Джами, греческая православная церковь или еще один дешевый фокус?!

Джами, греческая православная церковь или еще один дешевый фокус?! - фото 1
Руинам древнего джами, находящимся в селе Енъи Сала (ныне Красноселовка) Къарасувбазарского района нашли свое применение. Дело в том, что жители села используют камни от ее стен для строительства новых домов.

В этом мы убедились, побывав на месте происшествия. Подобную ситуацию можно расценивать как акт вандализма. Интереснее всего, что об этом сообщить никто никому не спешит, зато конфликт, сложившийся 18 мая текущего года, раздули кто как захотел и кому как было выгодно…


Был ли там джами?

Джами, греческая православная церковь или еще один дешевый фокус?!
О том, что на указанном месте находилось древнее джами, свидетельствует ряд архивных справок и заявлений уроженцев села Енъи Сала, которые были собраны в ходе изучения данной местности. Например, в одном из свидетельств говорится: "Я, Зевджинар Абдулмеджитова 1928г.р. уроженка села Енъи Сала свидетельствую, что здание по ул.Центральной было мечетью. Я вместе с родителями неоднократно посещала эту мечеть, где совершались мусульманские религиозные обряды. Также на территории мечети производились захоронения священнослужителей этого джами. Факт нахождения по данному адресу мечети подтверждается тем, что недавно на встрече односельчан было найдено большое количество священных книг мусульман – Къоранов". Кроме этого, недавно пришли ответы на отправленный в архив запрос, где говорится, что в фонде Крым ЦИКа (церковный отдел) имеются списки религиозных культовых зданий по населенным пунктам Къарасувбазарского района, функционирующих, ликвидированных и разрушенных на 25 сентября 1935г. В списках значится населенный пункт Енъи-Сала, в котором находилось одно здание религиозного культа – татарская мечеть. "В фонде Крым ЦИКа хранится дело "По вопросу учета зданий культа по Крым. АССР и служителей культа при них" за 1934-1937гг., в котором имеется список бездействующих молитвенных домов Къарасувбазарского района по состоянию на 25 сентября 1935г.", в котором под №24 значится татарская мечеть в с.Енъи Сала", – говорится в справке.
Факты того что на этой территории находилось именно джами, а не церковь на лицо, считает преподаватель факультета искусств, кафедры изобразительного искусства Крымского инженерно-педагогического университета (КИПУ) Якуб Кадыров, приехавший в село со съемочной группой. "По сооружению здания явно прослеживается, что это древнее джами. Сама закладка камня и само расположение строение – автопланом на юг уже доказывает это. Также сам остов минарета тесно расположен у основного здания. Кроме этого, внутри здания находится михраб, т.е. ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колонами и аркой, указывающая на киблу, то есть направление, где находится Кааба в Мекке. К нему обращаются лицом мусульмане во время молитвы. И это тоже говорит о том, что это культовое сооружение мусульман. А по кладке, составу раствора – глина вперемешку с песком – можно точно сказать, что сооружение относится примерно к концу XV началу XVII века", – считает Якубов.

Герои нового века
И снова 18 мая и снова кого-то побили…в этот раз брата владелицы данного земельного участка – Арсена Казакевича. Тамара Казакевич заявила, что, якобы, группа крымских татар во главе с начальником коммунального транспортного предприятия Криничненского сельсовета (Къарасувбазарский район) Байрамовым, участок которого граничит с участком потерпевших, начали требовать добровольно и безвозмездно освободить земельный участок для строительства мечети. По ее словам, после отказа отдать участок, в их адрес стали поступать угрозы, и 18 мая этой группой лиц был устроен погром, в результате которого был избит Арсен, а также поломаны постройки, снесены ограждения, украдены ворота с участка. Но потерпевшие долго не горевали. Через некоторое время им на помощь "поспешил супермен" – старейшина русской казачьей общины "Соболь" Виталий Храмов, который в своих комментариях различным СМИ постоянно хочет привести власть в чувство, "разоблачая" всех не русских.
Однако 16 июня текущего года на сайте ГУ МВД Украины в Крыму было размещено заявление по поводу ряда публикаций в "Новоросс.info" о конфликте в селе Енъи Сала, где говорится, что в информации выше указанного информационного портала "прослеживается явное сгущение красок и нагнетание ситуации вокруг конфликта, желание придать ему межнациональную окраску, а также наличествуют дискредитирующие органы власти высказывания". После чего идет пояснение сложившейся ситуации для общественности: "Прежде всего, информируем о том, что строительство на земельном участке, о котором идет речь выше, было начато незаконно, без разрешительных документов. Т.е. граждане являлись лишь владельцами земельного участка, а разрешительные документы на проведение строительных работ на нем у них отсутствовали". О самом конфликте, который имел место 18 мая текущего года на территории указанного земельного участка, брат Тамары Казакевич, якобы, действительно пострадал от действий неизвестных ему лиц. "Ни на кого конкретно пострадавший не указывает, утверждает, что напавшие на него люди были нетрезвыми и агрессивно настроенными, – говорится в заявлении. – Естественно, рассуждать о том, какой национальности неустановленные лица, в настоящее время невозможно. Согласно акту медицинского освидетельствования, мужчине были причинены легкие телесные повреждения, не повлекшие за собой кратковременного расстройства здоровья".
Что касается земли, точнее каким образом вообще житель Одессы смог приобрести этот участок непонятно. Ведь любое культовое духовное сооружение по законодательству Украины, являясь охранной зоной, никак не может попасть в частные руки. "Существуют определенное законодательные акты об охране архитектурных памятников, культовых сооружений, гласящие, что земля за 50 метров от сооружения никак не может приватизироваться", – возмущается Якубов.
Об этом мы хотели побеседовать с руководством Криниченского сельского совета, в состав которого входит Енъи Сала и обсудить ситуацию, точнее каким образом землю отдали гражданке Казакевич. Однако в здании сельсовета никого не оказалась. Только пришедшая нам на встречу при выходе секретарь заявила, что сельский голова в отпуске.

По камешку для дома…
Кроме того, что соседи упорно доказывают, что здесь никогда не было джами, они еще благополучно разносят камни с руин. Об этом впервые было замечено Я.Кадыровым в мае текущего года. "Мы и мои друзья 18 мая приехали почтить память погибших во время депортации в 1944 году наших предков. Я хотел ознакомить четырех своих студентов с местной мечетью, с ее легендами и мифами. Рассказывал им, что после войны в этой мечети запирали 20 свиней. А когда однажды ночью был сильный ливень, уровень воды поднялся и речка, затопив долину, снесла мечеть вместе с теми свиньями. Однако когда мы начали рассматривать местность, заметили, что в некоторых местах древнего здания не хватает камней, – вспоминает Якуб-бей. – Минарет почти полностью разобран, если бы он был разрушен, то он должен был рассыпаться, и камни были бы разбросаны вблизи. К тому же, если здание разрушается, то в какой-то момент в ее проймах растет трава. Я это расцениваю как акт вандализма. Камни от стен мечети используют для строительства новых домов".
И действительно, буквально в пяти шагах находится новое строение, где из камней мечети закладывается фундамент. Смущает только одно, как возможно такое, что из руин культового сооружения будь то мусульманское, будь то христианское можно что-то строить…

Эльмара МУСТАФА

Крымскотатарская газета "Авдет", 8 августа 2011 года