Меняю писанку на коломыйку

Пасхальное путешествие предполагает движение на восток – в сторону Святой земли, а «Выходной.24» отправился на запад – во Львов и Коломыю, и ничуть не пожалел о выборе направления

Тетяна ЛИТВИНОВА. — «24», 26 квітня 2008 року (рос.)

Маленький городок в предгорьях Карпат столь аккуратный и живописный, что кажется декорацией к фильму о самом себе – такова Коломыя. Впервые упомянутое в летописях восемь веков назад, местечко разрушалось столькими завоевателями, что до наших дней сохранилась лишь австрийская застройка конца XIX века.

Переживший две мировые войны исторический центр города, созданный в стиле сецессии и модерна, сберег в кольце узких каменных улочек и два костела: один – 1775 года, второй – 1897 года постройки. На городском кладбище сохранилась самая старая на Гуцульщине деревянная церковь – Благовещения (1587 г.). Если вы окажетесь в городе в воскресенье, то количество нарядно одетых людей, идущих в церковь, а также цветы, высаженные на газонах и на стенах домов в цветочных ящиках и висячих корзинках, покажутся кинематографической уловкой. Похоже, жителям Коломыи свойственна необычайно сильная тяга к красоте. Иначе как объяснить название города, въезжая в который нужно было мыть колеса телег? Одна из версий происхождения названия города гласит, что «коломыя» значит мыть коло-колесо. Но других «Мый» история не сохранила, поэтому верится с трудом, что в остальных городах ездили в грязных повозках.

Имя города увековечено в коломыйках – веселых куплетах, которые поют на Покутье уже не одно столетие, проговаривая слова как в самой быстрой скороговорке. Коломыя – город с Магдебургским правом с 1362 года – богатела в основном на соли. И на том, что на здешних ярмарках купцы под угрозой лишения товара были обязаны пользоваться только коломыйскими весами.

Городская ратуша стоит к площади Рынок вполоборота: ее возвели в 1877 году после пожара, в котором погибла прежняя деревянная, а также множество жилых домов. Для погорельцев построили каменные дома. Именно благодаря этим зданиям старый центр сегодня считается изюминкой Коломыи. Обойти старый город можно за пару часов, не преминув заглянуть в городские музеи.

ХРУПКИЕ СОКРОВИЩА

Коломыйский музей народного искусства занимает красивое здание на Театральной улице. Среди более 20 тысяч экспонатов пристального внимания заслуживают предметы быта и церковная утварь с уникальной резьбой по дереву. Но главный этап пасхального путешествия – музей «Писанка». Возведенное за 90 дней здание, центральная часть которого – расписное яйцо высотой 13 м, было открыто в 2000 году во время 10-го Международного фестиваля гуцулов. Это самое большое в мире яйцо стало визиткой Коломыи и основным туристическим объектом города.

В коллекции музея – больше 12 тысяч яиц. Экспозиция ведет посетителей от древней символики – рыб, треугольников и меандров, через многочисленные образчики расписных яиц из разных регионов Украины (чьи узоры абсолютно разные), к «яичному собранию» со всего мира. Космическое древо жизни на скорлупе – символ плодородия в Индии, Ираке, Турции, Румынии, Венгрии, Словакии. А писанка на страусином яйце – вовсе не современная находка: в средневековой Европе страусиными яйцами, декорированными золотом, украшали в Пасху интерьер соборов.

В музее вы узнаете, что писанка и крашенка – не одно и то же. Крашенка более поздний артефакт – это сваренное в природном красителе яйцо. Писанку не варят, чтобы не убить священную силу зародыша, не едят, а дарят и хранят, как талисман. В росписях писанок встречается более ста различных элементов: точки, черточки, завитки имеют определенное значение и в совокупности составляют послание. В старину писанку считали магической вещью. Например, писанка с узором «Бесконечная дорога» защищает от злого глаза, ее кладут в доме на видное место, чтобы все недоброе попадало на символическую дорогу и вечно кружило, не причиняя вреда хозяевам. А 22 марта, в День сорока святых, начинают рисовать «Сорокаклинку». Яйцо с орнаментом из 40 клиньев по очереди расписывают 40 замужних женщин, каждая выводит отдельный клинышек и загадывает желание. Если роспись выполнена верно, все желания сбудутся.

Есть в экспозиции музея забавное крошечное яичко-сносок (т. е. самое первое яйцо, которое снесла курица). Говорят, если отобрать такое у курицы и самому неделю проносить под мышкой, вылупится ваш личный… черт, который исполнит любой каприз!
Более серьезные экспонаты оставили высокие гости музея, в том числе Виктор Ющенко и Отто фон Габсбург. Традиционно именитым посетителям предлагают белое яйцо, растопленный воск и писачок, которым они расписываются на скорлупе. После чего профессиональная художница наносит вокруг традиционный узор.

Кстати, местные узоры мастеров из прикарпатских сел Космача (Косовского района), Замагоры (Верховинского района) и Черного Потока (Надворнянского района) отличаются от других. Именно эти села считаются центрами мастерства. Рисунки передают в семьях из поколения в поколение. Каждая школа имеет свою собственную цветовую гамму и наиболее часто употребляемые символы. Например, Косовские писанки выполнены в теплых тонах с мелким желто-красным орнаментом. Чем выше в горы, тем холоднее становится цветовая гамма, в результате самые холодные «белые» писанки – с Верховины.

Надо сказать, что яйца в Коломые не только в музее, но и на улицах города: каменные памятники писанке украшают городские скверы. Но Коломыя в этом смысле не уникальна: подобные скульптуры есть в селе Братковичи на Львовщине, а также на Хортице. А в Канадской провинции Альберта в городе Вегревиль, в 100 км от Эдмонтона, на территории эко-музея «Калина-кантри» есть огромный памятник писанке высотой с трехэтажный дом. О н поставлен в честь украинцев, участвовавших в создании Канадской конной полиции (RCMP). Так что, если у вас есть возможность составить свой маршрут с заездом в Канаду, полюбуйтесь и заморской пасхальной диковинкой.