За годы независимости в Украине сгорело около 200 деревянных церквей. Они выдержали войны и антирелигиозные кампании, но не пережили тяги украинцев к евроремонтам
За годы независимости в Украине сгорело около 200 деревянных церквей. Они выдержали войны и антирелигиозные кампании, но не пережили тяги украинцев к евроремонтам
Десять лет назад, 2 марта 2001 года, в Афганистане талибы взорвали статуи Будд. Они боролись со всем неисламским на территории своей страны. Но в Украине уникальные культовые сооружения исчезают отнюдь не в пылу религиозной борьбы. Разграбленные и изуродованные, большинство деревянных храмов остались брошенными или уничтоженными из-за банального желания прихожан посещать новые и просторные церкви. Храмы все чаще гибнут в огне. Причинами пожаров преимущественно становятся неполадки в электропитании. Но специалисты подчеркивают: всему виной – человеческая халатность или злой умысел. Еще одна причина – грибок и паразиты, уничтожающие бесхозные церкви. Не менее трагичны и последствия «реставраций», которые проводят прихожане во главе со священнослужителями: в храмах, которым не одна сотня лет, появляются пластиковые окна, церкви обшивают пластиковой же вагонкой, штукатурят или накрывают жестью. Нередки случаи, когда в церквах меняют купола и другие элементы архитектуры. А еще деревянные храмы просто разбирают на дрова. Освобождая место для новых, просторных храмов с евроремонтом. И за последние 20 лет никто не ответил ни за уничтожение памятниковк архитектуры, ни, тем более, за их повреждение.
Сегодня в Украине насчитывается около двух тысяч деревянных церквей. Но лишь 8 из них – кандидаты на включение в список мирового наследия ЮНЕСКО. Вполне вероятно, что уже в обозримом будущем Украина может потерять статус лидера по количеству деревянных храмов. «Комментарии» составили Топ-5 шедевров деревянного зодчества, которые потеряла Украина за время независимости.
В августе 2009 года в селе Бисковичи (Самборский район Львовской области) верующие Украинской автокефальной православной церкви разобрали старую деревянную церковь святого Онуфрия Великого 1515 года, поскольку рядом построили новый храм. Деревянная церковь, готовившаяся отпраздновать пятисотлетний юбилей, не была внесена в реестр памятников архитектуры, поскольку никто не подал соответствующие документы. Эксперты оценили стоимость сооружения в 55 млн. евро. В последние годы храм находился в аварийном состоянии.
В январе 2008 года в Яворове (Львовская область) сгорела деревянная Греко-католическая церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1570 году. Настоятель парафии тогда заявил, что церковь сперва была разграблена, а после сожжена. Храм был одним из самых известных туристических объектов края: церковь и колоколня, находящиеся неподалеку, были внесены в реестр памятников архитектуры государственного значения. Сами жители Яворова считают, что в церкви Успения в свое время молились царь Петр Первый и гетман Богдан Хмельницкий. По преданию, церковь была построена на месте
В августе 1994 года на Закарпатье сгорела греко-католическая церковь ХVІ-XVIII ст. в селе Стеблевка (Хустский район). Храм Рождества пресвятой Богородицы был одним из самых красивых строений готической деревянной архитектуры. Это – одна из пяти закарпатских церквей в стиле так званой «мармаросской готики», которая встречается только в бассейне реки Тыса. Еще до пожара деревянную колокольню, стоявшую около церкви, перенесли к новому храму, а после и вовсе разобрали. Сама же церковь сгорела то ли из-за попадания молнии, толи из-за неполадок в электропроводке, хотя точно причина до сих пор так и не установлена. Почти 15 лет наполовину сгоревший храм простоял под дождем и снегом. Но церкви повезло – в 2009 году община решила восстановить древний храм.
Зимой 1996 года сгорела церковь Святителя Николая (Мирликийського Чудотворца) на родине Ивана Франко – селе Нагуевичи (Львовская область). В этой церкви, построенной в 1800 году, крестили будущего писателя. Его отец, бывший кузнецом, сделал крест, который украшал купол церкви. Вместе с церковью сгорело Евангелие родителей Ивана Франко, которое в 1988 году общине с большими трудностями удалось вернуть из литературного музея во Львове. А в январе 2007 года , на Рождество, дотла сгорела церковь святого Николая в селе Волошки (Ковельский район Волынской области). Храм был сооружен в 1845 году. Однако уникален он не только благодаря возрасту. Именно в этом храме молилась Леся Украинка, здесь она хотела венчаться с Климентом Квиткою. В пожаре уцелела лишь одна икона – святого Николая Чудотворца. Причиной трагедии назвали зажженные свечи, оставленные в храме после Рождества.
В октябре прошлого года в селе Сосница Черниговской области община Украинской православной церкви Московского патриархата разобрала Свято-Покровскую деревянную церковь, построенную в 1874 году. У церкви, построенной на родине Александра Довженко, не было никакого охранного статуса, поскольку на нее не были поданы никакие документы. Впрочем, никаких разрешений на демонтаж сооружения тоже не было. Представители религиозной общины говорят, что на месте старого храма будет возведена новая церковь. В советские времена Покровскую церковь единственную из шести храмов в селе не уничтожили. По структуре храм был традиционным «казацким» с достаточно редкими для середины ХІХ ст. барочными фронтонами над срубами. При этом единственная в Украине уцелевшая церковь казацкого барокко - Свято-Воскресенский храм в селе Толстый Лес на Полесье - сгорела еще в 1996 году.
Аліса НЄДЄЛІНА
"Комментарии", 2 березня 2011 року (рос.)