Каменный свидетель

Если бы здания могли говорить, то наверняка поведали нам немало интересных историй. Ведь они были свидетелями многих событий, грустных и веселых. Но прежде всего городские здания хранят память о людях — тех, чия жизнь была с ними связана. Вот, к примеру, почему Трехсвятительская церковь большинству горожан известна под именем Гольберговской?

Александр КЛЮЧКО. – „Вечерний Харьков”, 20 липня 2007 року (рос.)

На рубеже 19-го и 20-го веков семья Гольбергов в Харькове была очень известна. Пятеро братьев-купцов, занимавшихся торговлей железно-скобяными товарами и краской, отказались от иудейского вероисповедания и приняли христианство, без чего тогда в Росии практически невозможно было сделать хорошую карьеру. Торговля Гольбергов приносила немалый доход. Расширяя дело, они в 1896 году открыли фабрику по производству красок, который потом стал заводом «Красный химик».

Особенно преуспел в бизнесе Григорий Осипович Гольберг. В 1903 году его вместе с женой Марией причислили к купцам первой гильдии. На радостях купеческая семья решает построить храм. Решение с радостью восприняли жители Заиковки и утвердило епархиальное управление.

Для строительства Гольберги жертвуют часть своего земельного участка — 750 квадратных саженей (0,34 га) и 10 тысяч рублей деньгами. Вскоре утверждают и название храма — Трехсвятительский. На выбор названия повлиял тот факт, что имена братьев Григорий, Александр и Василий частично совпадают с именами трех христианских святителей, которыми являются Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст.

И хотя в то время в нашем городе уже было два Трехсвятительских храма, нижняя (теплая) церковь Покровского собора (1689) и домовая мужской гимназии (улица Гоголя, 7), все же это название утвердили.

Был объявлен конкурс архитектурных проектов, в ходе которого строительный комитет выбрал проект, выполненный харьковским архитектором профессором технологического института Михаилом Ивановичем Ловцовым. За основу архитектор взял конструктивное решение церкви на Петербургском подворье Киево-Печерской лавры, построенной в 1895-1900 годах по проекту инженера В.А. Косякова. Предложенное М.И. Ловцовым решение хотя и соответствовало всем каноническим требованиям, предъявляемым к церковным зданиям, но все же содержало новаторские идеи.

Центральный купол опирается на перекрещивающиеся арки, пролет которых соответствует размерам храмового зала. Это позволило освободить зал от несущих столбов. Обширный зал храма перекрыт парными перекрестными железобетонными арками, на пересечение которых опирается центральный световой барабан с куполом.

Торжественная закладка храма состоялась 2 сентября 1906 года. Но архитектор не смог присутствовать из-за тяжелой болезни, не пришлось ему и руководить строительством — 29 ноября 1907 года он умер.

Восемь лет строительными работами руководил друг М.И. Ловцова — харьковский епархиальный архитектор Владимир Николаевич Покровский. Он лично разрабатывал рабочие чертежи и шаблоны. На строительство пошло около 2 млн. штук кирпича, а общая сумма затрат на все работы составила 200 тысяч рублей в ценах того времени.

Высота центрального купола без креста 40 метров, а высота колокольни до основания креста — 48 метров. Кресты на храме и колокольне — 3,5 и 3 метра. Храм может вместить до 650 человек.

Украшением является иконостас, изготовленный в Италии по чертежам В.Н. Покровского. По обе стороны от иконостаса расположены два киота, в которых находятся иконы: в правом — Трех святителей, в левом — Святой великомученицы Марии — покровительницы Марии Гольберг. Под западным притвором и северным крыльцом расположены два помещения, которые предназначались для семейной усыпальницы Гольбергов.

Для росписи храма пригласили петербургского живописца, ученика И.Е. Репина и В. Серова — Алексея Соколова. Изучив древнерусскую и византийскую иконопись, он украсил храм не копиями старинных росписей, а смог воспроизвести в своей работе ее принципы. Расписывал храм два года.

Хотя к 1914 году основные строительные работы были завершены, освячщение новостройки состоялось 29 мая 1915 года. Незадолго до этого поступило предложение возвести Трехсвятительскую церковь в степень архиерейского дома Куряжского монастыря.

О торжественном освящении храма позаботились Г.О. и М.С. Гольберги. После освящения началась Божественная литургия. В конце службы от имени Кряжского Спасо-Преображенского монастыря супругам Гольбергам преподнесли икону Трех святителей, а епископ Федор произнес в их честь приветственную речь. На стене храма установили памятную доску с именами преосвященных, зодчего и художника. После службы Голберги пригласили всех присутствующих домой, где были накрыты столы.

В том же 1915 году напротив храма Гольберги начинают строительство трехэтажного особняка. Проект выполнил популярный в то время архитектор В.А. Эстрович. Это здание сохранилось до нашего времени (улица 1-й Конной армии, 104).

Ежедневные службы продолжались в храме до его закрытия в 1923 году. После этого церковь служила складом, в нее свозили утварь из других закрытых храмов. В 1925 году по просьбе жителей ее открывают вновь. Архивные документы не сохранили точной даты следующего второго закрытия храма. Известно только, что богослужения прекратились незадолго до начала Великой Отечественной войны. Вновь храм открыли в 1941 году, он работал во время оккупации Харькова.

И сегодня действующий Трехсвятительский храм не только украшает наш город, но и напоминает о жизни многих харьковчан.

Василий Великий (ок. 330-379 гг.) родился в благочестивой христианской семье в Кесарии. Учительствовал в Константинополе и Афинах, преподавал риторику, философию, астрономию, математику, физику и медицину. Был архиепископом Кесарийским. Вел строгий образ жизни, помогал бедным и больным, основал два монастыря.

Григорий Богослов (Назианзин) (ок. 330-390 гг.). Обучался в Афинах богословию, поэзии, геометрии, ораторскому искусству. Некоторое время вместе с Василием Великим был пустынником. По просьбе Собора епископов переехал в Константинополь. В 381 году Второй Вселенский собор избирает его Константинопольским патриархом. Но Григорий отказывается от этой должности и удаляется в пустыню, где занимается сочинением богословских книг. Его труды сыграли значительную роль в оформлении догматов христианства.

Иоанн Златоуст (Хризостан) (ок. 350-407 гг.). Вел праведный образ жизни, бичевал богатство и роскошь. Был талантливым проповедником и оратором, за что и прозвали его Златоустом. Он автор трудов по аскетике и экзегетике, духовных песен и катехизиса. В православном богослужении чаще всего используется литургия Иоанна Златоуста.