ЗАПОРІЖЖЯ – Сенсаційну заяву зробив 28 травня в безкоштовній запорізькій газеті „Лица плюс”, яку видають комсомольці, керівник ЛКСМ Запорізької області Станіслав Зубов. Випуск газети присвячений одному з найбільших християнських свят – Трійці. У ньому комсомольський лідер у своїй статті розповідає комсомольцям області про духовний зміст цього свята. А в іншій статті, „Покаяння”, С.Зубов від імені запорізьких комсомольців фактично чинить акт покаяння за антицерковну діяльність комсомолу в радянські часи. Цей крок, стверджує перший секретар обкому, протягом тривалого часу він обговорював зі соратниками.
Визнання трагічної політики своїх попередників стосовно Церкви, у виді руйнування храмів, викорінювання в душах радянської молоді традиційної духовності, – основний зміст статті. Паралельно С.Зубов говорить про віру, що завжди продовжувала існувати в душах рядових комсомольців, приводячи як приклад „православну християнку Зою Космодем’янськую”. Автор розглядає розпад СРСР і, відповідно, Всесоюзної Ленінської Комуністичної Спілки Молоді, як розплату за вчинене. Процеси відновлення православної духовності і комсомольської організації, як вірить С.Зубов, „надалі завжди будуть співіснувати мирно”. „Єдине , що ми, комсомольці, можемо зробити щодо свого минулого, – пише Станіслав Зубов, – це зробити Акт покаяння за свою антицерковну історію. Від імені комсомольців Запорізької області , прошу розглядати дану заяву саме як такий акт”. Нижче подаємо повний текст статті Станіслава Зубова в оригіналі
30 мая все православные запорожцы отметят один из наиболее крупных (двунадесятых) христианских праздников – День Святой Троицы. Это «день рождения» Церкви. В этот день душа каждого верующего наполняется светлой радостью. Как любому человеку мне всегда хочется сердечно приобщиться к этой радости. Но как комсомольцу, каждый раз, когда я вижу глаза людей, шествующих в крестном ходе по случаю какого-либо большого праздника, мне становится одновременно и горько. Слишком тяжела была для Церкви история ее «взаимоотношений» с комсомолом за долгие десятилетия советской власти. Из года в год я не мог до конца почувствовать себя своим, равным, родным этим людям. Хотя я никогда ничего плохого не сделал (хочу надеяться) никому из православных людей, меня терзало чувство собственной вины, – наверное, гораздо более мучительное, чем неутолимое пламя ненависти, сжигавшее тех, кто когда-то исступленно крушил храмы и иконы. Долгие годы я рассказывал о своем смятении своим друзьям-комсомольцам, слушал их откровения, обсуждал с ними эту тему. То, что я хочу сегодня сказать православной и комсомольской общественности, запорожской, украинской, постсоветской, скорее всего, поднимет бурю самых различных эмоций. Но, единственное, о чем хотелось бы попросить критиков, – не забывайте о том, что высказаться стоило мне немалого труда, труда душевного. Уважайте этот вид труда. Кроме того, мне кажется, что в комсомольской среде далеко не все молчат лишь потому, что считают, будто говорить здесь не о чем. Думаю, многие, как и я до сих пор, молчали потому, что эта тема слишком тяжела для честного, открытого обсуждения. Но молчать вечно все равно не удастся. Пусть мое сегодняшнее поздравление будет полезно хотя бы тем, что оно будет первым подобным актом среди постсоветской комсомольской молодежи. Надеюсь, остальным будет легче реагировать, чем открывать тему. Никто никогда не отрицал того, что именно руками комсомольцев разрушались храмы в первые годы советской власти. Никто не отрицает, что именно комсомол был в авангарде информационной войны против Православия в период «постсталинизма». Ведь наиболее эффективное профилактическое «лечение» религиозности сознания – это работа с молодежью, то есть работа комсомола. Но комсомольцами были также миллионы простых советских юношей и девушек, о духовной красоте которых, по понятным причинам, не осталось никаких свидетельств потомкам. Ведь стремились же они почему-то к какой-то деятельности на благо других людей, раз уж шли в комсомол, не видя от этого никаких материальных благ. Комсомол тогда был единственной возможностью реализовать эти стремления в молодежной среде. Например, лишь недавно, благодаря стараниям исследователей церковной истории советского периода, стало известно о том, что героический образ комсомола, Зоя Космодемьянская, была православной христианкой и именно в этом кроется ее сила для поистине мученической смерти за Родину. Хочется надеяться, что это не последние подобные открытия лишь недавно начавшихся исследований. До войны в Запорожье находился старинный пятиглавый Свято-Покровский кафедральный собор в районе нынешней улицы Анголенко. В тридцатые годы он был окончательно разрушен запорожскими комсомольцами. Прошло время, и участь собора постигла самих разрушителей, – вместе с советским государством рухнуло огромное структурное здание советское комсомола. В среде рядовых романтиков-комсомольцев царили боль и отчаяние, сходные с болью рядовых верующих, смотревших, в свое время, на разрушение своей святыни. И лекарство для всех людей, оказывающихся в такой ситуации, может быть только одно – вера. Комсомол столкнулся с той же необходимостью самовосстановления, что и Церковь. И в своей жизни я радуюсь не только нынешним успехам в деле восстановления запорожского комсомола. С огромной радостью слежу за восстановлением кафедрального собора и возведением новых православных храмов. И верю в то, что эти процессы в дальнейшем всегда будут сосуществовать мирно. А единственное, что мы, комсомольцы, можем сделать в отношении своего прошлого, – это совершить Акт покаяния за свою антицерковную историю. От имени комсомольцев Запорожской области, прошу рассматривать данное заявление именно в качестве такого акта. Со светлым праздником Святой Троицы всех православных запорожцев!
Станислав Зубов, (на світлині) первый секретарь ЛКСМ Запорожской области