• Головна
  • Максим Балаклицкий. Почему нельзя креститься в интернете: ограничения массовой коммуникации в церковной работе...

Максим Балаклицкий. Почему нельзя креститься в интернете: ограничения массовой коммуникации в церковной работе

18.02.2011, 18:04
Максим Балаклицкий. Почему нельзя креститься в интернете: ограничения массовой коммуникации в церковной работе - фото 1

Всё возрастающее влияние технологий на современную жизнь заставляет постоянно уточнять баланс между пренебрежением к Богом данными механизмами церковной работы и переоценкой технических средств, становящихся содержанием веры («в 2001 году был выдвинут лозунг: «Перестаньте строить храмы, развивайте Интернет!»)

346436546.pngС момента грехопадения Технология является одной из тех «стихий мира» (Кол.2:20), значение которой в своей жизни люди так склонны переоценивать. Не свободно от этого перекоса и христианство: в его истории мы видим постоянное стремление, с одной стороны, держать руку на пульсе технологического развития, с другой, провозгласить Церковь зоной «естественной» жизни, свободной от «дьявольских изобретений». Протестантизм всегда стремился быть в курсе технологических новинок. Достаточно вспомнить, что печатный станок спас Лютера от папского костра.

Всё возрастающее влияние технологий на современную жизнь заставляет постоянно уточнять баланс между пренебрежением к Богом данными механизмами церковной работы и переоценкой технических средств, становящихся содержанием веры («в 2001 году был выдвинут лозунг: «Перестаньте строить храмы, развивайте Интернет!»[1]).

В сентябре 2010 года на сайт «Твоя Библия» пришел вопрос: «Сейчас много церквей имеют свои сайты, можно ли покреститься онлайн?» Что бы Вы ответили на него?

И если технология так необходима церкви, почему Иисус не создал телеканал? Дело ли в «научной отсталости» Его времени?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно раскрыть различия церковной (личной и групповой) и журналистской (массовой) коммуникации.

Личная и групповая коммуникация

Массовая коммуникация

Задействованы все виды ощущений: зрение, слух, нюх, прикосновение

Восприятие всегда частично

Возможны разные виды деятельности

Восприятие пассивно, в лучшем случае всё сводится к простому обмену информацией

Широкие возможности мгновенной обратной связи

Почти всегда монолог. Склонность к диктату

Учитывание особенности аудитории, соответствие местным нуждам

Представление об аудитории крайне обобщено, если вообще есть («пипл [хавает]», «биомасса», «чернь», «толпа»[2]). Непредсказуемые эффекты. Культ личностей, культ технологии, культ количества, культ профессионализма

Годится средний уровень квалификации коммуникаторов

Нужны профессионалы

Доступная цена

Дороговизна

Возможно уточнить сообщение

Наименьший средний знаменатель, упрощенчество

Возможно создание непринужденной атмосферы

Искусственность и стрессы почти неизбежны. Возникает отчуждение

Моя гипотеза состоит в том, что Иисус не создал телеканал, потому что знал, что делает. Вместо этого Он основал Церковь, созданную по модели семьи. Семья построена на непосредственном общении. Близкие люди касаются друг друга.

Иисус всегда работал в зоне физического контакта. Расширение коммуникации происходило за счет расширения количества коммуникаторов, а не увеличения аудитории («когда Он вошел в лодку, [бывший] бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и [как] помиловал тебя» (Мк.5:18–19). «Правильная» массовая коммуникация — это дуплицирование группового общения.

Массовая коммуникация хороша и необходима как дополнение личной и групповой коммуникации или при их отсутствии. Она работает а) на этапе разрушения стереотипов, расширения кругозора, и б) в процессе духовного возрастания уже уверовавшего[3].

Массовая коммуникация не годится для уверования. Как показывают исследования[4], украинцы присоединяются к баптистской церкви в подавляющем большинстве при совпадении двух условий: жизненного кризиса и личного свидетельства верующего знакомого или родственника.

Это показывает и практика церковной работы. Социальные программы, позволяющие адвентистской церкви в Харькове налаживать связи с общественностью, предполагают личное внимание к людям, диалог с ними, свидетельство христианской заботы о них, а лишь затем переход к лекциям, раздаче книг, дисков, газет.

Пример первый. «Школа здоровья» проходит каждую субботу в 17.00–20.00 в харьковском дворце культуры «Металлист» по ул. Плехановская, 77 (метро «Спортивная»).

На встречах предлагают просветительские лекции, врачебные консультации, измерение веса и роста, артериального давления и пульса, измерение уровня холестерина и сахара в крови, определение индекса массы тела, процента жировых тканей в организме, висцерального (внутреннего) жира, процента мышц в организме, расхода калорий в состоянии покоя, биологического возраста, пробы Генчи и Штанге, степ-тест, тест «Состояние сердца», бесплатный массаж. В течение месяцев посетители Школы получали социальную помощь — крупы, макаронные изделия, хлеб.

Программа работает год. Каждый раз приходит 20–30 не членов церкви. До десяти человек посещает библейский класс.

Пример второй. На базе молитвенного дома по ул. Мира 3 (район ХТЗ, метро «Тракторный завод») год проходила еженедельная благотворительная программа. В феврале 2010 года пастор распечатал объявления на бумаге А4 формата. Там было написано: «Социальная помощь — хлеб, крупа — каждый четверг с 16.00 до 18.00. Ул. Мира 3, Духовный центр». Члены церкви развесили, кто где мог: на базаре, в метро, возле домов. В первый день пришло шесть человек. Обслуживающего персонала было раза в два больше.

Как вспоминает пастор, «Пришедшие были просто ошарашены нашим уважительным отношением. Мы с ними знакомились, спрашивали, откуда они узнали об этой программе, приглашали приходить еще. Давали пачку крупы, буханку хлеба, пирожок, чай. Половина приходящих были люди неблагополучные, с алкогольной зависимостью, бомжи, вторая половина — бабушки, которые решили посмотреть, правду ли написали. Потом были молитвы за алкоголиков.

Показывали видеопроповеди. Люди после фильма задавали вопросы по услышанной теме. Каждый раз прибавлялось два-четыре человека. Объявления были развешены только раз, дальше работала «цепочка доброты».

В течение двух месяцев ходило 25-30 человек. Многие уходили, так и не поняв, что это церковь, думали, что это «что-то социальное», показывали свои удостоверения. Некоторые обижались, что им досталась овсянка, а не горох, тогда мы четко объяснили, что продукты приобретены за пожертвования, и нужно быть благодарным и за это. Я пил с ними чай, и мы просто разговаривали о жизни».

Благодаря этой программе внецерковные лица стали запросто заходить в молитвенный дом: погреться, получить помощь, взять миссионерскую газету, просто «в церковь, послушать». За этот год четыре человека присоединилось к церкви и на заключительной встрече еще 12 заполнило бланки о желании принять крещение. За год не меньше сотни человек посетило эти встречи, познакомились с христианами и их образом жизни.

436456456436.jpg

Залогом успеха обеих программ является не технические средства, а готовность команды христиан к стабильной самоотдаче.

«Заочное» спасение возможно лишь в особых случаях. В обычных обстоятельствах Бог спасает через церковь и в церковь. Можно ли покреститься онлайн? «…можно, но тогда и вечная жизнь будет доступна Вам только в онлайн-варианте».

 


[1] Подберезский И. Бог. Вера. Общество. Личность. Мнение российского баптиста / Подберезский И.В. — СПб. : Библия для всех, 2004. — [432 с.] С. 3.

[2] Вспомним отзыв фарисеев о своей пастве: «этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 7:49).

[3] Балаклицький М. Міні-медіа в протестантській комунікації України / М.А. Балаклицький // Інформаційне суспільство. — Вип. 11. — 2010. — Перше півріччя. — С. 24–28.

[4] Глик Д. Что говорят новообращенные христиане Украины. В помощь пасторам, лидерам и церквям / Дэниел Глик. — Запорожье : Пилигрим, 2008