Змеевка: мультиконфессиональная изюминка на Юге Украины

12.04.2016, 17:37
Змеевка: мультиконфессиональная изюминка на Юге Украины - фото 1
Село Змеевка (Бериславский р-н Херсонской области) относится к наистарейшим поселениям Таврийского края, имеющим богатую и интересную историю. Но нельзя сказать, что интересное было только в далеком прошлом.

Село Змеевка (Бериславский р-н Херсонской области) относится к наистарейшим поселениям Таврийского края, имеющим богатую и интересную историю. Но нельзя сказать, что интересное было только в далеком прошлом. Немного вспомним историю и посмотрим на то, как живет эта община сегодня.

Змеевка

В XVIII веке пустующие южные районы Украины решено было заселить колонистами из ряда европейских стран, пообещав предоставить им комфортные условия для проживания. Непосредственно этим вопросом, по указанию императрицы Екатерины II, занимался ее фаворит князь Григорий Потемкин. Так на месте известной нам сегодня Змеевки в 1782 году приехавшими с острова Даго шведами было организовано поселение Старошведское (швед. Gammalsvenskby). Шведы-лютеране добирались целый год, из выехавших полутора тысяч человек добрались только пятьсот, остальные умерли по дороге.

В начале XIX века (1806) сюда же приехали немцы из Саксонии, организовав целых три поселения: Шлягендорф, Мюльгаузендорф и Клостердорф. Приехавшие немцы были как католиками, так и протестантами, по этим же признакам они и поселились, каждый в своем поселке. Основными занятиями колонистов были земледелие и ловля рыбы из Днепра, на берегу которого располагались поселения.

В 1786 году, вместо существовавшей часовни, в Старошведском с подачи князя Потемкина была построена деревянная лютеранская церковь, а когда она сгорела, была возведена каменная кирха Иоанна Богослова, освященная в 1885 году. В 1929 году советская власть закрыла церковь, сначала превратив ее в клуб, а позже в химический склад. В этом же году все шведы покинули поселок, разъехавшись кто в Швецию, кто в Канаду. В 1930–31 годах в родные края вернулись 60 семей, поверив письмам, которые им слали из СССР другие шведы. Эти письма писались под диктовку НКВД, в них говорилось, как счастливо шведам живется в Советском Союзе, писали о кисельных берегах и молочных реках. Но приехавших встретило множество бед. Выжить в голод 33-го помог прибывший из Швеции пароход с продовольствием.

Архивная фото кирхи

Репрессии и чистки 30-х не прошли и мимо Старошведского. В 1937–38 гг. по сфабрикованному делу о «Шведской националистической контрреволюционной группе» было арестовано 18 шведов во главе с председателем колхоза Вальдемаром Утасом (его сделали главарем группы). Судьба этих людей до сих пор неизвестна, они были посмертно реабилитированы уже в независимой Украине.

Когда в 41-м эта территория оказалась под германской оккупацией, все проживавшие там шведы и немцы приняли немецкое гражданство, а в 43-м гитлеровцы, отступая, забрали их с собой в Германию. Но после победы, согласно международному договору, всех, имевших отношение к Советскому Союзу, возвращали на «родину». Судьба большинства репатриантов была предрешена, тем более таких. Их из Германии прямиком отправили в Коми АССР трудом приближать наступление коммунизма, где многие из них и умерли.

В 1947 году они принимали участие в строительстве фанерной фабрики, совместного советско-шведского проекта. Руководивший строительством шведский инженер однажды услышал, как рабочие разговаривают между собой по-шведски, и был сильно удивлен. Когда он узнал подробности, то принял деятельное участие в судьбах этих людей. Он сумев добиться возвращения их всех в родные поселения в Украине. Но вернулись они на пустое место и встретились с разного рода трудностями, включая голод.

После Второй мировой войны все четыре поселения были переименованы, чтобы ничем не напоминать об этнической принадлежности их жителей. Старошведское стало Вербовкой, Шлягендорф – Змеевкой. Мюльгаузендорф переименовали в Михайловку, а Клостердорф – в Костырку.

В 1951 году закрыли немецкую лютеранскую кирху и немецкий католический храм. В первом устроили химический склад, а второй приспособили под свинарник. В 70-х годах, в ночь на Рождество, католический храм развалился – рухнули и стены и потолок, погребя под собой всех животных. Житель села Степан Иосифович Сикора, работавший там сторожем, сегодня разменял 94-й год и является живым свидетелем того необычного события.

В 1951 году СССР и Польша обменялись участками территорий. По договору к Польше отошла часть Дрогобычской области площадью 480 кв. километров, к Союзу присоединили участок Люблинского воеводства аналогичной площадью. Люди, проживавшие на этих территориях, должны были остаться в границах своего государства, поэтому их расселили по некоторым районам Сталинской, Одесской, Николаевской областей, а также Нововоронцовскому и Бериславскому районам Херсонской области. В Змеевку переехало около 2500 украинцев-бойков (или подгорян) из сел Наново, Береги и Лодыно. И сегодня Змеевка имеет самую крупную общину бойков в Херсонской области.

После этого наплыва жителей все четыре разросшихся поселения были объединены в одно и село получило название Змеевка. Село на данный момент насчитывает около трех тысяч человек, 12 национальностей (на начало 90-х их было 17), и являет собой интересный для этнографов и социологов конгломерат культур.

Православный храм

На сегодняшний день в Змеевке есть три христианских храма: храм архистратига Михаила, принадлежащий Украинской Православной Церкви КП (в ней также имеют возможность проводить лютеранское богослужение для шведской общины иногда приезжающие из Швеции пасторы), кирха немецких лютеран и храм Украинской Греко-Католической Церкви с часовней (выстроены в средине 90-х).

Свято-Архангело Михайловская Церковь была отстроена на основе полуразваленной шведской лютеранской кирхи. Это было в памятном 1989 году. Средства для капитального ремонта собирались всем селом, затем инициативная группа обратилась в Херсон, в областную епархию Русской Православной Церкви с просьбой прислать к ним священником Александра Квитку, служившего на тот момент в городе Каховка (как показало время, их выбор был правильным на все сто процентов). Храм был освящен 21 ноября в день архангела Михаила.

6 июня 1990 года в Киеве проходил первый собор Украинской Автокефальной Православной Церкви, в работе которого Александр Квитка принял участие. В этом же году его приход при полной поддержке общины перешел под юрисдикцию УАПЦ. Это был первый приход УАПЦ на весь юг Украины (позже к о. Александру на консультации приезжали священники из других южных областей). Это событие освещалось кем только можно, включая Радио Свободу, так как действительно было неординарным. Надо помнить, что это был СССР, юг Украины, и это была не регистрация новой церкви, а переход из рядов РПЦ в неизвестную тут УАПЦ. И реакция была соответствующей. В Змеевку приезжали: секретарь Херсонской епархии РПЦ, благочинный, уполномоченные по делам религии (областной и районный) и другие ответственные лица. Но собравшийся возле храма народ не пустил ни тех, ни других.

о. Александр Квитка

Какое-то время государство отказывало в регистрации общины УАПЦ, пыталось всячески воздействовать на строптивого священника. Особенно сильное давление пришлось на короткое время ГКЧП (священника обещали арестовать). Но и после провозглашения независимости на местах при власти оставались те же люди, которые то ли по инерции, то ли от «чистого» сердца продолжали отказывать в регистрации. И только после прямого вмешательства Михаила Потебенько, бывшего на тот момент генеральным прокурором Украины, регистрацию предоставили (5 декабря 1991 года).

В 1992 году, когда произошло объединение УПЦ и части УАПЦ, приход архистратига Михаила оказался в рядах УПЦ КП, где и находится до сих пор. И до сих пор в нем служит митрофорный протоиерей Александр Квитка. Отец Александр, пройдя через многое, по-прежнему сохраняет оптимизм, не утратил сердце настоящего пастора и полон неподдельного христианского благочестия.

В 1998 году, в рамках своего визита в Херсонскую область, в Змеевку приезжал Патриарх Филарет. Кстати, Змеевка – единственный населенный пункт в Херсонской области (кроме областного центра), который тогда удостоился визита главы Церкви.

в 2008-м Змеевку посетил король Швеции Карл XVI Густав с женой Сильвией

А в 2008-м Змеевку посетил король Швеции Карл XVI Густав с женой Сильвией. Этому визиту местные радовались еще по одной причине – к приезду гостей на участок дороги от магистральной трассы до села был положен новый асфальт. К приезду короля по инициативе о. Александра Квитки, бывшего тогда депутатом сельского совета (в этой роли он пробыл 21 год), был убран памятник Ленину. Вот так, в 2007 году, задолго до Революции достоинства и объявленной после нее декомунизации, в южной глубинке началась эта самая декомунизация.

Во дворе храма архистратига Михаила 23 августа (в День державного прапора України) 2010 года был установлен первый на Херсонщине украинский военный мемориал «Борцям за волю України». На момент открытия мемориала в Змеевке проживало шестеро ветеранов УПА.

мемориал «Борцям за волю України»

Есть еще одна интересная особенность, связанная со Змеевкой. Шведская община, проживающая там, сохранила старошведский язык, который в самой Швеции давно не используется. Они разговаривают, поют, молятся на старом языке, и это делает Змеевку уникальной, так как, по словам шведских ученых, нигде в мире шведы больше не говорят на этом языке. Поэтому периодически в Змеевке появляется очередной лингвист, филолог, исследователь старины или обычный турист из Швеции.

Таково славное прошлое и интересное настоящее одного из поселений, расположенных на живописном берегу Днепра…

Виктор МАНЖУЛ