• Главная
  • Защитники религиозной свободы позитивно оценивают сотрудничество В. Ющенка с Всеукраинским Советом Церквей...

Защитники религиозной свободы позитивно оценивают сотрудничество В. Ющенка с Всеукраинским Советом Церквей

19.10.2005, 10:39
Защитники религиозной свободы позитивно оценивают сотрудничество В. Ющенка с Всеукраинским Советом Церквей - фото 1
Интервью с Петром ГАНУЛИЧЕМ, генеральным секретарем Украинской ассоциации религиозной свободы.

Hanulych.jpgИнтервью с Петром ГАНУЛИЧЕМ, генеральным секретарем Украинской ассоциации религиозной свободы.

— Расскажите, пожалуйста, про Украинскую ассоциацию религиозной свободы, когда она была создана и чем Вы занимаетесь?

— Украинская ассоциация религиозной свободы создана на учредительной конференции 25 апреля 2001 года. Инициатором ее создания была Международная ассоциация религиозной свободы, которая существует с 1891 года и имеет свое представительство, филиалы во многих странах мира. С 1991 года существуют ее филиалы в России. Они уже имели большой опыт, о котором я слышал, и о президенте Русского отделения ассоциации религиозной свободы Анатолии Анатольевиче Красикове и генеральном секретаре Викторе Петровиче Крушеницком. Мы с В П Крушенницьким в январе 2001года имели встречу с Виктором Дмитриевичем Бондаренко (председателем Держкомрелігій), и поделились планами о том, что хотим созвать учредительную конференцию в Киеве, пригласить представителей религиозных конфессий, научных кругов, разных общественных организаций, чтобы предложить создание такой ассоциации в Украине. Так вот, мы провели эту учредительную конференцию, на которой, в целом, все участники поддержали идею ее создания. Тогда был создан Совет Директоров УАРС, который является рабочим органом деятельности ассоциации между конференциями. Поддержал ее и Виктор Бондаренко, который даже заявил про свое желание войти в Совет Директоров. Так началась ее деятельность.

На учредительной конференции нами был предложен проект устава этой ассоциации, название, которое сначала звучало так: "Украинское отделение международной ассоциации религиозной свободы". Но когда Совет Директоров начал работать над уставом, было избрано другое название — "Украинская ассоциация религиозной свободы". Тем не менее, в своих документах мы заявили, что по своей деятельности мы являемся филиалом международной ассоциации. Генеральный секретарь международной ассоциации религиозной свободы Джон Грац признает нашу конференцию. Мы поддерживаем с ним контакты. В частности, на 15-17 декабря 2005 года мы пригласили его посетить Украину, на что Он дал согласие. Мы уже предварительно проработали план программы его трехдневного пребывания в Украине. Думаем, это тоже будет оказывать содействие популяризации деятельности /положительно влиять на повышение популярности этой ассоциации в Украине.

— Какие направления Вы определили основными в своей деятельности?

— Основные направления такие же, как и у международной ассоциации религиозной свободы, — это защита религиозных прав, свободы совести. Мы сформулировали основные положения, которые лучше всего обеспечивают свободу совести. Это, в частности, обособление государства от Церкви, непровозглашение любой конфессии или религии государственной, приоритетной. Определили такие направления деятельности, как проведение конференций, встреч представителей конфессий для того, чтобы обсуждать межконфессиональные отношения. Также мы имеем такое направление деятельности, как влияние на создание законов, которые касаются религиозных прав и государственно-конфессионных отношений. То есть, где только обсуждается этот вопрос, мы стараемся принимать участие и высказывать наше видение тех или других положений, законов, которые регулируют эти отношения.

— Скажите, пожалуйста, почему не в 1991 году как в России, а именно в 2001 году была создана ассоциация религиозной свободы? Была ли какая-то причина, что именно тогда возникла угроза для религиозной свободы, или просто это так сложилось? Возможно, тогда больше узнали об этой ассоциации?

— Я думаю, что это был просто этап развития демократии в Украине. Со времени получения независимости Украиной демократия развивалась. Это уже был почти 10-летний период истории независимой Украины. Мы узнали о деятельности этой ассоциации, мы видели все возможности регистрации этой деятельности. Каких-то особых угроз, специальных условий для инициирования создания этой ассоциации не было. Это было тихое, спокойное развитие демократии общественных организаций, как мы говорим, гражданского общества в Украине.

— Кто сейчас является членом ассоциации? Ваше членство существует на уровне конфессиональном , или туда могут входить просто отдельные лица?

— Коллективными членами Украинской ассоциации религиозной свободы объявило себя Всеукраинское объединение евангельских христиан-баптистов , объединение пятидесятников. Объявили себя участниками, а не коллективными членами, Украинская Греко-Католическая Церковь, Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата. В частности, в начале в Совет Директоров вошел о. Табачик, тогда секретарь УПЦ КП, который сначала принимал активное участие в ассоциации, потом он был переведен на другое место служения. Сейчас ассоциация от КП не имеет уполномоченного представительства. В учредительной конференции принимали участие представители иудейских организаций, мусульмане, кришнаиты. Также недавно вошли, как члены, Апостольская христианская церковь Украины, община Всемирной Чистой Религии г. Киева. От общественных и научных организаций вошли: Еленский Виктор Евгеньевич (был избран президентом ассоциации), Филипович Людмила Александровна, в учредительной конференции принимал участие Саган Александр Назарович.

Не все конфессии представлены в ассоциации, хотя мы открыты на это. И большинство из них , когда с ними общаешься, говорят, что поддерживают деятельность нашей ассоциации. Я так понимаю, что им просто не хватает кадров, которые были бы делегированы и были бы отпущены для работы в этой общественной организации. Но, в целом, они воспринимают /одобряют/ деятельность нашей ассоциации, так как мы стараемся не заострять межконфессиональных отношений, а углублять их , развивать, смягчать. И мы направляем конференции, встречи в областях, на уровне Украины в русло диалога, взаимопонимания, просто человеческого знакомства, так как когда люди знакомы на человеческих основах, то и конфессиональные отношения тогда строятся лучше.

— Возможно, те организации, которые не вошли, просто не ощущают потребности защищать религиозную свободу? Были ли такие случаи, когда Вам приходилось довольно остро реагировать на какие-то нарушения?

— Слава Богу, таких острых обращений не было. Были случаи, когда публиковались нападнические статьи, например, в Днепропетровске на отдельные общины харизматов. Нам были представлены документы, которые опровергали эту информацию. Конфликты решались на местном уровне , там не было какого-то государственного заказа. Это сводилось к уровню деятельности отдельных средств массовой информации.

У нас не было ни одного острого случая, хотя у нас была договоренность со Славянским правозащитным центром, в частности, такими известными адвокатами как Пчелинцев, Ляховский в России. Когда у нас была встреча с последним на уровне русской ассоциации религиозной свободы – я там был как представитель УАРС – он заявлял, что, если у нас есть такие грубые нарушения религиозных прав свободы совести, то он готов бесплатно вести дела по защите религиозных прав в Украине. Но таких прецедентов не было. Я знаю по нашей церкви Адвентистов седьмого дня, когда отдельных наших членов увольняли за то, что они не выходили в субботу на работу. Думаю, что это тот случай, когда можно возбудить уголовное дело и защищать. Я советовал нашим потерпевшим членам писать заявление, что мы даже возвратим им судебные издержки. Мы, как Церковь, хотим просто продемонстрировать, что мы не хотим с этим мириться, что мы хотим их защитить. Люди, наверное, разочаровавшиеся в советских судах, возможно, уже и в украинских, просто не хотели, отказывались. Поэтому мы ни разу не могли довести дело до суда.

— Итак, можно предположить, что даже такое дело, как адвокатура в религиозных делах, в Украине не является очень развитой, так как, фактически, судебных дел в этой сфере нет. Есть ли такие направления, которые сейчас в религиозной свободе требуют особого внимания?

— Я думаю, что такие направления есть. На последнем совещании Директоров УАРС мы подняли вопрос религиозного компонента в общеобразовательных школах Украины. Откровенно говоря, это является грубым нарушением религиозных прав родителей в Украине, то, что они не имеют права воспитывать детей в религиозном духе, как они бы этого хотели. Они не имеют права направить в конфессиональную религиозную школу, где, они будут уверены, их ребенка воспитают убежденным, скажем, греко-католиком или баптистом, или православным. К сожалению, родители в Украине не могут удовлетворить такого своего права. Поэтому мы на всех уровнях говорим об этом недостатке. Как и о нашем законе «О свободе совести и религиозных организациях», который не предоставляет право религиозным организациям создавать свои общеобразовательные учреждения.

Следующее, мы написали от лица Украинской ассоциации религиозной свободы специальное обращение в связи с разработкой программы преподавания христианской этики. В частности, мы заявляем, что введение в школу религиозного компонента, христианской этики является обеспечением религиозных прав родителей в воспитании детей. И, вчастности, мы ставили ударение на то, чтобы эта этика базировалась именно на библейской основе, чтобы там не было элементов культуры, которые внесли бы межконфессиональное напряжение. Ведь Библия считается святой книгой и для мусульман, и для иудеев, и для христиан, то есть почти для всех конфессий в Украине. Мы настаиваем на том, чтобы преподавание христианской этики велось на факультативной основе, чтобы буддисты или другие религиозные меньшинства имели возможность не учить того предмета, который их не устраивает. Это будет тоже защита их религиозных прав.

— Произошли реальные изменения именно относительно проблемы религиозной свободы после событий «Оранжевой революции»? Стало ли ее больше, или возможно, о ней больше говорят? Изменилось ли отношение к понятию религиозной свободы?

— Особых изменений мы, как верующие, не ощутили. Приятно то, что новый Президент открыто начал говорить о духовности, о религиозных компонентах в общеобразовательных учреждениях. Он сохранил такую структуру, которая оказывает содействие построению государственно-конфессионных отношений, как Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций. Когда был избран Президентом Виктор Ющенко, были разные слухи, в т.ч. от харизматических Церквей, относительно идеи создания духовного парламента, какого-либо симбиоза государства и Церкви. Они даже открыто заявляли, что ВСЦ им не нужен, он себя отжил, не оправдал всех ожиданий, так как был закрытым: из 120 конфессий туда вошло только 19. В какой-то мере они были правы, но то, что он сыграл положительную роль в развитии государственно-конфессиональных отношений, это безусловно. Но, наконец, Виктор Ющенко встречался с этим Советом, он сказал, что это будет консультативный орган для того, чтобы он мог советоваться как строить государственно-конфессиональные отношения. Это очень положительно, и мы надеемся, что это будет содействовать развитию религиозной свободы.

Конечно, много тех обещаний, которые давались в предвыборных заявлениях Виктором Ющенко, еще не выполнены. Это и обещания о том, что будет возвращено церковное имущество, забранное в историческом процессе Украины, и то, что тарифы на электричество и на газ для церквей не будут такими, какие имеют производственные структуры, и вопросы о налогообложение земли, предоставление участков под застройку молитвенных и культовых помещений. Мы ожидаем, что все это осуществится.

— Будем надеяться.

Разговаривал Тарас АНТОШЕВСКИЙ,
Киев, 7 октября 2005 года