Откровения Библии на Святой Земле
Как мы читаем Библию? Собственно, что за вопрос? Открываем - и читаем, слово за словом, как любую другую книгу! Ну, разве что более вдумчиво, с рассуждением и молитвой, обращаясь к толкования и карте.
Но что за образы, мысленные модели, ассоциативные связи возникают в нашем сознании во время чтения библейских повествований? Честно говоря, я лично как-то не очень задумывалась над этим, пока не приехала в Изриль - на то место, где как раз и происходили описанные в Библии события.
Реальность Израиля - реальность Библии
Начнем с самого простого: горы. В детстве я была с родителями на Кавказе, в юности ездила в Крым, лет пять назад побывала в Карпатах, поэтому для меня горы - высоченные каменные нагромождения, скалы, большей частью безжизненные, покрытые жухлой растительностью либо непроходимой чащобой. Именно такими я представляла себе и горы Израиля - причем даже красочные описания гор в псалмах как-то ухитрялись для меня укладываться в эту мысленную схему. Оказалось, воспетые Давидом и другими псалмопевцами горы - всего лишь холмы высотой с 5-8-этажный дом, покрытые весной пышною зеленью, а летом толстой шубой высушенных до золотого цвета трав. Склоны многих таких холмов часто бывают весьма каменисты, и белые валуны выглядят среди травы, как стада овец, спускающиеся с гор - так и хочется поискать взглядом рядом с ними Авраама, Иакова или еще кого-нибудь из патриархов! Наверное, вот так они и странствовали здесь, так и катились волнами овечьи стада по этим холмам; на ночь останавливаясь где-нибудь в низине, а в жаркий полдень прячась от зноя во многочисленных просторных пещерах...
Или - море. О Средиземном море в Библии сказано немного, но и того, что есть, достаточно, чтобы вообразить себе грозно ревущие, яростно накатывающиеся на берег мощные волны! Выросшая на берегах Азовского моря, видевшая много раз море Черное, я даже не представляла, насколько Средиземное море больше, сильнее, мощнее! Это нечто совершенно особенное, не поддающееся никакому сравнению с известными мне подобными водоемами. Мертвое море - вообще особенный феномен, аналогов которому во всем мире нет. Сказать, что это небольшой разлом земной коры, наполненный рассолом из самых разных минералов - справедливо, но никак не поможет описать нежную маслянистость воды Мертвого моря, ослепительно-яркое и в то же время щадящее солнце (здесь невозможно обгореть, хотя температура порой подымается выше 45 градусов); не даст представления об играющих всеми красками камнях на мелководье, крупных кристаллах соли на берегу, разноцветье минеральных источников, питающих море и о многом другом. О Галилейском (Тивериадском) море и говорить нечего: здесь столько особенностей, непредставимых для того, кто не видел его воочию! Первое - это размеры: на поверку "море" оказывается не больше степного или лесного озерца на моей родине в Приазовье. Второе - внезапно возникающие и так же внезапно стихающие штормы, обусловленные георгафическими и геологическими особенностями Киннерета (древнее название этого водоема). Иордан, протекающий сквозь озеро и вытекающий из него, сохранив собственное название и химический состав воды. И это - не говоря уж о том, что все озеро, все его берега тесно связаны с земной жизнью нашего Господа Иисуса и служением Его учеников! Через каждые 100-200 метров расположены места, в которые стремятся паломники со всего мира: Капернаум, с проповеди в синагоге которого началось служение Иисуса; гора Блаженств, место чудесного лова рыбы, насыщения 5 тысяч и многое, многое другое!
Или вот еще - Иордан. Узенькая речушка спокойно несет свои зеленоватые воды по Иорданской долине к Мертвому морю. Ничего особенного, на первый взгляд. Непонятно даже, зачем Господу понадобилось совершать чудо разделения вод Иордана, причем дважды: когда Израиль входил в Землю Обетованную и потом ради Илии и Елисея. Оказывается, в то время, когда народ Израиля под предводительством Иисуса Навина переходил реку, был как раз период разлива. В это время крохотная речушка разливается на полтора километра вширь! Эти ежегодные разливы прекратились совсем недавно, когда в начале 20 века на месте, где Иордан вытекает из Киннерета была построена электростанция, регулирующая водный поток. Но и это еще не все тайны Иордана - надо приехать и самому все увидеть.
Но наибольшее волнение вызывает знакомство с Иерусалимом. Жизни не хватит, чтобы хотя бы бегло познакомиться с его особенностями - и это при том, что многие тайны Святого города до сих пор сокрыты в толще скалы, на которой он расположен!
Салим, Ир-Салим, Иевус..
Первое упоминание об этой местности с указанием на ее сакральность находим в Быт.22:2: "[Бог] сказал [Аврааму]: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе". Обратите внимание: сказано о "земле Мориа". Во второй раз название "Мориа" встречается в связи со строительством храма, и там уже речь идет о горе: 2Пар.3:1: "И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина". (см. еще 1Пар.21:18: "И Ангел Господень сказал Гаду, чтобы тот сказал Давиду: пусть Давид придет и поставит жертвенник Господу на гумне Орны Иевусеянина").
Что это за "гумно Орны Иевусеянина"?
Во-первых, это то самое место, где остановился и прекратил истребление народа Ангел-губитель, посланный от Бога в наказание за грех Давида. Кто такой Орна Иевусеянин? Оказывается, потомок местных жителей, иевусеев, вместе с другими народами населявших Мориа издавна, еще до евреев. Иис.Нав.15:63: "Но Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому Иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня". Даже Давид не сразу смог справиться с иевусеями ("И пошел Давид и весь Израиль к Иерусалиму, то есть к Иевусу. А там были Иевусеи, жители той земли. И сказали жители Иевуса Давиду: не войдешь сюда. Но Давид взял крепость Сион; это город Давидов. ... Давид жил в той крепости, потому и называли ее городом Давидовым. И он обстроил город кругом, [начиная] от Милло, всю окружность, а Иоав возобновил остальные [части] города" 1Пар.11:4-8)
Интересно, что сегодня горой Сион называют небольшой холм у юго-западной стены города, напротив Сионских ворот - а часто и всю Храмовую гору, и весь Израиль. А городом Давида считается поселение на юго-восточном склоне Храмовой горы, где ныне ведутся археологические раскопки. Расстояние между ними метров в 500 или чуть больше. Далее в Библии говорится, что Давил таки взял Иевус, который уже к тому времени носил название Иерусалим, и сделал его своей столицей, воспетой затем в многочисленных возвышенных псалмах.
Кстати, с названием тоже хотелось бы разобраться подробнее. Согласно одной из наиболее правдоподобных версий, имя города состоит из двух частей: Ир-шалем, то есть "видящий мир", или "усматривающий мир Божий" в переводе с иврита. Первоначальное имя городу дал, как принято считать, еще Ной, обозначив это поселение как "шалем", "салим" - мир Божий. Помните таинственного Мелхиседека, царя Салима, священника Бога Всевышнего? Так вот речь идет о том самом Салиме, о котором знал еще Ной, а теперь мы знаем его как Иерусалим. С именем Мелхиседека (Мал-ки-цедек, или цадик, праведник) тоже связано много интересного, но об этом в следующий раз. Вернемся к приставке "ир", или "ире". Помните, кто и по какому поводу сказал "Иегова ире" - "Господь усмотрит"? Верно, Авраам. Когда Господь не допустил ему принести Исаака в жертву, указав на овна,запутавшегося в чаще рогами. Где это было? Как мы помним, в стране Мориа - или не горе Мориа, на том самом месте, где впоследствии на гумне Орны Иевусеянина остановился Ангел-губитель, где Давид установил жертвенник и приготовил место, где Соломон построил храм и куда ежегодно приходил весь Израиль, где бывал Иисус - где ныне, на месте жертвенника Авраама и Давида, на месте Святого Святых стоит мечеть Купол Скалы! Где, судя по всему, издревле располагался город, получивший название от Ноя (или еще раньше?), где правил царь-праведник Мелхи-цедек (цадик)!
Что же это за место такое особенное, вот уже четыре тысячи лет приковывающее к себе пристальное внимание людей, жителей самых разных народов и эпох?
В глубь горы, в глубину веков...
Раскопки на этом месте вести сложно: шутка ли, четырехтысячелетний культурный слой, состоящий из перемешанных артефактов самых рахных эпох! Стены и дома разрушали, потом эти же камни собирали и снова возводили из них стены и дома, располагая старые и новые камни в произвольном порядке или оставляя лежать на земле в качестве мостовой... Да еще и арабы на Храмовую гору, в самое сердце Салима, не пускают. Тут одна Стена чего стоит: огромная, сложенная из 45-70-тонных, тщательно обработанных каменных блоков, она аккуратно опоясывает гору по периметру, углубляясь более чем на 15 метров вглубь скалы! Доверчивым туристам экскурсоводы рассказывают, что стена эта - дело рук и строительного гения царя Ирода Великого, правившего Иудеей в аккурат накануне Рождества Иисуса. Но даже невооруженным взглядом видно, что Ирод никак не мог иметь отношение к возведению Стены: во-первых, в то время не было технологий и механизмов, позволяющих вести такое колоссальное строительство; во-вторых все остальные постройки Ирода сооружались по совершенно другой технологии (стены складывались из скрепленных раствором больших камней, укрепленных с помощью массы более мелких камешков, и затем покрывались штукатуркой - типичная средиземноморская кладка). И, самое главное, есть письменные свидетельства того, что Стена вокруг Храмовой горы существовала уже во времена Соломона! Есть запись о том, что после одного из землетрясений между стеной и горой образовалась щель, которую Соломон приказал засыпать - но люди с трудом выполнили это задание, так как от страшной высоты у них кружилась голова и некоторые просто падали вниз! Невозможно представить, что строителей пугала высота ими же накануне возведенной стены: следовательно, Соломон получил Стену уже в готовом виде - по крайней мере, ее основание, плотно прилегавшее к горе.
Кстати, похожие мегалитические сооружения, возведенные с применением непостижимых даже современному разуму технологий, встречаются на нашей планете в самых разных местах, на всех континентах. Непредвзятые исследователи относят их к допотопному периоду (об этом свидетельствуют геологические отложения вокруг них и на них). Следовательно, можно предположить, что сооружения из мегалитов строили те самые "исполины", которые стали рождаться на земле, когда "сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал" Быт.6:2. "В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди" Быт.6:4
"Исполинскую" версию подтверждает также и описание первого визита евреев в Землю Обетованную, когда Иисус Навин послал соглядатаев осмотреть землю. Посланные пришли и сказали: "земля, которую проходили мы для осмотра, ... и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые; там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших [пред ними], как саранча, такими же были мы и в глазах их" Чис.13:33,34. "И она считалась землею Рефаимов; прежде жили на ней Рефаимы; Аммонитяне же называют их Замзумимами; народ великий, многочисленный и высокий, как [сыны] Енаковы" Втор.2:20-21. С потомками Рефаимов евреи встречались и после - вспомните битву юноши Давида с великаном Голиафом! 1Цар.17:4: "И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, из Гефа; ростом он - шести локтей и пяди", то есть, его рост составлял 3,5 метра! И он был не уникален: "И опять была война с Филистимлянами. Тогда Елханам, сын Иаира, поразил Лахмия, брата Голиафова, Гефянина, у которого древко копья было, как навой у ткачей"1Пар.20:5. Да и вообще: отправляя евреев в Землю Обетованную, Господь сразу предупредил их через Моисея: "Слушай, Израиль: ты теперь идешь за Иордан, чтобы пойти овладеть народами, которые больше и сильнее тебя, городами большими с укреплениями до небес. Народом (великим,) многочисленным и великорослым, сынами Енаковыми, о которых ты знаешь и слышал: "кто устоит против сынов Енаковых?" Втор. 9:2.
Словом, мегалитические сооружения на террирории современного Израиля было, кому строить - и было, кому защищать. Тем не менее, Господь отдал эту местность евреям - как сказано, "не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову" Втор.9:5. Так все и вышло: евреи унаследовали землю этих народов - а с землей унаследовали и то, чтобыло построено на ней.
Что же это за феномен - Иерусалим?
Так что же: Иерусалим и Стена Храмовой горы - остатки древнего капища тех самых народов, которых Господь изгнал за их нечестие???
Ничуть.
Если даже исполины (Рефаимы, сыны Енаковы) и принимали физическое участие в строительстве, то все же гора Мориа, или, как мы ее сегодня называем, Храмовая гора, изначально была Горой Божией. Именно сюда, на гору Божию, Господь приводит Авраама; именно здесь располагался древний Салим, царем которого был Мелхиседек - священник Бога Всевышнего, которому Авраам без всякого прекословия принес десятину, как высшему властителю. Даже сейчас, будучи оторванной от иудейской системы поклонения, она остается самой притягательной точкой на планете, а названия "Стена", "Храм" понятно жителям самых разных стран без дополнительного пояснения. Что бы ни происходило во времени и пространстве, какие бы эпохи не сменяли друг друга - Храмовая гора остается Горой Божией, которую Господь избрал Себе и неоднократно указывал на нее людям, как на место поклонения Ему, Богу Всевышнему, Творцу неба и земли.
Хотелось бы еще вкратце коснуться темы того, кто же в данном контексте есть евреи? Первое определение, сразу приходящее на ум - народ Божий, избранный Богом. Логично будет спросить: а зачем, для чего Господь избрал евреев? Вопрос "почему именно их" оставим пока в стороне, хотя об этом тоже можно рассуждать долго и с большой для себя пользой.
Итак, зачем? Для чего Всемогущему Богу понадобился народ, который Он впоследствии будет четыре тысячи лет воспитывать, "носить на крыльях", учить и спасать от врагов - даже с учетом того, что этот народ не всегда был Ему послушен и частенько вел себя неподобающим образом?
Опять же, первая мысль, лежащая на поверхности: чтобы через них познакомить человечество с Собой, со Своими заповедями и Своим планом устройства мироздания. Для этого, вероятно, Бог время от времени рассеивал евреев по разным народам, давая им возможность засвидетельствовать о Себе. Но всегда, во все времена, со времен Ноя и Авраама и до сего дня Он возвращал народ Израиля обратно. Более того: даже в самые мрачные периоды истории всегда удерживал в этой земле, и особенно вблизи Иерусалима некоторую часть евреев - как Своих людей. Как хранителей Храма, в определенном смысле - даже когда храма как такового здесь еще не было или уже не было.
Так, может быть, дело вовсе и не в Храме?
Может быть, сама эта местность, изначально избранная Богом, уже является Храмом Ему, подножием ног Его? И именно потому Богу было нужно, чтобы на избранной Им земле, на Его горе обитал избранный Им народ? Согласитесь, такой вывод напрашивается сам собой. Что же касается нас, приезжающих сюда поклониться Богу Всевышнему - мы должны четко понимать, что здесь мы поклонники, участники поклонения. В то время как евреи - священники. Мы можем и должны присоединиться к общему для всех поклонению - но тон в нем все равно будут задавать те, кого избрал и поставил священниками Господь.
Впрочем, это уже тема для другого обсужления, на другом уровне - принимая во внимание Крестный Подвиг Иисуса и его значение для человечества. Нам же, приезжающим сюда паломникам, важно помнить, что Израиль - это Библия, написанная на этой земле, хранящая в себе иллюстрации ко всем библейским историям, наполненная дыханием Божьим, пронизанная Его светом. И то, что в нем происходит сегодня - это новые страницы древней Книги Божьей, которые пишутся здесь, сегодня и сейчас, на наших глазах. Но читать их все равно надо в контексте уже написанного, в привязке к истории, издавна пишушейся здесь, на этих холмах, для всего человечества.