Не судить, а изучать новейшие религиозные движения

08.05.2003, 12:05
Клара ҐУДЗИК,– «День», №77, 6 мая 2003 года

Недавно в Отделении религиеведения Института философии имени Г.С. Сковороды НАНУ состоялась встреча ученых с лидером одной из новейших церквей Виссарионом Христом — основателем Церкви Последнего Завета и крупнейшей в мире духовно-экологической общины Сибири, на берегу о. Тиберкуль. Там сегодня живет более 5 тысяч последователей Виссариона Христа из разных стран, общее же количество членов Церкви Последнего Завета составляет 60 — 80 тысяч. В Украине также есть несколько общин «виссарионовцев». Так, на встречу со своим богом приехали в Киев харьковчане, которых, судя по их одежде, трудно отнести к категории обеспеченных людей. Интересно было наблюдать встречу киевских ученых, философов, религиеведов с этим странным, одетым в причудливый красный наряд, сорокалетним человеком, очень похожим на традиционные изображения Иисуса Христа (может, именно это и натолкнуло его 12 лет назад на «божью» дорогу?). На мой взгляд, ученое собрание чересчур серьезно трактовало Виссариона, и чего-то похожего на диспут не произошло. Невольно вспомнился визит апостола Павла в языческие Афины. Встреча с Виссарионом стала поводом для разговора с господином Анатолием Колодным — доктором философских наук, профессором, заведующим Отделением религиеведения Института философии им. Григория Сковороды НАН Украины.

— Господин профессор, с какой целью была проведена встреча ученых института с Виссарионом Христом?

— Дело в том, что мы — ученые, и в подходе к любым конфессиям не имеем права проявлять малейшую предубежденность и субъективность. Тем более в ситуации современного конфессионального и религиозного разнообразия. Предубежденность не способствует добросовестному выполнению своих обязанностей, а именно — объективному исследованию, всестороннему изучению того или иного религиозного явления. Ученый должен быть конфессионально нейтральным и не руководствоваться в своей работе собственными религиозными убеждениями, скажем, своей принадлежностью к православию. Здесь нельзя проявлять даже малейшую воинственность, независимо от того, воспринимаю я или не воспринимаю какое-то новое вероучение. А если начать критиковать или поучать всех и вся — не жди настоящих научных результатов. Мы регулярно приглашаем в Отделение религиеведения представителей разных конфессий и религий, разных церквей. Мы и сами ходим к ним — с целью изучения. Бывает и так, что, не решив свои проблемы на государственном уровне, верующие разных церквей обращаются в Институт, приходят ко мне. Сам я иду к ним, в офисы конфессий, храмы и молитвенные дома, ночую в ашраме, монастырях. Это может кому-то не нравиться и создавать впечатление о нашей «всеядности», но мы, с одной стороны, — исследователи, а с другой — всегда уважаем религиозный выбор каждого человека и тот путь к Богу, который он избрал. Кто имеет право ему этот путь перекрыть? Думаю, что никто. В круг наших обязанностей входит организация различных мероприятий, конференций, на которых верующие, духовенство разных конфессий, сидят рядом, общаются, узнают друг друга. После этого их отношения обычно хотя бы немного становятся более толерантными. Недавно в Хмельницком после одной нашей межконфессиональной конференции православный епископ признал: «Вы посадили нас здесь рядом и тем самым дали возможность ощутить Христову любовь к человеку как таковому, независимо от того, кто он по вере». Как мудро говорил Григорий Сковорода: «Религиозность — это в первую очередь «Богомыслие». Оно должно объединять верующих, «ибо Бог не где- нибудь, а в тебе». Для нас, ученых, не важно, признаны или не признаны, зарегистрированы или нет те или иные религиозные объединения, большие они или малые. Все они являются частью нашего общества. Нам бы хотелось, чтобы все они сосуществовали в мире. Такое отношение полностью отвечает христианскому принципу любви к ближнему, любви даже к врагу своему, как тому учил Иисус Христос. То же вы наблюдали на встрече с Виссарионом. Для нас очень важно было ознакомиться с основами учения новой церкви, уже получившей широкую известность, от ее первоносителя. Ведь, как вы услышали, у Виссариона до сих пор нет учеников. И мы стремились максимально использовать встречу как информационный повод. Встреча действительно оказалась уникальной в познавательном отношении, особенно для нас — религиеведов. В таких встречах, как свидетельствует наш опыт, нужно быть осторожными, чувствительными и внимательными, чтобы своей нетолерантностью не оскорбить, не ранить верующего человека, не допустить, чтобы он закрылся, почувствовав враждебность. Мои коллеги были предупреждены: «Дайте Виссариону раскрыться и свободно изложить свое учение, свои взгляды». Нас не очень интересуют другие вещи, например, его личная жизнь; в первую очередь — вероучение и жизнь церковной общины. Скажу вам, между прочим, что нашел определенную аналогию между тем значением, которое Виссарион придает человеческому труду как самовыявлению человека, и понятием «сродности труда» Григория Сковороды. Хочу подчеркнуть, что мы стремимся раскрывать, описывать, объяснять, а не оценивать вероучения и обряды конфессий. Нормативистские подходы характерны для богословов. Есть случаи, когда в деятельности религиозных организаций мы видим антигосударственную, явную антиукраинскую направленность, — тут мы не остаемся равнодушными. Но это уже не религия.

— Участвуют ли в вашей работе ваши студенты?

— Я преподаю в Киево-Могилянской академии, в Национальном университете им. Т. Шевченко и широко привлекаю студентов к изучению окружающего нас религиозного разнообразия. Они идут в общины, бывают на богослужениях, разговаривают с верующими, описывают их вероучения, обряды, образ жизни. При этом учатся уважать не только чужое мнение, но и веру. Пытаемся изучать также путь человека к вере. То, почему, по каким причинам люди выбирают ту или другую церковь или конфессию, что их там привлекает. Уверен, что изучая, понимая то или иное религиозное явление, молодой человек воспитывает в себе терпимость. Фанатизм всегда слеп.

— Почему, на ваш взгляд, наш сегодняшний день так «богат» новыми пророками и новыми конфессиями и даже религиями? В чем причина буйного религиозного разнообразия вокруг нас? Не может ли это сказаться на единстве украинского общества, особенно в условиях заметного недостатка толерантности?

— Появление новых религиозных течений — это явление не сугубо украинское, а мировое. Вся история религий — это история отмирания старых и рождение новых религиозных систем. Нынешняя глобализация общественной жизни коснулась и форм проявления религиозности. Ничего необычного в таком разнообразии я не вижу. В нем проявляется особенность духовной жизни в эпоху постмодерна. В наше время многие люди утратили прежние основы моральной жизни, прежние убеждения; многие ощущают духовный вакуум, даже кризис. Размываются обычные общепринятые нормы морали и ценности, такие, в частности, как семья. Молодые люди с легкостью смотрят на брак, развод, половые отношения. Людям, воспитанным в строгих правилах морали, тяжело все это наблюдать. К тому же, многих угнетает острое ощущение социальной незащищенности, собственной «никомуненужности». Стремясь вернуть утраченное, кое- кто идет в новые религиозные течения, даже едет в Сибирь к Виссариону. Появление новых течений в христианстве является также своеобразной реакцией на консерватизм традиционных его церквей, поиск в христианстве того, что было в нем до нововведений Вселенских Соборов и Отцов Церкви. Ведь наши традиционные религии недостаточно ориентированы на новые вызовы жизни, а также на потребности молодежи. Религиозная традиция акцентирует греховность каждой личности, духовенство постоянно напоминает о смерти и о суде после смерти. Возможно, для старого человека это и актуально, но для молодых — не совсем. А новейшие христианские движения воспевают Бога с радостью, по-новому. К тому же, они проявляют постоянное внимание к каждому члену общины. Зашел кто-то в храм — к нему сразу подходят; не придет на богослужение — идут домой, беспокоятся, не заболел ли; помогают лекарствами и тому подобное. Таким образом, они несут с собой самое необходимое для многих людей. И не удивительно, что сейчас на земле количество неохристиан постоянно растет. Так, имеется уже 600 миллионов членов харизматических движений различного толка. Итак, сегодня в мире втрое больше харизматов, чем православных. И потому очевидно, что если традиционные церкви, особенно православие, не начнут считаться с фактами, с признаками времени, в котором живут, то они могут превратиться в «секты» — незаметные маргинальные конфессии. В отличие от православных, католики это лучше понимают. Эффективным фактором их Аджорнаменто («Обновления») стал Второй Ватиканский собор шестидесятых годов прошлого века, со времени которого Католическая церковь пытается держать руку на пульсе современности.

— Газета «День» получает немало писем от своих читателей, в которых они возмущаются тем, что на государственном радио и телевидении регулярно «рекламируются» 2 — 3 традиционные церкви, тогда как в Украине есть несколько десятков религий, конфессий и деноминаций. Читатели спрашивают, не нарушается ли тем самым конституционное отделение церкви от государства?

— Во-первых, правильнее и демократичнее было бы говорить в законе об отделении церкви и государства. Нам на это указывают и зарубежные эксперты. Согласно этому принципу, государство не имеет права вмешиваться во внутренние дела церквей, а церкви не должны пытаться влиять на политические процессы. Поэтому, на мой взгляд, читатели газеты «День» правы — государственные теле- и радиоканалы не должно придерживаться избирательного принципа, потому что перед законом, государством все церкви равны. Другое дело, что каждая церковь имеет право иметь свой — не — эфир и использовать его по своему желанию. Подобная ситуация сложилась также с изучением Закона Божьего (под тем или другим названием) в школах, что может стать признаком дискриминации отдельных церквей и, как результат, провоцировать противостояние между ними. То же касается преподавания в высших учебных заведениях теологии. Во-первых, о какой «теологии» идет речь — православной, католической или одной из протестантских церквей? Ведь теологии «вообще» не существует. А во-вторых, никто не возражает, что каждая конфессия имеет право на открытие своих высших учебных заведений с государственным принципом лицензирования. Скажем, в Польше, Германии, других странах есть Католические университеты. Еще пример — церковь Адвентистов седьмого дня Украины открыла Гуманитарный институт в Буче, где готовят специалистов по менеджменту, маркетингу, финансовому делу, переводчиков и др. Так что выход есть — каждая церковь может создавать общеобразовательные школы, вузы, в которых вместе с общеобразовательными предметами преподавались бы и духовные.

— Каким вам видится развитие современной ситуации в украинском православии?

— В первую очередь отметим, что православию в целом удалось занять те позиции, которые оно должно было иметь как традиционная для Украины конфессия. Большинство украинцев идентифицируют себя с православной верой. Более половины религиозных организаций в Украине — православные. Но в нашем православии существует сложная и печальная ситуация. Не этого ждали, когда образовывали Киевский патриархат. А сейчас наблюдаем вражду, непримиримость между существующими православными церквями. Анализируя сегодняшнюю ситуацию, я пришел к выводу, что ждать в Украине объединения всех православных структур и образования на основе этого одной Православной церкви, — напрасно. На то есть определенные причины. В стране 15 — 20% русских, много обрусевших украинцев, немало тех, кто принадлежность к Московскому патриархату воспринимает как родительскую традицию. Поэтому считаю, что экзархат РПЦ будет в Украине всегда. Вот только его сегодняшнее название — «Украинская православная церковь» — не соответствующее, ибо это, собственно, Православная церковь в Украине. (А может — Русская православная церковь в Украине? — К.Г. ) Думаю, что священноначалие УПЦ Киевского патриархата избрало в последнее время правильную стратегию, а именно — отложить планы и надежды на всеправославное объединение и на немедленное получение канонического статуса, а последовательно спокойно развивать Киевский Патриархат как Поместную церковь, все формы ее жизни. Признание, как свидетельствует история, придет позже. Общество же, государство должны беспокоиться не об объединении православных церквей, а о налаживании нормальных толерантных отношений между ними. УПЦ МП должен, наконец, признать право Киевского патриархата как церкви на существование. А что касается УАПЦ, то над этой церковью сегодня нависла угроза развала. Вместо единой духовной структуры — отдельные враждующие епархии, в которых «княжат» епископы и налагают запреты друг на друга. На мой взгляд, определенную деструктивную роль в этой церкви сейчас играют архиепископ Игорь Исиченко и Братство Андрея Первозванного, которое ставит себя едва ли не над владыками. Из этого толку не бывает (вспомним, что Берестейская уния была частично спровоцирована братствами ХVI века). Что будет дальше — трудно сказать, а сегодня положение в этой церкви критическое. Между тем, нет никаких причин, кроме субъективных, которые препятствовали бы этой церкви существовать как единой институции, а в итоге и объединиться с УПЦ КП в одну Поместную церковь.

— Расскажите, пожалуйста, об Отделении религиеведения, которым вы руководите, и, особенно, об его издательской деятельности. Какими своими изданиями вы наиболее гордитесь?

— У нас всего 15 штатных научных работников — докторов и кандидатов наук. Большинство — молодежь; только два сотрудника из так называемого «атеистического прошлого», которые сегодня исследуют другие проблемы. Хотя отмечу, что ученые имеют полное право исследовать нерелигиозные формы духовности, в т.ч. и атеизм. Ведь украинский Закон о свободе совести гарантирует права не только верующих, но и неверующих. Научный потенциал Отделения базируется также на созданной нами Украинской ассоциации религиеведов. А это — около 300 ученых и преподавателей- религиеведов со всей Украины. Они участвуют во всех наших проектах — в научных конференциях (на 2003 год, например, их запланировано 14: в Киеве, Остроге, Черновцах, Тернополе, Хмельницком и других городах), написании коллективных монографий, а также во всей издательской деятельности Отделения религиеведения. У нас постоянные контакты и с западными учеными — наша Ассоциация является членом нескольких международных научных объединений, таких, например, как Международная ассоциация религиозной свободы, Международная ассоциация истории религии и др. А что касается важнейших наших изданий, то начну с таких, как «Религиеведческий словарь», трехтомная иллюстрированная «Религиозная энциклопедия», «Академическое религиеведение». Большой коллектив авторов в течение нескольких лет работает над уникальной для Украины десятитомной «Историей религии в Украине», пять томов которой уже увидели свет. Мы намерены, несмотря на все творческие и финансовые трудности, завершить ее в 2004 году. Издаем также научный ежегодник «Религиозная свобода», ежеквартальный бюллетень «Украинское религиеведение» и ежемесячный информационно-аналитический журнал «Религиозная панорама». Упомяну и «Библиотечку конфессий Украины»; это отдельные брошюры, каждая из которых посвящена одной из наших церквей. Запланировано выпустить 30 таких книг. Напечатано много научных тематических сборников. Своей работой пытаемся поднять общий уровень религиеведческого образования (в частности — среди журналистов). С этой самой целью недавно открыли — как не трудно — общедоступную Библиотеку религиеведа, где каждый может воспользоваться справочниками, энциклопедиями, монографиями, а также — большинством украинских периодических религиозных изданий. Есть у нас еще одно направление работы — подготовка к печати и изданию произведений почти не известных у нас украинских богословов диаспоры, а также тех, кто погиб во время репрессий в Западной Украине. Выпустили уже сборники трудов Ивана Музычки, Степана Ярмуся, Арсения Рычинского, Ивана Шевцива и других. В издательской работе, как и во всех других направлениях деятельности, Отделение религиеведения преследует в первую очередь одну цель — дать объективную информацию об истории и сегодняшнем дне религий Украины, содействовать согласию между конфессиями, повышению уровня толерантности в стране.

— Благодарю, господин профессор, за внимание к читателям газеты «День».
http://www.day.kiev.ua/18809/