«Желаю настоящей небесной радости, исходящей из Пасхи!»

23.04.2011, 00:03
Греко-католик как гражданин Украины — это тот, кто является украинцем... Это я осмыслил в диаспоре. Украинская идентичность нашей Церкви всегда была для нас благословенной, в то же время — определенным вызовом.

Сразу после своих визитов в Ватикан и Аргентину глава УГКЦ Блаженнейший Святослав (Шевчук) ответил на вопросы «Дня».

— Изменяется ли для вас с возрастом переживание Пасхи?

— Конечно. Для меня Пасха всегда была связана с большой радостью. И эта радость даже наблюдалась многими людьми со стороны. Например, когда я встречался с римо-католиками в Аргентине, они мне говорили: «Таких радостных лиц, как у украинцев, на Пасху мы никогда не видели». Сначала радовался по-юношески, потом пришло осознание на богословском уровне, что это не просто человеческая радость, а божественная, которая приходит от пасхального момента, когда воскресший Христос открывает человеку полноту жизни.

— Что такое сегодня быть греко-католиком, именно греко-католиком в Украине?

— В первую очередь, греко-католик — христианин. Христианин, родившийся или ставший им в Свято-Володимирском крещении. Поэтому мы говорим, что Украинская греко-католическая церковь — это церковь, хранящая эту традицию Киевского христианства. Возможно, эта традиция пока еще не до конца осознана... Греко-католик хранит эту традицию со вселенским христианством. Имею в виду сопричастие с наследником Апостола Петра — Папой.

Греко-католик как гражданин Украины — это тот, кто является украинцем... Это я осмыслил в диаспоре. Украинская идентичность нашей Церкви всегда была для нас благословенной, в то же время — определенным вызовом.

УГКЦ всегда проникалась сохранением самобытности нашего народа. В определенных моментах была чуть ли не единственным голосом, который говорил от имени презренного, униженного народа. Если мы вспомним весну народов в Австрийской империи 1848 года, то эта так называемая «Руська рада» во Львове, по большей части, состояла из священников. Опять же, были будителями этого народа в Галичине, где больше всего сохранилась наша Церковь.

УГКЦ сегодня в Украине имеет новую задачу — приобщиться к осмыслению украинской национальной идеи, осознать, каким сегодня должен быть украинский патриот, украинец, формирующий свою идентичность не в полемическом ключе, презирая кого-то, а сохраняя свое достоинство. Потому что украинская идентичность — это что-то, относящееся к утверждению достоинства нашего народа, украинца как такового.

Маленькая ремарка... Я наблюдал, что быть христианином и быть украинцем — это очень похоже, потому что быть христианином у многих считается быть отсталым. Так же под таким углом проецируется и образ украинца, мол, быть украинцем — быть человеком второго сорта. Поэтому иногда наблюдаем, что кто-то, когда хочет быть «современным», отрекается от своего украинства.

В Аргентине я наблюдал, насколько важно осознавать свою идентичность. Расскажу об одном примере... Для украинца садик вишневый вокруг дома — это часть его души. Говорят, что для украинца сад — это образ рая, куда он выходит, чтобы подумать, погулять, принять гостей. Когда наши волыняне приехали в провинцию Чако в Аргентине, они увидели, что местные жители не имеют около домов садиков. Приходит наш украинец к местному индейцу, и говорит: «Здесь у вас вишни растут?», «Нет», — отвечает. «А яблони?», «Нет, не растут», «А мандарины?», «Не растут», «А апельсины?», «Тоже нет». Украинец махнул рукой и говорит: «А я все равно посажу», «А-а, ну, если ты посадишь, то будут расти». Я бы сказал, что культура, потребность в труде у нашего народа, потребность песни, церковной жизни — это что-то, что относится к достоинству украинцев.

— Вы вспомнили о национальной идее, а что такое национализм в понимании украинца?

— Не хочу входить в исторический анализ украинского национализма. Это понятие я понимаю как любовь к своей родине. Если эту любовь представить в христианском ключе, как определенный императив, тогда эта идея будет позитивной. Если кто-то понимает «украинский национализм», как пренебрежение и унижение другой национальности, то я такой «украинский национализм» не разделяю. Поэтому для того, чтобы быть лучше понятными, нужно искать другое понятие, чтобы выразить то, что мы хотим сказать, не вызывая определенных негативных ассоциаций.

— Патриотизм?

— Да! Я себя считаю украинским патриотом и хочу им быть, и это не значит, что в таком случае я должен быть русофобом или человеком, который негативно относится к другим украинским соседям. Вовсе нет!

— Относительно любви к родной земле... Невероятно больно наблюдать, как наши же люди засоряют свою же землю, свой маленький уголок, где сами же и живут. Но поскольку государство как институт не работает в этом направлении, то не может ли Церковь взять на себя роль, скажем, хотя бы пропагандистскую, чтобы священник в церкви напоминал людям не сорить, что это и есть любовь к ближнему?

— У меня есть на этот вопрос очень конкретный ответ. Мы сейчас готовим к изданию катехизис нашей Церкви, где в «моральной части», за которую я был ответственен, есть отдельный раздел посвященный экологии. Более того, мы вводим понятие экологического греха в контексте ответственности человека за Божье творение. Возможно, это будет не столько пропагандистский, сколько вероучительный жест.

Кроме того, мы создали бюро УГКЦ по вопросам экологии.

— В последнее время наша восточная соседка агитирует Украину вступить в Таможенный союз. Какой ваш выбор как гражданина Украины: Зона свободной торговли и ЕС или Таможенный союз?

— Давайте не будем говорить, что Таможенный союз — это очередной случай подчинить Украину чужим интересам. Давайте скажем, что для Украины на сегодняшний день является выгодным: быть направленным к одному рынку, экономическому пространству или к другому. Я не хочу давать какие-либо советы нашему правительству, но, думаю, мы сегодня должны включиться в мировые экономические процессы, а не в региональные.

— Сейчас судят ребят из организации «Тризуб» за то, что они отпилили голову Сталину в Запорожье. Какое ваше личное отношение к такой борьбе с тоталитарными символами? Или, может быть, оправдан любой метод в этом плане?

— Относительно методов я не хочу комментировать. Есть моральное правило, что цель не оправдывает средства. Для меня было огромным разочарованием, что такого типа бюст вообще мог появиться на украинской земле. Если все сказали, что сталинизм был преступным режимом, то сегодня его почитать таким образом — просто издевательство над памятью миллионов жертв. Такие символы вредят не только нашему прошлому, но и настоящему, разрушают наше сознание.

— ВР приняла решение, чтобы праздновать День победы на государственном уровне с красным флагом, как символом победы. Как вы к этому относитесь?

— Думаю, такое решение удовлетворит какую-то часть общества, а другую, большую — оскорбит. В частности, именно тем, что такого типа символика связана с тоталитарными личностями. Как по мне, можно искать более здоровые решения, чтобы объединить украинское общество, никого не презирая. Празднуя победу над одним человеконенавистническим режимом, преподнося символику другого такого же, — думаю, неудачное решение.

— Как бы вы объяснили построение Россией «русского мира» в Украине? Вы как-то оправдываете русских, почему они хотят построить этот мир?

— Я очень тщательно следил за идеей формирования того «русского мира», в частности, для меня очень знаменательным является, что эту идею четко сформулировал патриарх Кирилл, выступая на съезде русских. Меня обеспокоила определенная подмена понятий... Если «русский мир» означает определенные культурные, церковные связи между Россией и русской диаспорой, то, считаю, это вполне нормально.

Также я считаю, что русские, проживающие на территории Украины, имеют право на существование в контексте «русского мира». Но когда этот «русский мир» перестает быть только «русским миром» и проецируется как определенное цивилизационное пространство, где украинцы должны быть обязательной, неотъемлемой его составляющей, то здесь уже возникает много вопросов. Например, никогда итальянцам (римлянам) не придет в голову строить сегодня «римский мир» и убеждать французов или испанцев, что они являются бывшими латинянами, потому и должны принадлежать к «римскому миру». Сказали бы, что это определенный анахронизм. Представьте себе, что какой-то уважаемый человек из Рима приехал в Португалию или Францию такое пропагандировать, то его бы просто высмеяли и больше бы не воспринимали всерьез.

Я уважаю стремление России сохранять свое единство в мире, но когда мне говорят, что я должен избавиться от своего украинства, потому что это идея австрийской идеологии и что украинской нации как таковой не существует, то я, мягко говоря, чувствую себя оскорбленным.

Поэтому, когда кто-то хочет строить какое-то свое сообщество, мы никогда не можем отрицать кого-то, кто есть рядом.

— О личных вкусах. Какое кино вы любите? Какую музыку слушаете?

— Я очень люблю исторические фильмы. Каждый раз, когда режиссер воспроизводит какие-то исторические события, мы по-новому их переживаем. А музыку люблю классическую и украинскую народную. Из классиков нравится Антонио Вивальди (он еще и был венецианским священником). Интересно слушать его «Четыре времени года», прогуливаясь по Венеции и видеть движение воды в венецианских каналах. Это что-то чрезвычайное! Также я очень люблю Моцарта. Иногда он мне помогал в моменты печали.

— А патриотические песни, «Лента за лентою»?..

— Ну, это часть нашего фольклора. Я на этом вырастал.

— Пожелайте что-нибудь нашим верующим к Пасхальным праздникам, пожалуйста.

— Желаю радости. Такой настоящей небесной радости, исходящей из Пасхи. Когда в жизни мы сталкиваемся с будничной реальностью, то чувствуем, что не владеем происходящими процессами. Это часто является причиной для разочарования, печали. А Пасхальная радость даст возможность увидеть все, чем мы живем, но в положительном ключе.

Беседовала Оксана КЛИМОНЧУК

"День", №72-73, 22 апреля 2011