В Киеве открылись Десятые международные Успенские чтения

Вечером 27 сентября в Киево-Печерской Лавре начали работу Десятые международные Успенские чтения. Тему "Праздник: благодарение, освобождение, единение" обсуждают духовенство, богословы и философы, религиозные мыслители из Европы, России и Беларуси.

Открылась конференция приветственным словом Управляющего делами Украинской Православной Церкви архиепископа Белоцерковского и Богуславского Митрофана (Юрчука). Владыка назвал понятия, вынесенные в тему конференции, "ключевыми моментами, которые помогают свидетельствовать о Христе". Архиепископ Митрофан передал приветствие от Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Владимира и пожелал участникам форума "чувствовать себя как дома" в стенах древнейшей киевской обители.

Доклад председателя Синодальной Библейско-богословской комиссии РПЦ митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), постоянного участника Успенских чтений, был зачитан секретарем митрополита игуменом Антонием (Дорониным). В докладе "Прививка бессмертия" митрополит Филарет отметил, что церковные праздники "создают среду, где нет места силам противления". В качестве артефакта, иллюстрирующего доклад, владыка представил табель-календарь на 1926 год, в котором были отмечены 7 гражданско-революционных и 7 церковных праздников: невозможно, оставаясь в здравом уме, праздновать все это вместе с одинаковым энтузиазмом, подчеркнул докладчик. Митрополит Филарет также с сожалением отметил, что в церковно-исторической науке до сих пор отсутствует исследование расцерковления российского общества к началу ХХ века.

Ректор Киевской духовной академии архиепископ Бориспольский Антоний (Паканич) выступил с докладом "Христианские праздники - осуществление ожидаемого: Великая Суббота". Владыка сказал, что христианские праздники не только "вспоминают" событие, но и содержат его толкование. На примере паремий Великой субботы докладчик показал преемственность новозаветной Пасхи от ветхозаветной. Когда христиане стали называть Воскресение Христово "Пасхой", это звучало как для нас "День победы", отметил владыка ректор. В заключение своего выступления владыка подчеркнул, что православные праздники "ни в коей мере не должны восприниматься как просто выходные дни, что, к сожалению, случается и в церковной среде, но как сакральные, преображающие время, вводящие нас в тайну восьмого дня".

Апостольский нунций в Украине архиепископ Иван Юркович представил доклад на тему "Христианские праздники - праздники радости и счастья". Архиепископ Иван назвал праздники "одним из самых больших подарков для христианства", которые "более важны, чем теологические доказательства". По словам докладчика, первым показателем христианской веры может быть "простая ежедневная радость". Но праздник - не синоним праздности. В нынешнем веке встала особая проблема, на которую обратил внимание архиепископ: "человек, оставленный без работы, вдруг обнаруживает, что не умеет жить".

Показывая отношение христиан к праздникам, докладчик привел пример из древней церковной истории: "Мы не можем пренебречь тем, что принадлежит Господу", - ответил священник Сатурнин, взятый вместе с общиной христиан на воскресной Евхаристии римскими властями в 304 году в гонение Диоклетиана. Сегодня же, сказал архиепископ, существует опасность превращения воскресного дня из "того, что принадлежит Господу", в простой "уикенд".

Сотрудник Папского совета по содействию христианскому единству священник Милан Жуст выступил с докладом на тему "Крещение: начало всех христианских праздников". Крещение, таинство вступления в Церковь, докладчик назвал "персональным праздником каждого", "реализацией Пасхи Христовой" в жизни каждого отдельного человека. Отец Милан также с горечью отметил отсутствие евхаристического общения между Православной и Католической Церквами. По его словам, надежда на воссоединение возможна, "если мы всерьез примем наше крещение".

Настоятель православного прихода во имя святителя Амвросия Медиоланского в Милане протоиерей Николай Макар представил доклад на тему "Праздник - единение человека с Богом". В отличие от светских праздников, которые заканчиваются, праздники церковные продолжаются эсхатологически, отметил докладчик. По его словам, понять христианские праздники можно только в эсхатологической перспективе.

Успенские чтения продолжат работу до 30 сентября.

"Киевская Русь", 28 вересня 2010 (рос.)