Христианское образование в бывшем СССР: двадцать лет развития или застоя?
19 ноября 2011 г. посетил «Форум-20: Двадцать лет религиозной свободы и активной миссии в постсоветском обществе. Итоги, проблемы, перспективы евангельских церквей» в качестве модератора дискуссионной группы «Образование и богословие: осмысление перемен». В роли экспертов во время дискуссии выступали Юрий Черноморец, Алесь Дубровский, Андрей Пузынин, Павел Бегичев, Александр Рахуба, Илья Камышанский и Йоханнес Матиас.
Для дискуссии организаторы «Форума-20» подготовили несколько вопросов (хотя времени хватило только чтобы кратко коснуться первого, четвертого и пятого вопросов):
1. Христианское образование в бывшем СССР: двадцать лет развития или застоя?
2. В чем причина интеллектуальной и культурной слабости евангельского протестантизма?
3. В чем состоят особенности постсоветского богословия?
4. Почему при двадцатилетней практике служения так и не появилась теория?
5. Нужна ли церкви христианская интеллигенция?
После расшифровки стенограммы (спасибо Елене Мокренчук из «AlfaPRESS» за предоставленную аудиозапись) я подготовлю дополнительный аналитический материал. Сейчас же просто хочу кратко поделиться своими соображениями и размышлениями по одному из вопросов "Христианское образование в бывшем СССР: двадцать лет развития или застоя?"
Если говорить в целом о 20-летнем периоде жизнедеятельности евангельского богословского образования в бывшем СССР (в частности, в России, Украине, Белоруссии и Молдавии), я уверен, что это был период довольно интенсивного развития, по крайней мере, с точки зрения количества.
Говоря языком статистики, в баптистском братстве России и Украины общее количество школ в период с 1989 по 2011 гг. увеличилось от 1 (Московский библейский институт) до 164. Только в период с 2001 по 2011 гг. в Украине количество баптистских богословских учебных заведений увеличилось с 27 до 55, в России – с 20 до 109 (включая различные учебные программы).
В Евро-Азиатской аккредитационной ассоциации евангельских учебных заведений рост количества вузов (членов ЕААА) наблюдался с 1997 по 2003 гг.: с 37 до 59 соответственно. С 2003 г. наблюдается медленный спад количества: с 59 до 54 учебных заведений (некоторые школы по различным причинам уходят, а некоторые, наоборот, решают присоединиться к ЕААА). В то же время, растет количество школ и программ, желающих получить аккредитацию ЕААА. Например, в 1999 г. было аккредитовано всего три программы трех учебных заведений, в 2005 г. – уже 19 программ 10-ти школ, а в 2011 г. аккредитованы (и находятся в процессе аккредитации) 35 учебных программ 16-ти учебных заведений. При этом количество студентов аккредитованных программ за последние два года выросло с 904 (в 2009 г.) до 971 (в 2011 г.).
Хочу со всей ответственностью отметить, что членство в ЕААА и аккредитация программ в ЕААА являются сугубо добровольным решением руководства школ: в этом отношении никто не заставляет и не давит ни на Советы Попечителей, ни на ректоров или преподавателей, ни, тем более, на руководителей деноминаций. К слову, в настоящее время членами ЕААА являются 24 баптистские, 20 пятидесятнических и 8 школ других евангельских деноминаций (а также 2 христианские организации)...
По-разному можно оценивать непосредственно процесс роста количества учебных заведений и их программ, но их функционирование на сегодняшний день свидетельствует о том, что в той или иной форме спрос на их программы все-еще есть; а точнее, пока еще есть.
Какие перспективы развития евангельских учебных заведений и их программ? Чтобы ответить на этот вопрос, лидерам богословского образования и евангельских деноминаций все-таки нужно хотя бы один раз встретиться на несколько дней для конструктивного диалога, чтобы высказаться и услышать друг друга. Лично для меня ситуация является парадоксальной: за 20 лет не произошло ни одной подобной рабочей встречи на уровне евангельского движения! Общие Собрания ЕААА, которые проходят один раз в два года, начиная с 1997 г., не идут в счет, так как на них лидеры деноминаций приезжают, как правило, только с приветственным словом. Никто из них, к сожалению, не может (или не хочет? или чувствует себя неуютно с "образователями"?) найти время или не видит целесообразности в том, чтобы остаться хотя бы на три дня и пообщаться с руководителями евангельских вузов России, Украины, Белоруссии и Молдавии, вникнуть в суть их работы, что-то подсказать, чему-то поучиться, предложить или разработать совместные проекты, и т.д. и т.п. Почему?!
Иначе следующие 20 лет могут действительно стать периодом застоя. Однако не для всех евангельских вузов, а для тех, кто не думает о стратегии, кто живет сегодняшним днем, кто боится выходить на обще-евангельский уровень в своей жизнедеятельности, а более всего, для тех, кто утратил перспективу Missio Dei из своего видения и философии программ.
К нашему стыду, большинство евангельских "консервативных" (не в вопросах богословия, а в вопросах формы) церквей почти утратили миссионерскую перспективу, чего не скажешь о десятках новых евангельских церквей, которые остаются консервативными в ключевых аспектах евангельского богословия, но ищут новые формы богослужения, новые формы миссионерства, рассматривая профессиональный мир как миссионерское поле; где преподаватели вузов, адвокаты, судьи, депутаты, интеллигенция не имеют ложного чувства вины за свое призвание, где их ободряют свидетельствовать о Христе на своем "профессиональном миссионерском поле"... Евангельские школы теряют миссионерскую перспективу именно из-за того, что ее теряет евангельская Церковь. Откуда в евангельские вузы приходят студенты, преподаватели, члены советов попечителей, руководство? Куда уходят выпускники евангельских вузов, в какие церкви?
Оглядываясь на историю Церкви, в разные периоды мы видим, что любая миссионерская активность сопровождалась просветительством (образованием). Создавать потребность в богословском образовании искусственно не имеет смысла: не те цели, не те мотивы. Единственно оправданный мотив: любовь ко Христу и любовь к ближнему ("другому"); из-за любви ко Христу и ближнему привести ближнего к любви ко Христу. Если мы, как евангельская Церковь, снова не обретем миссионерской перспективы, если Missio Dei не станет смыслом и основой нашей личной и профессиональной жизни, у нас нет будущего, не будет будущего и у евангельского богословского образования...
Нравится или не нравится лидерам евангельских деноминаций и пасторам евангельских церквей слышать это, факт остается фактом: состояние богословского образования в целом отзеркаливает нынешнее состояние поместной евангельской церкви в частности; состояние миссионерской деятельности в целом также отзеркаливает нынешнее состояние поместной евангельской церкви в частности. "Пробуждение начинается с меня..."