Київ новомучеників. Митрополити Богоявленський і Дьяков
Кожен день кияни ходять по вулицях, на яких жили святі. Поділ, Лук'янівка, Солом'янка - в кожному з цих районів у XX-му столітті жили, молилися, гинули і знаходили сенс життя не зовсім звичайні люди. Ми пропонуємо згадати хоча б деяких з них (рос.).
Святой, выступивший против Распутина
Первый адрес - предконечная остановка 24-го автобуса, в пяти минутах ходьбы от Киево-Печерской лавры. Здесь зимой 1918 года погиб человек, который тогда был высшим православным иерархом в Украине – митрополит Владимир (Богоявленский).
Выходец из русской глубинки, Богоявленский благодаря самым высоким оценкам в семинарии смог бесплатно продолжить духовное образование. После окончания Тамбовской духовной академии он стал преподавателем в семинарии. Возможно, он так бы им и остался, если бы не внезапная смерть от туберкулёза жены и ребенка.
Василий Богоявленский после этого принимает монашеский постриг с именем Владимир, а еще через два года становится епископом.
Дальше – весьма стремительная церковная карьера. Ею митрополит обязан известному юристу Анатолию Кони, который случайно услышал проповедь священномученика во Владимирском соборе Самары и был так ею впечатлен, что рекомендовал епископа тогдашнему обер-прокурору Святейшего синода Константину Победоносцеву.
Богоявленского назначили епископом в Грузию, что в Российской империи считалось третьей по влиятельности церковной должностью после епископов Санкт-Петербурга и Москвы.
В 1898 году, после смерти московского митрополита, Богоявленского переводят в Москву. Там епископ активно занимался миссионерством среди рабочих, полемизировал с марксистами. Обращал особое внимание на борьбу с народным пьянством.
В 1911-м под его покровительством состоялся Российский противоалкогольный съезд.
В следующем году на Всероссийском съезде практических деятелей по борьбе с алкоголизмом митрополит Владимир выступил с докладом "Против ли нас, абстинентов, Библия?", где библейски обосновал преимущества трезвого образа жизни и запрета на употребление вина.
Фрагмент виступу митрополита на Всеросійському протиалкогольному з'їзді. Публікація в журналі "В борьбе за трезвость", 1912 |
В Москве он сдружился с великой княгиней Елизаветой Феодоровной, которая позже была канонизирована как священномученица, чья жизнь также во многом связана с Киевом.
С 1912 года Владимир Богоявленский, по сути, возглавил Русскую церковь. Он назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, священноархимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской лавры и первенствующим членом Святейшего синода. Впрочем, пробыл он на новом месте недолго.
Деятельный проповедник, человек евангельских и библейских взглядов, вполне естественно, он не пришелся по духу такой темной личности, как Григорий Распутин.
В результате настроенная Распутиным против митрополита императрица Александра Федоровна удалила, а фактически сослала его в Киев.
Ікона новомученика Володимира |
С ноября 1915 года Владимир Богоявленский – митрополит Киевский и Галицкий с сохранением звания первенствующего члена Святейшего синода.
Вечером 25 января 1918 года к митрополиту, жившему в Киево-Печерской лавре, пришли пять вооружённых солдат-большевиков во главе с матросом.
Вот как вспоминает гибель Владимира Богоявленского митрополит Евлогий (Георгиевский), свидетель тех событий:
"Матросы ворвались в его квартиру, отпихнули старика-келейника, пригрозив ему револьвером,– и бросились в спальню. Там они оставались около двух часов. Что в спальне происходило, неизвестно. Потом они вывели владыку Владимира и направились с ним к чёрному ходу. "Прощай, Иван…",– успел сказать келейнику митрополит. Вывели владыку из Лавры незаметно. У лаврских валов матросы прикончили его – расстреляли в упор… Он лежал полунагой, когда его нашли. Убийцы сорвали крест, панагию, даже набалдашник с посоха, только шубу не успели унести и бросили тут же".
Посмертний знімок митрополита Володимира |
Впрочем, вряд ли можно было ожидать чего-то другого от озверевших представителей безбожной большевистской власти, за девять дней до того зверски запытавших до смерти пленных студентов Киевского университета, вступивших с ними в неравный бой под Крутами (мало того, еще и поглумившихся над телами уже мертвых молодых парней).
Всякий, кто пытается оправдать это безумие, должен еще и еще раз вспоминать эти преступления – безобразные свидетельства совершеннейшей дегенеративности красной власти…
В Свято-Успенской Киево-Печерской лавре сохранился корпус, где жил митрополит Владимир и откуда его повели на расстрел через Экономические ворота Лавры.
Место расстрела священномученика сейчас отмечено деревянным крестом. Найти его несложно – если идти от площади Славы к Лавре по правой стороне улицы Ивана Мазепы, дойдя до валов (которые перед монастырем), надо просто посмотреть вверх. На валу и стоит тот самый крест, обозначающий место гибели святого.
Мощи священномученика находятся в Ближних пещерах Лавры.
73-летний старик был забит насмерть на допросе в Лукьяновском СИЗО
Второй адрес – Лукьяновское СИЗО и Лукьяновское кладбище. В 1937 году в кабинете №164 следственного управления Лукьяновской тюрьмы погибло двое священнослужителей, которые теперь причислены к лику святых.
Первый из них – фактический руководитель всех украинских православных приходов митрополит Константин (Дьяков).
Он родился в 1864 году в селе Старая Водолага Харьковской губернии в семье священника. Окончил будущий мученик Харьковскую духовную семинарию. В 27 лет он стал священником, служил в столице Слобожанщины, в храме Рождества Христова.
Первый раз Константин Дьяков был арестован еще в 1923 году, впрочем, тогда ему так и не предъявили обвинения и освободили спустя два месяца.
Как и многим другим священномученикам, ему довелось побывать, как вспоминали современники, "в липких от крови" подвалах Октябрьского дворца в Киеве (ГПУ проводило допросы и пытки в подвале, где сейчас расположен кинотеатр).
В 1924 году Дьяков был рукоположен во епископа Сумского, викария (помощника епископа) Харьковской епархии, временно управлял епархией.
В 1926-м был второй раз арестован, находился в тюрьме три недели.
Владика Костянтин (другий зліва), Харків, 1927. Всі ці єпископи були розстріляні протягом наступного десятиліття |
В ноябре 1927-го возведён в сан архиепископа и назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским экзархом Украины, в 1934 Константин Дьяков стал митрополитом Киевским и экзархом Украины в связи с переездом столицы.
Владыка Константин, в отличие от многих других священномучеников, не был принципиальным противником власти, скорее, наоборот, он был очень ярким представителем "сергианства" – политики соглашательства тогдашних церковных иерархов Русской православной церкви с большевиками.
Впрочем, это отнюдь не спасло его от расправы. В 1937 году НКВД задумал устроить громкое образцово-показательное дело о "контрреволюционной организации церковников-тихоновцев, подготавливающей восстание в случае войны с Германией".
Первым, кого арестовали, и был Константин Дьяков. 29 октября 1937 года его вытащили из алтаря Покровского храма, расположенного на киевской Соломенке (улица Островского, 20/1), прямо во время службы.
Свято-Покровський храм, де заарештували митрополита Костянтина |
На основании ложных показаний начались допросы, которые проводил следователь НКВД Гольдфарб. Надо заметить, что следователь это дело провалил – не один его обвиняемый не дожил до суда. А через некоторое время (неслыханное дело для тех времен) был исключен из органов "за чрезмерное применение мер физического воздействия в ходе допросов".
Именно на таком допросе и погиб 10 ноября 1937 года митрополит Константин.
Перед смертью он описал плачевное состояние церкви в то время: "В связи с переводом столицы из Харькова в Киев я прибыл к месту своего нового служения 29 марта 1935 года.На Киевщине было 170 приходов, из них 70 функционировало и 100 взяты под заготзерно. В настоящий момент число приходов на Киевщине сократилось до минимума: всего 16 с 4 городскими".
В конце концов, митрополит написал: "Я прошу советскую власть дать возможность мне, 73-летнему старику, одержимому весьма многими и тяжелыми физическими недугами, мирно и тихо закончить свою жизнь".
Советская власть предложила ему компромисс – сдать подельников, отречься от своих убеждений, заявить, что морочил голову все эти году трудовому народу, рассказывая о Боге… Продать Христа другими словами.
Он сказал, что подельников не имеет, отрекаться от веры отказался… Не хулил он и своих палачей.
Ікона новомученика Костянтина |
Похоронен митрополит Константин в братской могиле на Лукьяновском кладбище, где в те годы совершались массовые тайные захоронения расстрелянных в тюрьме НКВД.
Очевидцы тех событий пишут, что хоронили всех в выкопанных между могилами траншеях. Ночью в такую яму укладывали несколько сотен трупов и засыпали.
Всего, по оценкам историков, в ходе репрессий 1937–1939 годов в Лукьяновском СИЗО было расстреляно (уже тогда это место имело мрачную славу!) и похоронено на территории Лукьяновского кладбища в безымянных могилах около 25 тысяч человек.
На сегодня найдены останки 12 тысяч жертв сталинщины. Смертельный конвейер…
Каплиця новомучеників і сповідників російських на Лук'янівському цвинтарі |
19 октября 1993 года митрополит Константин (Дьяков) был канонизирован определением Священного синода Украинской православной церкви как священномученик.