За время патриаршества владыки Любомира Церковь, которая в коммунистические десятилетия была «Церковью молчаливой», восстановила свой публичный пастырский голос – экперт
"Во время, когда Украине стремительно погружалась в карнавал власто- и сребролюбия, когда на арену вышел человек корысти, Господь послал нам начальником человека молитвы – homo orans Чтобы грех не стал непреложным законом нашей жизни, чтобы множилось число тех, кто будет молиться за этот добрый, но бесталанный народ", – так прокомментировал вице-ректор Украинского Католического Университета, президент Института религии и общества УКУ Мирослав Маринович миссию Патриарха Любомира (Гузара) на посту Главы УГКЦ.
"Во время, когда Украине стремительно погружалась в карнавал власто- и сребролюбия, когда на арену вышел человек корысти, Господь послал нам начальником человека молитвы – homo orans Чтобы грех не стал непреложным законом нашей жизни, чтобы множилось число тех, кто будет молиться за этот добрый, но бесталанный народ", – так прокомментировал вице-ректор Украинского Католического Университета, президент Института религии и общества УКУ Мирослав Маринович миссию Патриарха Любомира (Гузара) на посту Главы УГКЦ.
По его словам, на протяжении десятилетия патриаршества владыки Любомира Церковь далее восстанавливала свои традиционные структуры и развивала новые структурные звенья. Консолидировал свою работу Синод епископов, заработали тематические сессии Патриаршего Собора УГКЦ. Новое дыхание внесли в жизнь монашества ежегодные монашеские соборы и конференции под общим названием «Преображение в Господе». После оживленных соборных дискуссий активизировалось греко-католическое мирянство. Утвердилась всесторонняя и многоликая жизнь всей Церкви.
«За время патриаршества Кир Любомира Церковь, которая в предыдущие коммунистические десятилетия вынужденно была «Церковью молчаливой», наконец в полной мере восстановила свой публичный пастырский голос», – говорит Мирослав Маринович и отмечает, что Патриарху Любомиру приходилось совершать свое служение в обществе, в котором господствует большая мировоззренческая мешанина: государственные чиновники путают Церковь смиренную с Церковью послушной и «карманной», духовенство путает невмешательства в политику с покорностью греховным предержащим, а народ и государство, вместо того, чтобы быть партнерами в служении общему благу, расходятся по разные стороны антагонистических баррикад».
«В этом туманном мире фигура Патриарха Любомира – это символ еще не оцененной гармонии и «золотой середины». Потому что такие присущие ему правда, любовь и благочестие не являются ничьими политическими союзниками и не станут инструментами в ничьих руках. Они равноудалены от участников политического конфликта, зато приближены к каждому, кто испытывает некую нужду или полон муки страдания», – отмечает вице-ректор УКУ.
Он отмечает, что начиная с 2003 года, за время патриаршества Любомира Гузара начался процесс перенесения резиденции митрополита Киево-Галицкой митрополии Украинской Греко-Католической Церкви в Киев и строительства патриаршего собора, что открыло новую страницу в истории УГКЦ.
Мирослав Маринович не обошел вниманием и усилия Патриарха Любомира в вопросе признания патриаршего статуса УГКЦ, который пока остается не реализованным.
В определении самого владыки Любомира (Гузара), «Патриарший статус Церкви – это не только декрет Синода Епископов, подтвержденный признанием Святейшего Отца. Это прежде преображенная жизнь Божьего Народа, который осознает свои новые обязанности и ответственности». То есть, другими словами, судьба патриархата в действительности – в руках верующих и духовенства. И даже если на пути стоят аргументы политические или конфессиональные, ответ на них должен быть прежде всего духовным.
Мирослав Маринович, комментируя 10-летие патриаршества Любомира (Гузара), подчеркивает: «Не только греко-католики, но и немало других христиан Украина благодарны Патриарху Любомиру за верность пророчеству св. Андрея и за веру в то, что «новое сияние славы Божией ... может и должно излучаться из единой Киевской Церкви».
По словам М. Мариновича, кардинал Любомир предложил украинским христианам киевской традиции такой путь к единству, который не разрушает особенностей их благочестия и превращает исторически обусловленные различия в сокровищницу общего духовного опыта».