживают пост согласно букве устава). Но главнее всего: когда одного священника спросили: можно ли потреблять елей (масло), он ответил: ешь елей, не ешь ли елей, главное — это не есть людей. Нужно быть внимательным к собственному внутреннему состоянию, чтобы избыточный пост не стал причиной раздражительности и потери сил на дела милосердия.

А из собственных наблюдений, отказ от еды животного происхождения делает чувство и мысли менее обремененными страстями, легче становится молиться. И даже бывает так, что после Пасхи (так же и после Рождества) и не хочется переходить на скоромную пищу.

— Время Великого поста богато на особенные богослужения. Расскажите о них и их особенности.

— Во время Великого Поста приходские (не монастырские) храмы переходят на чин богослужения, приближенный к монастырскому. Осуществляется весь полный цикл суточного богослужения (в монастырях он совершается целый год). В текстах богослужений много покаянных молитв, часто кладутся земные поклоны, в частности, с молитвой Ефрема Сирина, которая начинается со слов: «Господи и Владико живота моєго! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!» (ц.-сл.).

Песнопениям свойственны особенные растроганно-покаянные интонации. Следует заметить, что особенности великопостного богослужения можно почувствовать только в будни — в субботу и воскресенье и пост ослабляется, и богослужение такое же, как и в течение всего года.

— Великий пост начинается с покаяния и все его время христиане особенно активно приступают к исповеди. Растет ли из года в год количество тех, кто приступает к исповеди? Как, по вашему мнению, покаяние влияет на человека сегодня? Искренно ли оно?

— Дореволюционная традиция, которая перешла в советский период, — если ты ходишь в Церковь, то в Великий пост следует непременно исповедоваться и причаститься. К сожалению, следует признать, что эта традиция несколько формальна. Ненормально, если человек ходит достаточно часто на богослужения на протяжении года, а причащается лишь в Великий пост. В настоящий момент, когда в храмы пришло младшее поколение и священников, и мирян, мы видим, что большинство прихожан причащаются значительно чаще. Но есть и такие люди, которые считают себя православными, а своя обязанность как верных понимают так, что нужно исповедаться и причаститься именно в Великий пост. Таких людей также немало. Поэтому пост — это время, когда священникам нужно становиться не просто церковнослужителями, но и духовниками. Даже несколько слов, сказанных человеку, который не был год на исповеди, очень весомы, особенно, если священник поощрит его принимать участие в Таинствах чаще.

— В условиях общего кризиса люди особенно нуждаются в духовной поддержке. Что бы Вы посоветовали христианам: как более успешно использовать время поста для душевного укрепления и преодоления психологических стрессов?

— Причина общего кризиса — консюмеризм мировой цивилизации, о чем почти 2 тысячи лет назад сказал апостол Иоанн Богослов: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. По моему мнению, для каждого из нас важно, чтобы наша христианская вера проявлялась в доверии и в надежде: следует стараться, чтобы мое участие в ближнем вызывало у него доверие ко мне, а наша взаимная поддержка порождала у нас надежду. Обстоятельства нашей жизни делают актуальными «горизонтальные» связи между людьми. Спросим себя: кого я могу в это время поддержать — словом и делом? Дела милосердия, дела любви, — это есть самое важное проявление поста.

— Искренне благодарю за беседу!

Киев, 5 марта 2009 года