По нашей рекомендации в избирательные списки региональных, городских и районных организаций Компартии Украины включены представители Союза православных братств. Эта задача неплохо решена в Черниговской, Киевской, Винницкой, Хмельницкой, Херсонской, Полтавской, Луганской и ряде других областей. Считаем, что участие наших представителей в работе не только Верховной Рады Украины, но и местных органов самоуправления позволит еще теснее взаимодействовать с коммунистами и другими патриотическими силами, последовательно отстаивать интересы верующих канонической православной церкви.
Лидер Всеукраинского Союза православных братств (СПБУ) Валентин Лукияник рассказал в интервью об истории своей организации, путях борьбы за общие ценности православных и коммунистов, а также о том, как Союз православных братств отстаивает интересы миллионов бедных и обездоленных.
Несмотря на то, что интервью опубликовано в газете "Коммунист" в 2006 году и приурочено к выдвижению Валентина Борисовича кандидатом в народные депутаты Украины в избирательном списке Компартии, публикация нисколько не утратила своей актуальности. Отношения Союза православных братств с коммунистами остаются по-прежнему на высоте, а члены братства являются активными корреспондентами газеты "Коммунист".
— И все же кто вы, Валентин Борисович, — светская личность, если можно так выразиться, или лицо, если не сейчас, так в прошлом облеченное духовным саном?
— Духовного сана не имею. По профессии, как видите, врач, окончил в 1983 году Черновицкий медицинский институт, с тех пор и поныне работаю в системе лечебных учреждений столицы Украины. Верую с детских лет. В нашем селе православный храм и в советские времена, и сегодня действует беспрепятственно. Православный выбор сделал осознанно и на всю жизнь.
— Но сегодня вы предстаете и в общественной ипостаси руководителя Союза православных братств. Чем было обусловлено создание вашего братства, какие задачи оно решает?
— Наш Союз православных братств — это религиозно-общественная организация. Первый такой Союз был создан по решению Архиерейского собора Русской православной церкви в 1990 году, вскоре после того, как весь православный мир с большим подъемом отметил 1000-летие христианства на Руси. В свете велений времени православная церковь расширяет свою не только духовную, но и просветительскую, социальную функции. Многие миряне с помощью братства не просто аккумулируют свою энергию и духовный потенциал, а приобщают людей к истокам православия и его жизнеутверждающим ценностям.
В 1992 году возникло такое же братство и в столице Украины, названное вначале Киево-Могилянским. А в 1996 году организационно оформился и Всеукраинский Союз православных братств.
— Кого же вы объединили?
— Православные братства, к примеру, Александра Невского, Архистратига Михаила, Георгия Победоносца, Андрея Первозванного, региональные братства, такие как Крымское, Днепропетровское, Львовское, Хмельницкое, Одесское, Киевское, Винницкое и ряда других областей.
К этому времени ситуация в религиозной сфере, как и во времена печальной памяти президентства Кравчука, в Украине вновь стала обостряться. Широко раскрыты двери для реализации зловещего сценария известного идеолога от антикоммунизма католика Бжезинского, в соответствии с которым после принудительного развала Советского Союза главной задачей Запада является уничтожение Русской православной церкви. Иными словами, той столбовой и исконной веры, которая веками объединяла русский, украинский, белорусский и другие народы созидательной славянской цивилизации, помогала им преодолевать тяжелейшие испытания, сохранить свои духовные родство и общность.
Цели и средства для этого используются самые изощренные и коварные. От попыток расколоть каноническую православную церковь до создания благоприятных условий экспансии католицизму на восток, усиления тлетворного влияния на сознание и души соотечественников с помощью нетрадиционных и безнравственных сект. Против нашего народа ведется тотальная психологическая война, масштабы грядущих бедствий и исход этого сражения трудно даже представить. Как для отечественного православия, так и для Украины в целом.
В этой ситуации Союз православных братств не может занимать позицию беспристрастного наблюдателя. Наряду с просветительской, пропагандистской и социальной функциями мы решительно выступаем в защиту прав православных верующих. С приходом к власти режима Ющенко вновь обострилась проблема насильственного захвата православных храмов. И не только в Тернопольской, Черновицкой, Ровенской, Львовской областях, но и в других регионах. Органы местной власти в лице ставленников “помаранчевой” команды всячески поощряют процесс передачи церквей и перерегистрации общин в пользу так называемого киевского патриархата. Вновь реанимируется идея путем бесцеремонного вмешательства государства создать “единую поместную православную церковь”, игнорируя как бесспорную реальность то, что такая церковь в нашей стране уже давно есть. Имя ей — каноническая Украинская православная церковь.
Перед лицом нарастающей угрозы и агрессии против православия плечом к плечу вместе с УПЦ выступают члены нашего союза. 11 тысяч православных приходов — это реальная сила, с которой придется считаться и власть имущим, и тем, кто не уважает наше право исповедовать православные убеждения.
В отличие от прошлых лет мы теперь используем возможность отстаивать свои права политическими методами, в том числе путем не просто участия в выборах — парламентских и местных органов самоуправления, но и поиска в этом процессе настоящих и надежных союзников.
— Не этим ли было обусловлено решение состоявшегося недавно вашего съезда Союза православных братств поддержать на упомянутых выборах Коммунистическую партию Украины?
— Именно так. Мы исходим из того, что нынешняя Компартия Украины — самая последовательная, предсказуемая и прогнозируемая политическая сила. Как и Православная Церковь она отстаивает принципы социальной справедливости, равенства, человеколюбия и гуманизма, не может смириться с тем, что на одном полюсе нынче оказалась кучка обогатившихся на людских бедах, страданиях и присвоении общенародного достояния дельцов, а на противоположном — миллионы бедных и обездоленных.
И эта поляризация с приходом к власти Ющенко еще более усиливается, что чревато огромными социальными катаклизмами и потрясениями.
Православные верующие Украины высоко ценят те усилия, которые прилагают политическое руководство КПУ, ее депутатская фракция в парламенте по защите интересов канонической Украинской православной церкви. Именно коммунисты решительно выступили против захватов храмов и притеснений наших верующих. Они осудили ничем не обусловленный визит Папы Римского в Украину, но спровоцировавший новый виток экспансии католицизма на Восток, перенос резиденции греко-католиков из Львова в Киев. Именно благодаря депутатам-коммунистам православные верующие получили законодательное право не прибегать к унижающей их религиозные убеждения процедуре получения идентификационных кодов.
— Какие формы носит поддержка сотрудничества вашего братства с Компартией Украины на нынешних выборах?
— Оно приобретает все более широкий и конструктивный характер. По нашей рекомендации в избирательные списки региональных, городских и районных организаций Компартии Украины включены представители Союза православных братств. Эта задача неплохо решена в Черниговской, Киевской, Винницкой, Хмельницкой, Херсонской, Полтавской, Луганской и ряде других областей. Считаем, что участие наших представителей в работе не только Верховной Рады Украины, но и местных органов самоуправления позволит еще теснее взаимодействовать с коммунистами и другими патриотическими силами, последовательно отстаивать интересы верующих канонической православной церкви. Тем более что потребность в этом большая.
Для более эффективной координации совместных усилий создали свой не только центральный, но и региональные избирательные штабы. За местными штабами, с целью оказания им практической помощи и контроля, закреплены наиболее опытные активисты центрального штаба. Изготовлено надлежащее количество наглядной агитации, налажен выпуск информационных вестников и бюллетеней “Православный взгляд”, “Православный выбор” и “Православный редут”. В Интернете открыли собственный сайт, регулярно пополняем его оперативной и актуальной информацией о ходе избирательной кампании. Ежедневно сайт посещают десятки пользователей со всех уголков Украины (адрес сайта: www.pravoslavie.com.ua).
— Вы общаетесь не только с верующими, но и со священнослужителями. Их отношения к осуществленному Союзом православных братств выбору?
— Ко многим приходит осознание истины: пришло время не только раздумий и анализа, но конкретных выводов и действий. У нынешней Компартии Украины хватило мужества и искренности извиниться за те ошибки и извращения, которые были допущены в отношении церкви в прошлом. К сожалению, такого же мужества и раскаяния мы не услышали от тех, кто в 40-е годы на западе Украины лучшим аргументом в расправах с православными священниками считал удавку и топор, кто на государственном уровне поддерживал попытки расколоть каноническое православие путем создания нелегитимной филаретовской конфессии, сеет смуту и раздор в государстве, да и в обществе.
(Примечание Религии в Украине": Священный Синод УПЦ на своем заседании от 11 ноября 2008 года снял с СПБУ свое благословение, охарактеризовав его деятельность как "политическое православие".)
— На вашем съезде обратила на себя внимание такая деталь: среди делегатов довольно много было молодых людей, чей возраст не превышал 30—35 лет.
— Это еще одно подтверждение объективной закономерности современного православия: приобщение к вере детей и внуков тех, кто победил фашизм, создал великую и могучую страну, их активное участие в борьбе за целостность и нерушимость православия. И это не может не радовать.
У нас с коммунистами могут возникать некоторые мировоззренческие, идеологические расхождения. Но в главном мы едины. Когда речь идет о судьбе страны, о спасении народа, о будущем наших потомков, во имя этого необходимо сплотиться всем. Коммунистам и беспартийным, верующим и неверующим, ветеранам и молодежи. Во имя достижения этой благородной цели, согласитесь, мы едины и непобедимы. Так было во все тяжелейшие времена истории нашего славянского Отечества. И так должно быть, сегодня и всегда.
Володимир СІРЯЧЕНКО