Ми живемо в іншій країні та іншому суспільстві. У цій країні вже немає преклоніння перед владою і чиновшанування. Чиновники тут не більше, ніж найняті менеджери. А єпископи, просто кращі і найбільш авторитетні серед віруючих, котрим самі віруючі дозволяють керувати Церквою. (рос.)
Вот только небольшое количество эмоциональных возгласов, которые я услышал за ту ночь, когда в Киево-Печерскую Лавру пытались прорваться больше трех сотен людей, пришедших с Майдана после провокационных призывов запрещенного в служении священника УПЦ КП.
Объясняю, что множество верных УПЦ отстояли Майдан от первого дня до последнего, прихожане Церкви были среди погибших, напоминаю о священниках, которые стояли на нейтральной полосе и выступали со сцены Майдана, о тех, кто обрывал епископов за поддержку прошлой власти. Объясняю, что юго-восток страны не подымется за прошлую власть, но он встанет за веру. Как и многие мои братья из УПЦ, в ту ночь я уговариваю других киевлян одуматься и оставить в покое Лавру. Говорю о мире.
Вслед за той бурной ночью появились сообщения о призывах в Тернополе захватить Почаевскую Лавру, о попытках жителей Сумм заставить местную епархию впустить епископа УПЦ КП служить в кафедральном соборе.
Епископат УПЦ реагирует так, будто вообще ничего не происходит. «Либо они очень верующие и потому спокойны, зная, что с ними Бог, либо совсем оторваны от жизни…», — шутит один мой друг, работающий в Киевской Митрополии.
Очевидно, что ситуация среди украинских христиан накаляется. И еще не ясно, чем все это закончится. Белфаст, Беловар, Госпич, Двор, Сребреница… Да мало ли еще мест, где в последнее время одни христиане убивали других.
Есть много мыслей на этот счет и много что можно сказать, но я попытаюсь построить свои рассуждения на том, что должно быть мерилом истины для всех христиан. На Священном Писании.
«Но вы [сами] обижаете и отнимаете, и притом у братьев. Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?» (1Коринф. 6:8,9).
Спасение – это суть христианства. Это основа проповеди Христа, и это первоочередная цель каждого христианина. Насколько мне известно, и в УПЦ КП, и в УАПЦ, и в УГКЦ не возражают, что спастись можно в УПЦ. В таком случае, любые попытки сегодня отобрать имущество у УПЦ отнюдь не обоснованы с точки зрения какой-то «священной войны» или с точки зрения «сути веры». Это не война за освобождение Испании от мусульман. Не Реконкиста. Это конфликт между двумя группами христиан. Между двумя братьями, грубо говоря. Которые уже сегодня находят общий язык по многим вопросам, в том числе и вопросам благотворительности и совместному служению ближним. Все эти слова в полной мере касались и УПЦ в тех случаях, когда ее представители пытались отобрать храмы у УПЦ КП или УГКЦ.
В общем, надо понимать простые вещи. Те, кто обижает и отбирает что-то у братьев, обязательно понесут должное возмездие от Бога и Царства Божия не наследуют.
И никакие оправдания о том, что «они первые начали», сути дела не меняют.
Впрочем, даже если у кого-то что и отберут, это не конец света. Бог любит и особо благоволит к тем, кто плачет. Потому что они утешатся.
«И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Матф.5:40), – сказано в Писание. И именно этот принцип еще в первые века отличал христиан от язычников. А сейчас отличает подлинных верующих людей от кликуш. (Самое смешное, что кликуши эти именно в тот момент, когда под Лавру пришли люди с криками и требованиями, как-раз возле монастыря отсутствовали.)
«Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Иоан.4:20).
Если УПЦ КП действительно считает представителей УПЦ братьями, то ненависть, оскорбления и любые попытки забрать чужую собственность это точно не путь этой Церкви. Если вам не нравится наместник монастыря или настоятель храма, вы можете требовать убрать его. Но братия монастыря должна сама решать, в какой он юрисдикции, а храм должен принадлежать реальной общине верующих, которые каждое воскресенье в храме, которые крестят и причащают в нем своих детей, а не громаде города или села, не спонсору и не градоначальнику. Потому что ему самому его хотя бы подарили… Если кто-то не любит своего ближнего, пусть и заблудшего, пусть и грубого, пусть и глупого, как он может любить Бога?
«Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость» (Прит.25:15).
Отдельно стоит обратиться к митрополитам и епископам Украинской Православной Церкви. Не знаю, заметили вы или нет, уважаемые владыки, но времена сильно поменялись. Мы живем в другой стране и другом обществе. В этой стране уже нет места коленопреклонению перед властью и чинопочитанию. Чиновники здесь не более чем нанятые менеджеры. А епископы - просто лучшие и самые авторитетные из верующих, которым сами верующие позволяют управлять Церковью. Но авторитет и право называться лучшим нужно еще завоевать. А вот про лицемерное и унизительное преклонение пред вами вашей паствы надо забыть.
Завоюйте почтение, расположение и уважение людей так, как это сделал в свое время Блаженнейший Митрополит Владимир. Так, как это делает Папа Римский Франциск. Поступайте с самыми простыми людьми по-доброму. Говорите с людьми мягко и старайтесь любить каждого, быть проще и стремиться к простому народу. Берите пример с настоятеля Почаевской Лавры, который стал на колени и поклонился до земли верующим, которые пришли защищать святыню.
И тогда у вас есть еще шанс остаться жить в новой стране и управлять Церковью в ней.
Отдельно хотелось бы коснуться вопроса объединения Церквей. В Писании говорится: "Да будут едино, как Мы едино. Я в них и Ты во Мне; да будут совершенны воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня." (От Иоанна 17:22,23).
Я уверен, что добиться такого объединения не могут никакие комиссии, никакие синоды и даже самые хитрые переговорщики. Когда бывший глава пресс-службы УПЦ на протяжении двадцати пяти лет убеждал церковный люд в том, что любая автокефалия, даже каноническая, - это плохо, не удивительно, что большинство монастырей в УПЦ сегодня категорически не готовы к тому, чтобы получать автокефалию.
Уврачевание одного раскола в случае получения автокефалии может привести к другому.
Но чего не может сделать синод и комиссия, то может Святой Дух. Если все верующие в УПЦ, УПЦ КП и УАПЦ в едином духе любви будут молиться за уврачевание раскола, Бог найдет способ, как этого добиться.
Но привлекать в этот процесс государство – значит, оставить храмы пустыми. Украине нужна не независимая, украинская Церковь. Украине нужна сильная Православная Церковь, которая бы спасала всех людей и преобразовывала их жизни, их сердце и разум.
И меняла бы общество, оздоровляя и осоляя его во всех сферах.
В самих переговорах об объединение нужен сдвиг парадигмы. Иначе они снова обречены на провал.