Всеправославный собор на Крите задумывался как первое за много столетий собрание всех представителей церкви — только подготовка к нему заняла около 50 лет. Однако в последний момент случился скандал: некоторые православные церкви, в том числе РПЦ, отказались ехать на собор, не согласившись с его повесткой.
Всеправославный собор на Крите задумывался как первое за много столетий собрание всех представителей церкви — только подготовка к нему заняла около 50 лет. Однако в последний момент случился скандал: некоторые православные церкви, в том числе РПЦ, отказались ехать на собор, не согласившись с его повесткой. Тем не менее собор состоялся. «Медуза» попросила доктора философии, старшего преподавателя Стокгольмской школы теологии, архимандрита Кирилла (Говоруна) подвести его итоги и рассказать, обязательно ли выполнение решений собора для РПЦ.
Собор принял несколько документов, которые регулируют некоторые стороны жизни Церкви и православных христиан в наше время. Среди них документ об отношении православной церкви к церквам других исповеданий: католической, англиканской, протестантским; документы о миссии Церкви в современном мире, о смысле и практике поста, о браке и препятствиях к нему, о так называемой диаспоре, то есть организации церковной жизни в странах, которые не являются традиционно православными и куда православие пришло вместе с иммигрантами; а также о так называемой автономии — форме самостоятельности в организации церковной жизни.
Решения по перечисленным вопросам компромиссные — это некий средний путь между условно «консервативным» и условно «либеральным» подходами. Например, по отношению к другим христианским группам применено слово «Церковь», однако с оговоркой, что это лишь слово, не отражающее сути этих групп. О браке сказано как о союзе мужчины и женщины; непризнанными в качестве брака остаются гражданские союзы. Что касается браков с представителями других конфессий, собор, вопреки жестко негативному отношению к этому вопросу Грузинской церкви (она, как и РПЦ, в итоге на собор не приехала), оставил его на усмотрение епископов.
Итоговые документы собора обращены не только к членам Церкви; послание собора — документ, адресованный максимально широкому кругу людей. В частности, констатирован тот факт, что Церковь не живет для себя, она должна нести свое служение и за пределами храма: об этом в тексте сказано как о «литургии после литургии». Высказано отношение к науке. С одной стороны, соборное решение говорит о многочисленных благах, которые наука принесла человечеству, а также о том, что Церковь не имеет компетенции вмешиваться в научный метод. С другой — собор предостерегает о возможных манипуляциях во имя науки, о негативных последствиях для окружающей среды, о необходимости нравственного компонента в научной деятельности. Надо сказать, что экологическим проблемам уделено большое внимание в решениях собора.
Собор констатировал, что Церковь не должна вмешиваться в политические процессы. При этом он выразил пожелание, чтобы все политики относились к своей деятельности с самокритикой. Собор обратил внимание на проблему вмешательства государства в жизнь граждан и призвал Церковь к тому, чтобы она защищала граждан от произвола государства. По сути, собор заявил, что в конфликте между обществом и государством Церковь должна быть на стороне людей.
В послании собора много говорится о правах человека: по твердому убеждению отцов собора, эти права должны быть защищены. При этом, как подчеркнул собор, соблюдение прав граждан должно сопровождаться ответственным отношением к ним со стороны граждан. Собор обрисовал более общие рамки, в которых необходимо понимать права человека: «православный идеал человека выходит за рамки установленных человеческих прав» и «превыше всего есть любовь, как ее открыл нам Христос».
По мнению участников собора, его решения обязательны даже для тех Церквей, которые решили не ехать на Крит, а это — помимо Русской церкви — Антиохийская, Грузинская и Болгарская. Я лично не вижу причин, почему решения Всеправославного собора должны быть отвергнуты в РПЦ: они вполне соответствуют православной традиции, актуальны и, в конце концов, полезны для всякого православного. Собор нашел правильные слова, чтобы донести древнюю истину православия до современного человека, в том числе в России.